Соединённые Штаты Америки / Особенности исполнительной власти

Главой исполнительной власти является президент США. Президентом может быть избран уроженец США не моложе 35 лет, проживший в стране не менее четырнадцати лет. Срок его полномочий установлен в четыре года. Согласно 22-й поправке к конституции, принятой в 1951 году, президент не может избираться более двух раз и исполнять свои обязанности дольше восьми лет.

В случае кончины или отставки действующего президента в должность президента вступает вице-президент. К кандидату в вице-президенты предъявляются те же требования, что и к кандидату в президенты. Он избирается одновременно с президентом на тот же четырёхлетний срок.

Президент и вице-президент формально избираются коллегией выборщиков, за которых голосуют избиратели в каждом из штатов по спискам, предложенным политическими партиями. Выборщики обязываются поддерживать кандидата своей партии, хотя это и не оговорено в конституции. Число выборщиков от каждого штата равно суммарному числу конгрессменов и сенаторов. Партия, чей список набрал наибольшее число голосов по сравнению с другими списками, «забирает» всех выборщиков от данного штата. Победителем на выборах считается кандидат, получивший большинство голосов выборщиков.

Основные полномочия президента сводятся к следующему:

— президент является главнокомандующим армии, флота и народного ополчения (милиции);

— президент может созывать специальную сессию Конгресса в «чрезвычайных случаях», хотя на практике это случается редко. Он должен также периодически информировать Конгресс о «положении Союза»;

— президент может налагать вето на любой законопроект или резолюцию, предложенную Конгрессом, за исключением совместных резолюций, в которых предлагаются поправки к конституции. Конгресс может отменить президентское вето 2/3 голосов в каждой палате;

— президент имеет полномочия назначать по совету и с согласия Сената послов, судей Верховного суда, других должностных лиц, назначение которых не предусмотрено в ином порядке;

— президент имеет право «по совету и с согласия» заключать международные договоры при условии их одобрения 2/3 сенаторов, участвующих в голосовании;

— президент может даровать помилование «за преступления против Соединённых Штатов, кроме случаев импичмента».

В своей деятельности президент сегодня опирается на огромный аппарат исполнительной власти. Он делится на три основные части: администрация, Исполнительное управление президента и независимые регулятивные органы. В его структуре важное место принадлежит администрации президента, в состав которой входят главы министерств (департаментов) — государственный секретарь, министры финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда и др.

После Второй мировой войны возможность влиять на решения президента смещалась от министерств, которые обычно функционировали более или менее независимо, к различным отделам Исполнительного управления президента, созданного в 1939 году и находящегося под его непосредственным контролем. В состав управления входят аппарат Белого дома, включающий советников президента, которые оказывают большое влияние на принятие решений, а также ряд специальных ведомств — Административно-бюджетное управление, контролирующее деятельность ведомств исполнительной власти и готовящее федеральный бюджет, Экономический совет при президенте и Совет национальной безопасности (СНБ), в который помимо президента входят вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, министр финансов, директор Национальной разведки, председатель Объединённого комитета начальников штабов и др., а также любые должностные лица, которых президент сочтёт необходимым пригласить на заседание СНБ.

Важную роль в деятельности исполнительной власти играют независимые регулятивные комиссии, возглавляемые двухпартийными советами директоров, такие как Комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по торговле, Федеральная комиссия по связи. Вопреки принципу разделения властей они совмещают все три функции государственной власти: разрабатывают проекты законов, принимаемых Конгрессом, несут ответственность за надлежащее исполнение вырабатываемых ими правил, а также осуществляют квазисудебные функции, устраивая слушания и вынося решения по делам, возникающим в связи с исполнением правил и проведением политического курса.


←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →



 

Мы пришли к тебе, полюс! К 35-летию похода атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс / Новая книга капитана дальнего плавания, лауреата Государственной премии СССР, почётного полярника Г.Д.Буркова, продолжающая благородную миссию сохранения памяти о славных делах наших предков для нынешнего и будущих поколений, посвящена совершенно особому событию в истории мирового мореплавания и освМы пришли к тебе, полюс! К 35-летию похода атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс
Новая книга капитана дальнего плавания, лауреата Государственной премии СССР, ...
Амурская экспедиция 1849–1855 годов. / В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла Амурская экспедиция, руководимая Г. И. Невельским. Он и его славные сподвижники исследовали в 1849–1855 годах Приамурье, Приморье и Сахалин. На богатом архивном материале А. И. Алексеев показывает ход и результаты исследованАмурская экспедиция 1849–1855 годов.
В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла ...
Физическая география России. В 2-х частях. Часть 2 / Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» для педагогических ВУЗов. Во второй части учебника рассматривается природа Кавказа, Уральской горной страны, физико-географических стран Сибири и Дальнего Востока.Физическая география России. В 2-х частях. Часть 2
Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» ...