Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Намибия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Намибия является членом ряда международных организаций, наиболее влиятельными из которых являются ООН (с 1990 года), ВТО, Группа 77, Международный уголовный суд, Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, Интерпол, МОК, Международная организация по вопросам переселения (миграции), Международная организация по стандартизации, Агентство гарантии многосторонних инвестиций, Движение неприсоединения, Организация по запрещению химического оружия, Всемирная таможенная организация.

Остальные организации:

Генеральная Ассамблея (ГА ООН): ЮНКТАД, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев;

Совет Безопасности (СБ ООН): Миссия ООН в Либерии, Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее, Миссия ООН в Судане, Операция ООН в Бурунди, Операция ООН в Кот-д’Ивуаре;

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС): ФАО, МАГАТЭ, МБРР, ИКАО, ИФАД, МФСР, МФК, МОТ, МВФ, ИМО, МСЭ, ЮНЕСКО, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ВПС, ВОЗ, ВОИС, ВМО, Всемирная организация по туризму, ВТО.

Международные блоки и региональные организации: Организация стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, Африканский союз (АС) (с 2000 года), Британское Содружество, Южно-Африканское сообщество по развитию (САДК) (с 1992 года).

Экономические организации: АфБР, ВКТ, Южно-Африканский таможенный союз, МКСП.

После обретения независимости в 1990 году Намибия стала 50-м членом Британского Содружества и вскоре после этого 160-м членом ООН. В основе внешней политики Намибии лежит политика неприсоединения. Намибия является активным участником АС и САДК, стремится к развитию дружеских отношений с африканскими государствами.

Среди основных внешнеполитических контрагентов Намибии можно выделить:

ЮАР. После обретения независимости по экономическим причинам было принято решение о необходимости продолжения торговых отношений с ЮАР, однако продолжение политики апартеида со стороны ЮАР мешало установлению нормальных дипломатических отношений. Таким образом, ЮАР получило разрешение от правительства Намибии на сохранение своей дипломатической миссии в Виндхуке, однако она не имела статуса посольства.

В сентябре 1990 года начались переговоры между ЮАР и Намибией о принадлежности порта Уолфиш-Бей, контролировавшегося на тот момент ЮАР. Права на владение Уолфиш-Беем были закреплены в конституциях обоих государств. Переговоры продолжились в марте 1991 гда. ЮАР объявила о том, что единственная уступка, на которую она пойдёт, будет создание совместной администрации по управлению анклавом. В ноябре правительства обеих стран договорились о создании временного совместного управленческого комитета. 21 августа 1992 года Совместный административный орган Уолфиш-Бея официально начал свою работу. Однако ни одно из правительств не отказалось от своих территориальных претензий на территорию Уолфиш-Бея. 16 августа 1993 года на многостороннем совещании правительственная делегация ЮАР под давлением со стороны Африканского национального конгресса и других участников была вынуждена передать Уолфиш-Бей под управление Намибии. В ноябре 2000 года правительство ЮАР отказалось вести переговоры с Намибией об определении точной границы по реке Оранжевой. Вплоть до 2008 года вопрос о границы между ЮАР и Намибией остаётся нерешённым.

Ботсвана. Существует спор между Намибией и Ботсваной относительно статуса острова Седуду на реке Чобе вдоль южной границы полосы Каприви, принадлежащей Намибии. Остров принадлежал Ботсване до 1992 года, когда Намибия заявила свои претензии на него, что привело к ряду вооружённых столкновений в районе (с обеих сторон погибло несколько человек). После того как посреднические шаги со стороны президента Зимбабве реки Мугабе по налаживанию ситуации обернулись неудачей, обе стороны согласились в начале 1995 года передать дело на рассмотрение Международного суда ООН. Однако напряжённость в регионе оставалась высокой, особенно после отказа Ботсваны вывести свои войска с территории острова и подписания Намибией договоров о поставках оружия с Нидерландами и Россией. Наблюдатели опасались, что конфликт может перерасти в гонку вооружений регионального масштаба, если Намибия и Ботсвана откажутся следовать решению Международного суда. В конце 1997 года спор между Намибией и Ботсваной возник уже по поводу принадлежности другого небольшого острова Ситунгу. В начале 1998 года страны приступили к поиску дипломатического решения спора в рамках совместной технической комиссии по вопросу демаркации границы. 15 декабря Международный суд вынес решение, согласно которому остров Садуду передавался под контроль Ботсваны. Намибия признала данное решение.

Ангола. С целью предотвращения незаконной приграничной торговли с Анголой, граница с которой была закрыта с сентября 1994 года, правительство Намибии в 1995 году приказало своим войскам уничтожать все грузовики, пытающиеся пересечь границу. Опасное положение на границе привело к созданию в сентябре контролирующего органа для поддержки обороны и усилий полиции по предотвращению перевозки контрабанды. 6 марта 1996 года состоялись переговоры между представителями обоих государств, которые были оценены положительно, а в апреле Намибия одобрила присутствие в стране миротворцев ООН для осуществления приграничного контроля после открытия границы с Анголой. В июле 1997 года международная группа по правам человека обвинила правительство Намибии в исчезновении более 1 700 граждан Анголы начиная с 1994 года.

Демократическая Республика Конго. В конце августа 1998 года президент Намибии по просьбе президента Демократической Республики Конго направил туда вооружённый контингент с целью борьбы с повстанцами, поддерживаемыми Руандой. После критических высказываний о том, что администрация президента придерживается политики односторонних действий, президент Намибии выступил с обращением к властям Анголы и Зимбабве с целью объединить усилия для оказания помощи Демократической Республики Конго и поддержания духа панафриканизма, братства и международной солидарности. В конце октября состоялась встреча президентов Намибии и ЮАР, на которой главным вопросом повести дня была ситуация в Демократической Республике Конго. Звучала критика по поводу участия в конфликте сил стран — членов Южно-Африканского сообщества по развитию (САДК).

В феврале 2001 года была создана трёхсторонняя комиссия в составе Намибии, Анголы и Замбии, целью которой стало обеспечения гарантий безопасности на общем участке границы трёх государств. До 2002 года продолжались поставки вооружений в Анголу для поддержания кампании против Национального союза за полное освобождение Анголы (УНИТА).

Китай. Активно развиваются отношения с Китаем, прежде всего в сфере строительства, военного сотрудничества и образования. В июне 2005 года во время визита правительственной делегации КНР премьер-министр Намибии Нахас Ангула заявил о поддержке политики «одного Китая».

Между Намибией и Российской Федерацией (СССР) установлены дипломатические отношения 21 марта 1990 года Намибия признала Россию как правопреемника СССР 30 декабря 1991 года. В 1998 году состоялся первый официальный визит президента Намибии С. Нуйомы в Россию. В развитие визита С. Нуйомы в июне 1998 года Намибию посетила межведомственная делегация во главе с С. В. Ястржембским. В 1997–1998 годах делегация Госдумы РФ во главе с Г. Н. Селезнёвым и Национальная ассамблея Намибии во главе со спикером М. Читендеро обменялись официальными визитами.

В марте 2000 года на праздновании 10-й годовщины независимости Намибии в Виндхуке присутствовал спецпредставитель президента России директор Департамента Африки МИД России И. И. Студенников. Празднества совпали с церемонией приведения к присяге президента Республики Намибии С. Нуйомы, переизбранного главой государства на очередной третий срок. Российский представитель был принят президентом С. Нуйомой и вручил ему личное послание В. В. Путина по случаю юбилея независимости и вступления С. Нуйомы на пост президента. В ходе состоявшихся в Виндхуке российско-намибийских встреч и переговоров подчёркивалась твёрдая нацеленность сторон на тесное взаимодействие на международной арене, в том числе и в рамках Совета Безопасности ООН, в деле формирования многополярного мироустройства в интересах укрепления глобальной безопасности и стабильности, разблокирования конфликтных ситуаций в различных частях планеты, совершенствования системы межгосударственных отношений на основе уважения Устава ООН, прав и свобод народов и человека. Намибийская сторона отмечала большую роль России в деле достижения независимости Намибии.

В сентябре 2000 года Намибию посетил с рабочим визитом заместитель министра иностранных дел В. Д. Средин. Обсуждался широкий спектр международных и региональных проблем. С удовлетворением был отмечен высокий уровень политического взаимодействия, совпадение и близость подходов двух стран к вопросам формирования многополюсного справедливого и демократического миропорядка. Достигнута договорённость продолжить практику политических консультаций на различных уровнях.

В декабре 2001 года состоялся официальный визит в Намибию министра иностранных дел России И. С. Иванова, в ходе которого он провёл переговоры с министром иностранных дел Намибии Т.-Б. Гурирабом. Переговоры продемонстрировали, что Россия и Намибия занимают единую позицию по ключевым международным вопросам, касающимся укрепления центральной роли ООН и Совета Безопасности в поддержании мира и стабильности на планете, борьбы с международным терроризмом и другими глобальными вызовами.

9 декабря 2005 года находящийся в Намибии заместитель министра иностранных дел Российской Федерации А. В. Салтанов был принят президентом страны Хафикипуньей Похамбой. Состоялся тёплый, дружественный разговор, в ходе которого руководитель Намибии дал высокую оценку российско-намибийским отношениям, подчеркнул принципиальную важность их развития по всем направлениям. В тот же день состоялись российско-намибийские межмидовские политические консультации.

В этом контексте была подчёркнута необходимость скорейшего запуска механизмов Смешанной Российско-Намибийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Активизации деловых связей двух стран могло бы способствовать и оперативное решение вопросов, связанных с формированием финансовых предпосылок, необходимых для реализации значимых партнёрских проектов.

Важное значение для активизации отношений с Намибией имел официальный визит в Виндхук 25–26 июня 2009 года президента Российской Федерации Д. А. Медведева. Особое внимание в ходе переговоров было уделено сотрудничеству в экономической области, в том числе в разведке и разработке месторождений минеральных ресурсов, углеводородного сырья, в сфере электроэнергетики, рыболовства, транспорта, туризма.

С 1 по 7 февраля 2010 года в Москве на торжественных мероприятиях, связанных с празднованием 50-летия РУДН, находился первый президент Республики Намибии С. Нуйома, состоялась его беседа с президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым.

Главным итогом официального визита президента Намибии X. Похамбы в Российскую Федерацию (19–21 мая 2010 года) стало подтверждение курса России на развитие всестороннего сотрудничества с Намибией, основные направления которого были определены в ходе переговоров на высшем уровне в июне 2009 года. Состоялась также беседа X. Похамбы с председателем правительства Российской Федерации В. В. Путиным.

В мае 2011 года состоялся официальный визит в Россию министра иностранных дел Намибии У. Нуйомы. На переговорах с министром иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавровым был затронут широкий круг вопросов африканской и международной повестки дня, обсуждены пути развития двустороннего торгово-экономического взаимодействия.

Между Россией и Намибией укрепляется межпарламентское сотрудничество. В октябре 2009 года Москву посетила делегация Национальной ассамблеи парламента Намибии. В июле 2010 года состоялся визит в Москву председателя Национального совета парламента Намибии А. Капере. В июне 2011 в Луанде с визитом находилась российская парламентская делегация во главе с заместителем председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Н. В. Герасимовой. В мае 2011 года в Москве состоялась встреча секретаря Совета безопасности Российской Федерации Н. П. Патрушева с министром безопасности Намибии Н. Мбумбой, на которой обсуждались вопросы налаживания контактов в сфере безопасности.

Между Россией и Намибией развивается экономическое сотрудничество. В июле 2005 года в Виндхуке подписано Соглашение о создании Межправительственной Российско-Намибийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). Председатель Российской части МПК — министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю. П. Трутнев, Намибийской — министр иностранных дел Утони Нуйома. В июле 2006 года. в Виндхуке было проведено первое заседание МПК. Второе заседание состоялось 12–14 сентября 2007 года в Москве. Третье заседание МПК стороны провели 25–27 ноября 2008 года в городе Свакопмунде (Намибия). Четвёртое заседание МПК состоялось 17–18 мая 2010 года. 7 апреля 2011 года в Виндхуке состоялась очередная встреча сопредседателей МПК, на которой обсуждены вопросы реализации перспективных двусторонних проектов, а также меры по дальнейшему развитию делового партнёрства между Россией и Намибией. В 2006 году создана совместная российско-намибийская финансово-инжиниринговая компания «ВТБ Капитал (Намибия) Лтд.». Между ОАО «Атомредметзолото» в партнёрстве с «ВТБ Капитал (Намибия) Лтд.» и российской инвестиционной компанией «Арлан» осуществляется пилотный проект в уранодобывающей сфере — «СВА Юрэниум Майнз». ООО «Группа „СИНТЕЗ“» инвестирует средства в геолого-разведочные работы в Намибии.

В российских учебных заведениях прошли подготовку около 2 тысяч намибийцев. Ежегодно Россия предоставляет Намибии 25 стипендий для учёбы в российских вузах. В настоящее время в нашей стране обучается более 100 намибийских граждан.

В 2009 и 2011 годах по просьбе намибийского руководства Россия оказала гуманитарную помощь населению Намибии, пострадавшему от наводнения.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Международный полярный год / Книга рассказывает об истории изучения Арктики, русских, голландских, американских и международных полярных экспедициях.Международный полярный год
Книга рассказывает об истории изучения Арктики, русских, голландских, ...
Путешествие по Замбези и её притокам / Путешествие по Замбези и её притокам и открытие озёр Ширва и Ниасса (1858–1864). Давида Ливингстона и Чарльза Ливингстона. Перевод с английского под редакцией Н. Страхова. С политипажами. Том первый. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1867 года (издательство «Санкт-Петербург,Путешествие по Замбези и её притокам
Путешествие по Замбези и её притокам и открытие озёр Ширва и Ниасса (1858–1864). ...
Острова, затерянные во льдах / Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько зимовок на полярных станциях, летал в экипажах самолётов полярной авиации был участником высокоширотных экспедиций «Север». Книга даёт читателю возможность увидеть жизнь современной Арктики, узнать, как прочно обосновалсОстрова, затерянные во льдах
Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...