Конго, Республика / Переходный период
15 марта 1992 года на референдуме 96 % голосов была утверждена новая конституция страны. Согласно этой конституции, на всеобщих выборах избираются президент и органы законодательной власти — Сенат в составе 60 сенаторов и Национальное собрание из 125 депутатов. Выборы президента и депутатов Национального собрания проводятся каждые 5 лет, а Сената — раз в 6 лет.
В период многопартийности в стране действовали возникшие в 1991–1992 годах три главных политических движения, созданные на этнорегиональной основе. Одна из группировок объединила представителей различных этнических групп из районов Ниари, Буэнза и Лекуму. Доминирующую роль в этом объединении играла партия президента Панафриканский союз за социальную демократию (ПАССД). Второе политическое движение опиралось на поддержку народа баконго, проживающего в области Пул на крайнем юго-востоке страны. Лидер этой группировки — Бернар Колела из партии Конголезское движение за демократию и интегральное развитие (КДДИР), которая заняла второе место на парламентских выборах 1992 и 1993 годов. Основу третьего политического движения составила реформированная КПТ во главе с Сассу-Нгессо, которую по-прежнему поддерживали мбоши и некоторые другие народы севера страны. В 1991–1992 годах все три лидера сформировали из своих сторонников собственные отряды ополчения.
На первых альтернативных парламентских выборах (которые проходили в 2 тура: 24 июня и 24 июля 1992 года) победу одержал Панафриканский союз за социальную демократию (ПАССД), 26 июля это же объединение победило на выборах в Сенат, но партия не получила большинства мест ни в одной из палат. 2 августа прошёл первый тур президентских выборов, относительное большинство голосов (36 %) получил лидер ПАССД Паскаль Лиссуба. На втором месте оказался Бернар Колела (Конголезское движение за демократию и общее развитие — КДДИР) с 22 % голосов. Сассу-Нгессо набрал 16 % голосов, Милонго — 10 %. Лиссуба объединился в коалицию с КПТ 11 августа, таким образом обеспечив себе победу во втором туре 16 августа (61 %).
Правительство Лиссубы на протяжении всего пятилетнего периода правления не выходило из кризисов. Уже в сентябре коалиция распалась и созданная КПТ Оппозиционная коалиция успешно провела в парламенте вотум недоверия правительству. В ответ Лиссуба распустил парламент. В стране возобновилась гражданская война, и 2 декабря Лиссуба назначил правительство народного согласия, в котором КПТ принадлежало 12 мест, а ПАССД только 9.
В мае 1993 года были проведены неоднократно откладывавшиеся парламентские выборы. На них победу одержала партия Лиссубы (ПАССД), получившая большинство мест в Национальном собрании. Оппозиция не признала результаты выборов, и в июне—июле между отрядами ополчения Лиссубы и Колелы начались вооружённые столкновения. После временного затишья стычки возобновились в ноябре 1993 — январе 1994 года. Мир, с трудом достигнутый в 1994 году, сохранялся до середины 1997 года, однако экономическое положение страны не улучшалось, поскольку продажа нефти не приносила больших прибылей. Режим Лиссубы играл на межэтнических противоречиях.
В мае 1997 года, в ходе избирательной кампании по выборам президента, вспыхнула гражданская война. Проведение выборов было намечено на конец июля 1997 года. В конце мая в северном городе Овандо начались вооружённые столкновения между сторонниками бывшего президента Йомби-Опанго, который в 1993–1996 годах занимал в правительстве Лиссубы пост премьер-министра, и приверженцами бывшего президента Сассу-Нгессо. Несмотря на посредничество представителя ЮНЕСКО, попытки нормализовать обстановку не увенчались успехом, поскольку оппозиция подозревала президента в намерении отложить или отменить выборы. 5 июня 1997 года Лиссуба отдал приказ арестовать нескольких сторонников Сассу-Нгессо, участвовавших в столкновениях в Овандо. В ответ подразделения ополчения Сассу-Нгессо, известные под названием «Кобра», оказали сопротивление и перешли в наступление, чтобы сместить президента Лиссубу. Война между проправительственными воинскими частями и ополчением Лиссубы, с одной стороны, и «Коброй» — с другой приобрела широкий размах.
Поначалу Колела занимал нейтральную позицию и даже пытался стать посредником в конфликте, но в августе приказал своей милиции, «Ниньяс», поддержать президента. Военные действия шли с переменным успехом до тех пор, пока в октябре на стороне Сассу-Нгессо в войну не вмешался значительный отряд армии Анголы. При поддержке ангольцев в течение нескольких дней вооружённые подразделения Сассу-Нгес-со захватили президентский дворец и другие стратегически важные объекты.
Захватив власть в свои руки, Сассу-Нгессо стремился укрепить собственные позиции, формально не запрещая деятельность оппозиционных партий. В январе 1998 года он провёл национальную конференцию по примирению, чтобы расширить своё политическое влияние. На конференции была достигнута договорённость о проведении президентских выборов в 2000 или 2001 году. На протяжении 1998 года отряды милиции Аиссубы и Колелы продолжали вести вооружённые действия в южной части страны, используя любую возможность для того, чтобы бросить очередной вызов правительству Сассу-Нгессо. Неоднократно возникали перебои в подаче электроэнергии в Браззавиль и Пуэнт-Нуар, между ними прерывалось железнодорожное сообщение. Части ангольской армии в конце 1998 году всё ещё оставались на территории Конго для оказания поддержки правительству Сассу-Нгессо.
← Назад | Переходный период | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Колониальный период
- Установление независимости
- Авторитарный промарксистский режим
- Переходный период
- Стабилизация ситуации
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате собраний по итогам парламентских выборов 15 июля 2012 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Конго в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Конго, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Конго в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...