Бруней-Даруссалам / Вторая половина XX века
1950-е годы стали временем распада колониальной системы в Юго-Восточной Азии. В 1957 году была провозглашена независимость Малайской Федерации, в следующем году статус «самоуправляющегося государства» получил Сингапур. Тенденции освобождения от колониальной зависимости коснулись и Брунея. В 1959 году в нём была принята конституция, в соответствии с которой султанат получал самоуправление, а резидент Великобритании отныне именовался Верховным Комиссаром Брунея, сохраняя, впрочем, свои функции контроля над внешней политикой и обороной страны. Конституция учреждала ряд совещательных органов, таких как Совет по религии, Совет по вопросам престолонаследия, Совет министров и Законодательный Совет (выполнявший функции парламента, однако не имевший возможности влиять на принятие ключевых для страны решений).
В конце 1950-х годов в Брунее активно обсуждалась возможность вхождения в состав Федерации Малайзии. Значительная часть населения выступала против подобного шага, что вскоре обернулось открытым конфликтом. На выборах в Законодательный Совет в августе—сентябре 1962 года все 10 выборных мест (всего Законодательный Совет состоял из 21 члена) получили сторонники антимонархической левой Партии Народа Брунея (ПНБ), возглавляемой шейхом А. М. Н. Азахари. Эта партия ставила своей целью создание унитарного государства, которое, кроме самого Брунея, включало бы всю территорию так называемого Северного Борнео (малазийские штаты Сабах и Саравак). После безуспешных попыток добиться своих целей законным путём, через принятие резолюции, содержащей требование независимости Брунея, Сабаха и Саравака, лидеры ПНБ перешли к иным методам. В декабре поддерживаемая ПНБ Армия Освобождения Северного Борнео начала восстание и провозгласила создание Революционного Государства Северного Калимантана. Для подавления выступлений султан обратился за помощью к Великобритании, которая направила в Бруней войска из Сингапура. После 2 недель противостояния английские войска подавили основные очаги сопротивления повстанцев, а лидер восстания Азахари попросил политического убежища у Малайзии. Султан запретил ПНБ, а во избежание повторения подобной ситуации исключил из конституции некоторые положения и добавил в неё статью, которая позволила ему ввести в стране чрезвычайное положение сроком на 2 года. По их истечении чрезвычайное положение автоматически продлевалось и действует в стране и сегодня.
После ряда предварительных консультаций в 1963 году султан всё-таки утвердил план присоединения к Федерации Малайзия. Тем не менее вскоре от него было решено отказаться из-за разногласий относительно статуса Брунея внутри федерации и дележа доходов от добычи нефти (в течение первых 10 лет султанат должен был отчислять в федеральный бюджет половину, а затем 100 % нефтяных доходов).
Все это время Великобритания предпринимала попытки перестроить систему властных отношений Брунея в соответствии с демократическими принципами. После переговоров с министром Великобритании по делам Содружества в 1964 году султан в марте следующего года провёл в стране новые всеобщие выборы в Законодательный Совет. Тем не менее Великобритания продолжала настаивать на более представительном правительстве, и 4 октября 1967 года, не желая идти на уступки, султан добровольно отрёкся от трона в пользу своего 22-летнего сына, наследного принца Сира Хасана Болкиаха Муиззадина Ваддаулаха (Хассанала Болкиаха). Следует заметить, что выборы 1965 года стали последними в истории страны.
В начале 1970-х годов, с началом правления нового султана, действие конституции было приостановлено, а Законодательный Совет стал формироваться на основе назначений. Бруней отныне управлялся посредством султанских декретов. С 1971 года пересмотренные соглашения с Великобританией возлагали на султана полную ответственность за порядок в стране, однако внешняя политика по-прежнему оставалась прерогативой британского Верховного Комиссара.
30 июня 1978 года, после 12 дней переговоров между представителями британских властей, с одной стороны, и султаном Хассаналом Болкиахом и его отцом — с другой, в Лондоне была достигнута договорённость, в соответствии с которой Великобритания с 31 декабря 1983 года не несла более ответственность за безопасность и внешнюю политику Брунея. Подписанию формального соглашения 7 января 1979 года предшествовало предоставление Индонезией и Малайзией гарантий уважения суверенитета Брунея. Кроме того, эти страны обязались бороться с партизанскими отрядами политических противников султана на своей территории и поддерживать вступление Брунея в АСЕАН.
Вскоре после провозглашения независимости в стране фактически установился режим личной власти султана, который стал совмещать должности премьер-министра, министра финансов, министра внутренних дел и министра обороны. Кабинет министров формировался на основе назначений, преимущественно из членов королевской семьи и лиц, близких к султану. Государственная политика в целом стала смещаться в сторону консервативных националистических идей. Была провозглашена концепция «Малайской исламской монархии», в которой султан выступал не только как носитель верховной государственной власти, но и как главный защитник ислама в стране.
В 1984 году Бруней вступил в Британское Содружество, присоединился к АСЕАН и стал 159-м членом ООН. К тому времени Бруней уже имел свои вооружённые силы, но тем не менее, согласно договору с Великобританией, в стране находились отряды гуркхов, которые охраняли нефтяные и газовые месторождения, а также дворцы королевской семьи и правительственные здания. Эти подразделения, однако, не могли быть использованы правительством во внутренних делах страны.
С того момента, как Законодательный Совет стал полностью назначаемым, деятельность политических партий в Брунее приняла крайне эфемерный характер. В середине 1980-х годов прекратил свою деятельность Фронт борьбы за независимость Брунея, основанный в 1966 году. Также перестала существовать Национальная объединённая партия народа Брунея, действовавшая с 1968 года. Однако вскоре, после специального разрешения королевской семьи, их место заняли две другие партии, умеренная Национал-демократическая партия Брунея (ПКДБ) и Национальная объединённая партия Брунея (ППКБ). Однако и их существование оказалось недолгим — после того как ПКДБ выступила с призывом провести демократические реформы, её лидеры в марте 1988 года были арестованы, а сама партия запрещена. Вторая партия фактически бездействовала вплоть до 1995 года, когда ей было дано разрешение провести генеральный съезд. На нем лидером партии был избран вышедший на свободу бывший глава ПКДБ Абдул Латиф Чучу. Тем не менее он не рискнул вновь встать во главе оппозиционной партии. После повторного голосования ППКБ возглавил Заинал Абидин. ППКБ, также известная как Партия национальной солидарности Брунея, стала идейной наследницей ПКДБ. Она поддерживает концепцию национальной исламской монархии, однако её главными политическими целями являются отмена чрезвычайного положения в стране, проведение демократических преобразований, более справедливое распределение доходов среди брунейцев.
Положение ППКБ в стране остаётся весьма незавидным. В партию не могут вступать государственные служащие, её деятельность не освещается в СМИ. До последнего времени партия фактически не могла принимать участие в политической жизни Брунея. Ситуация стала меняться в положительную сторону после подписания султаном пакета поправок к конституции страны в сентябре 2004 года. Эти поправки предусматривают проведение первых в стране выборов в Законодательный Совет с 1965 года. Избраны в парламент будут 15 депутатов, остальные 30, как и прежде, будут назначены лично султаном. Дата проведения новых выборов пока так и не назначена; кроме того, в мире многие воспринимают инициативу султана лишь как попытку замаскировать авторитарный режим в стране. Тем не менее медленный процесс преобразований продолжился: в 2005 году была зарегистрирована партия Национального развития.
← Назад | Вторая половина XX века | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития
- Вторая половина XX века
- Бруней: нациеобразование
- Конституционные основы, включая характеристику формы правления и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Султаны Брунея в 1967–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение Брунея в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Независимость, плюрализм и реальная роль СМИ в обществе
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Структура ВВП Брунея, по данным Всемирного банка в 2007 году
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Брунея в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Путевые записки по России, в двадцати губерниях: С.-Петербургской, Новгородской, ...
Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? ...