Соединённые Штаты Америки / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

В США не существует какой-либо официальной идеологии. Более того, первая поправка к конституции, гарантируя свободу вероисповедания, свободу слова, свободу собраний и петиций, фактически содержит запрет на подобные установления. Характерный для США идейный и идеологический плюрализм основывается на приверженности подавляющего числа американцев к демократическим ценностям и принципам свободы.

Отсутствие официальной идеологии, однако, не означает, что в США не существует поддерживаемого и культивируемого государством самосознания, отличительными чертами которого являются тесное переплетение идей национальной и духовной исключительности, убеждённость в особом предназначении своей нации и государства, мессианство. Отсюда следует убеждённость в универсальном характере американских ценностей (в первую очередь — демократии и вытекающего из неё тезиса о равенстве возможностей) и стремление распространить их по всему миру.

Магистральным вектором, определяющим развитие политической мысли в США, являются либерализм и либеральная традиция, корни которой лежат в идеологии Просвещения XVIII века. При всей сложности и многообразии форм либерализма его основную суть можно выразить через концепцию прав и свобод личности, ограниченных лишь правами и свободами другой личности. Отличительной чертой американского либерализма является его поливариантность при сохранении непрерывности либеральной традиции. Это проявлялось, с одной стороны, в чередовании господствующих форм либерализма (эволюционирующего по следующей схеме — политический, экономический, социальный и культурный), с другой — в противоборстве в отдельные периоды истории различных версий либерализма (как правило, радикально-демократической и умеренно-элитарной).

Американский либерализм находится в центре идеологического и политического спектра жизни страны. Его оппонентами справа и слева выступают соответственно консерватизм и радикализм; противоборство этих трёх сил определяет основные линии раскола, которые в разные периоды развития США проявлялись с различной степенью интенсивности. В настоящее время основным идейным оппонентом либерализма на политическом поле является консерватизм, который распадается на следующие основные группы: старые правые, новые правые (неоконсерватизм), религиозные правые. Общим для большинства современных американских консерваторов является идеализация традиционных норм и институтов и стремление их возродить (при этом разные группы консерваторов делают акцент на различные ценности).

Наиболее острый конфликт между либералами и консерваторами наблюдается в религиозно-этической сфере и касается вопросов абортов, однополых браков и роли религии в школьном образовании (проблемы молитв в государственных школах и преподавания теории эволюции).


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

О некоторых очередных проблемах радиогеологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство «Известия академии наук»).О некоторых очередных проблемах радиогеологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
От Птолемея до Колумба / Издание 1989 года. Сохранность хорошая. На широком фоне исторических и культурных событий за период с II по XV века освещаются эволюция географических знаний и способы отражения их на карте. Читатель найдёт в книге малоизвестные сведения о сухопутных и морских путешествиях, которые способствовали раОт Птолемея до Колумба
Издание 1989 года. Сохранность хорошая. На широком фоне исторических и культурных ...
Страна под экватором / Прижизненное издание. Москва, 1958 год. Молодая гвардия. Издательский переплёт. Сохранность хорошая. Книга чешского писателя Иржи Марека (1914–1994) включает полное и подробное описание путешествия на Яву и Бали, предпринятого автором в 1955 году. Одновременно с описанием приключений, Марек подробноСтрана под экватором
Прижизненное издание. Москва, 1958 год. Молодая гвардия. Издательский переплёт. ...