Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Намибия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Намибия является членом ряда международных организаций, наиболее влиятельными из которых являются ООН (с 1990 года), ВТО, Группа 77, Международный уголовный суд, Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, Интерпол, МОК, Международная организация по вопросам переселения (миграции), Международная организация по стандартизации, Агентство гарантии многосторонних инвестиций, Движение неприсоединения, Организация по запрещению химического оружия, Всемирная таможенная организация.

Остальные организации:

Генеральная Ассамблея (ГА ООН): ЮНКТАД, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев;

Совет Безопасности (СБ ООН): Миссия ООН в Либерии, Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее, Миссия ООН в Судане, Операция ООН в Бурунди, Операция ООН в Кот-д’Ивуаре;

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС): ФАО, МАГАТЭ, МБРР, ИКАО, ИФАД, МФСР, МФК, МОТ, МВФ, ИМО, МСЭ, ЮНЕСКО, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ВПС, ВОЗ, ВОИС, ВМО, Всемирная организация по туризму, ВТО.

Международные блоки и региональные организации: Организация стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, Африканский союз (АС) (с 2000 года), Британское Содружество, Южно-Африканское сообщество по развитию (САДК) (с 1992 года).

Экономические организации: АфБР, ВКТ, Южно-Африканский таможенный союз, МКСП.

После обретения независимости в 1990 году Намибия стала 50-м членом Британского Содружества и вскоре после этого 160-м членом ООН. В основе внешней политики Намибии лежит политика неприсоединения. Намибия является активным участником АС и САДК, стремится к развитию дружеских отношений с африканскими государствами.

Среди основных внешнеполитических контрагентов Намибии можно выделить:

ЮАР. После обретения независимости по экономическим причинам было принято решение о необходимости продолжения торговых отношений с ЮАР, однако продолжение политики апартеида со стороны ЮАР мешало установлению нормальных дипломатических отношений. Таким образом, ЮАР получило разрешение от правительства Намибии на сохранение своей дипломатической миссии в Виндхуке, однако она не имела статуса посольства.

В сентябре 1990 года начались переговоры между ЮАР и Намибией о принадлежности порта Уолфиш-Бей, контролировавшегося на тот момент ЮАР. Права на владение Уолфиш-Беем были закреплены в конституциях обоих государств. Переговоры продолжились в марте 1991 гда. ЮАР объявила о том, что единственная уступка, на которую она пойдёт, будет создание совместной администрации по управлению анклавом. В ноябре правительства обеих стран договорились о создании временного совместного управленческого комитета. 21 августа 1992 года Совместный административный орган Уолфиш-Бея официально начал свою работу. Однако ни одно из правительств не отказалось от своих территориальных претензий на территорию Уолфиш-Бея. 16 августа 1993 года на многостороннем совещании правительственная делегация ЮАР под давлением со стороны Африканского национального конгресса и других участников была вынуждена передать Уолфиш-Бей под управление Намибии. В ноябре 2000 года правительство ЮАР отказалось вести переговоры с Намибией об определении точной границы по реке Оранжевой. Вплоть до 2008 года вопрос о границы между ЮАР и Намибией остаётся нерешённым.

Ботсвана. Существует спор между Намибией и Ботсваной относительно статуса острова Седуду на реке Чобе вдоль южной границы полосы Каприви, принадлежащей Намибии. Остров принадлежал Ботсване до 1992 года, когда Намибия заявила свои претензии на него, что привело к ряду вооружённых столкновений в районе (с обеих сторон погибло несколько человек). После того как посреднические шаги со стороны президента Зимбабве реки Мугабе по налаживанию ситуации обернулись неудачей, обе стороны согласились в начале 1995 года передать дело на рассмотрение Международного суда ООН. Однако напряжённость в регионе оставалась высокой, особенно после отказа Ботсваны вывести свои войска с территории острова и подписания Намибией договоров о поставках оружия с Нидерландами и Россией. Наблюдатели опасались, что конфликт может перерасти в гонку вооружений регионального масштаба, если Намибия и Ботсвана откажутся следовать решению Международного суда. В конце 1997 года спор между Намибией и Ботсваной возник уже по поводу принадлежности другого небольшого острова Ситунгу. В начале 1998 года страны приступили к поиску дипломатического решения спора в рамках совместной технической комиссии по вопросу демаркации границы. 15 декабря Международный суд вынес решение, согласно которому остров Садуду передавался под контроль Ботсваны. Намибия признала данное решение.

Ангола. С целью предотвращения незаконной приграничной торговли с Анголой, граница с которой была закрыта с сентября 1994 года, правительство Намибии в 1995 году приказало своим войскам уничтожать все грузовики, пытающиеся пересечь границу. Опасное положение на границе привело к созданию в сентябре контролирующего органа для поддержки обороны и усилий полиции по предотвращению перевозки контрабанды. 6 марта 1996 года состоялись переговоры между представителями обоих государств, которые были оценены положительно, а в апреле Намибия одобрила присутствие в стране миротворцев ООН для осуществления приграничного контроля после открытия границы с Анголой. В июле 1997 года международная группа по правам человека обвинила правительство Намибии в исчезновении более 1 700 граждан Анголы начиная с 1994 года.

Демократическая Республика Конго. В конце августа 1998 года президент Намибии по просьбе президента Демократической Республики Конго направил туда вооружённый контингент с целью борьбы с повстанцами, поддерживаемыми Руандой. После критических высказываний о том, что администрация президента придерживается политики односторонних действий, президент Намибии выступил с обращением к властям Анголы и Зимбабве с целью объединить усилия для оказания помощи Демократической Республики Конго и поддержания духа панафриканизма, братства и международной солидарности. В конце октября состоялась встреча президентов Намибии и ЮАР, на которой главным вопросом повести дня была ситуация в Демократической Республике Конго. Звучала критика по поводу участия в конфликте сил стран — членов Южно-Африканского сообщества по развитию (САДК).

В феврале 2001 года была создана трёхсторонняя комиссия в составе Намибии, Анголы и Замбии, целью которой стало обеспечения гарантий безопасности на общем участке границы трёх государств. До 2002 года продолжались поставки вооружений в Анголу для поддержания кампании против Национального союза за полное освобождение Анголы (УНИТА).

Китай. Активно развиваются отношения с Китаем, прежде всего в сфере строительства, военного сотрудничества и образования. В июне 2005 года во время визита правительственной делегации КНР премьер-министр Намибии Нахас Ангула заявил о поддержке политики «одного Китая».

Между Намибией и Российской Федерацией (СССР) установлены дипломатические отношения 21 марта 1990 года Намибия признала Россию как правопреемника СССР 30 декабря 1991 года. В 1998 году состоялся первый официальный визит президента Намибии С. Нуйомы в Россию. В развитие визита С. Нуйомы в июне 1998 года Намибию посетила межведомственная делегация во главе с С. В. Ястржембским. В 1997–1998 годах делегация Госдумы РФ во главе с Г. Н. Селезнёвым и Национальная ассамблея Намибии во главе со спикером М. Читендеро обменялись официальными визитами.

В марте 2000 года на праздновании 10-й годовщины независимости Намибии в Виндхуке присутствовал спецпредставитель президента России директор Департамента Африки МИД России И. И. Студенников. Празднества совпали с церемонией приведения к присяге президента Республики Намибии С. Нуйомы, переизбранного главой государства на очередной третий срок. Российский представитель был принят президентом С. Нуйомой и вручил ему личное послание В. В. Путина по случаю юбилея независимости и вступления С. Нуйомы на пост президента. В ходе состоявшихся в Виндхуке российско-намибийских встреч и переговоров подчёркивалась твёрдая нацеленность сторон на тесное взаимодействие на международной арене, в том числе и в рамках Совета Безопасности ООН, в деле формирования многополярного мироустройства в интересах укрепления глобальной безопасности и стабильности, разблокирования конфликтных ситуаций в различных частях планеты, совершенствования системы межгосударственных отношений на основе уважения Устава ООН, прав и свобод народов и человека. Намибийская сторона отмечала большую роль России в деле достижения независимости Намибии.

В сентябре 2000 года Намибию посетил с рабочим визитом заместитель министра иностранных дел В. Д. Средин. Обсуждался широкий спектр международных и региональных проблем. С удовлетворением был отмечен высокий уровень политического взаимодействия, совпадение и близость подходов двух стран к вопросам формирования многополюсного справедливого и демократического миропорядка. Достигнута договорённость продолжить практику политических консультаций на различных уровнях.

В декабре 2001 года состоялся официальный визит в Намибию министра иностранных дел России И. С. Иванова, в ходе которого он провёл переговоры с министром иностранных дел Намибии Т.-Б. Гурирабом. Переговоры продемонстрировали, что Россия и Намибия занимают единую позицию по ключевым международным вопросам, касающимся укрепления центральной роли ООН и Совета Безопасности в поддержании мира и стабильности на планете, борьбы с международным терроризмом и другими глобальными вызовами.

9 декабря 2005 года находящийся в Намибии заместитель министра иностранных дел Российской Федерации А. В. Салтанов был принят президентом страны Хафикипуньей Похамбой. Состоялся тёплый, дружественный разговор, в ходе которого руководитель Намибии дал высокую оценку российско-намибийским отношениям, подчеркнул принципиальную важность их развития по всем направлениям. В тот же день состоялись российско-намибийские межмидовские политические консультации.

В этом контексте была подчёркнута необходимость скорейшего запуска механизмов Смешанной Российско-Намибийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Активизации деловых связей двух стран могло бы способствовать и оперативное решение вопросов, связанных с формированием финансовых предпосылок, необходимых для реализации значимых партнёрских проектов.

Важное значение для активизации отношений с Намибией имел официальный визит в Виндхук 25–26 июня 2009 года президента Российской Федерации Д. А. Медведева. Особое внимание в ходе переговоров было уделено сотрудничеству в экономической области, в том числе в разведке и разработке месторождений минеральных ресурсов, углеводородного сырья, в сфере электроэнергетики, рыболовства, транспорта, туризма.

С 1 по 7 февраля 2010 года в Москве на торжественных мероприятиях, связанных с празднованием 50-летия РУДН, находился первый президент Республики Намибии С. Нуйома, состоялась его беседа с президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым.

Главным итогом официального визита президента Намибии X. Похамбы в Российскую Федерацию (19–21 мая 2010 года) стало подтверждение курса России на развитие всестороннего сотрудничества с Намибией, основные направления которого были определены в ходе переговоров на высшем уровне в июне 2009 года. Состоялась также беседа X. Похамбы с председателем правительства Российской Федерации В. В. Путиным.

В мае 2011 года состоялся официальный визит в Россию министра иностранных дел Намибии У. Нуйомы. На переговорах с министром иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавровым был затронут широкий круг вопросов африканской и международной повестки дня, обсуждены пути развития двустороннего торгово-экономического взаимодействия.

Между Россией и Намибией укрепляется межпарламентское сотрудничество. В октябре 2009 года Москву посетила делегация Национальной ассамблеи парламента Намибии. В июле 2010 года состоялся визит в Москву председателя Национального совета парламента Намибии А. Капере. В июне 2011 в Луанде с визитом находилась российская парламентская делегация во главе с заместителем председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Н. В. Герасимовой. В мае 2011 года в Москве состоялась встреча секретаря Совета безопасности Российской Федерации Н. П. Патрушева с министром безопасности Намибии Н. Мбумбой, на которой обсуждались вопросы налаживания контактов в сфере безопасности.

Между Россией и Намибией развивается экономическое сотрудничество. В июле 2005 года в Виндхуке подписано Соглашение о создании Межправительственной Российско-Намибийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). Председатель Российской части МПК — министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю. П. Трутнев, Намибийской — министр иностранных дел Утони Нуйома. В июле 2006 года. в Виндхуке было проведено первое заседание МПК. Второе заседание состоялось 12–14 сентября 2007 года в Москве. Третье заседание МПК стороны провели 25–27 ноября 2008 года в городе Свакопмунде (Намибия). Четвёртое заседание МПК состоялось 17–18 мая 2010 года. 7 апреля 2011 года в Виндхуке состоялась очередная встреча сопредседателей МПК, на которой обсуждены вопросы реализации перспективных двусторонних проектов, а также меры по дальнейшему развитию делового партнёрства между Россией и Намибией. В 2006 году создана совместная российско-намибийская финансово-инжиниринговая компания «ВТБ Капитал (Намибия) Лтд.». Между ОАО «Атомредметзолото» в партнёрстве с «ВТБ Капитал (Намибия) Лтд.» и российской инвестиционной компанией «Арлан» осуществляется пилотный проект в уранодобывающей сфере — «СВА Юрэниум Майнз». ООО «Группа „СИНТЕЗ“» инвестирует средства в геолого-разведочные работы в Намибии.

В российских учебных заведениях прошли подготовку около 2 тысяч намибийцев. Ежегодно Россия предоставляет Намибии 25 стипендий для учёбы в российских вузах. В настоящее время в нашей стране обучается более 100 намибийских граждан.

В 2009 и 2011 годах по просьбе намибийского руководства Россия оказала гуманитарную помощь населению Намибии, пострадавшему от наводнения.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Пучины океана / Наше время — эпоха коренных изменений основ многих наук, в том числе геологии и географии. Упорным трудом учёных, вооружённых современными знаниями и новой техникой, создаются новые геология и география. На наших глазах в связи с потребностями человеческого общества, бурным ростом техники, меняются Пучины океана
Наше время — эпоха коренных изменений основ многих наук, в том числе геологии и ...
Основания космологии / Космология — одна из наиболее фундаментальных и тесно связанных с философией отраслей современного научного знания. Основаниям этой науки и посвящена данная книга. Автор предпринимает попытку критически проанализировать методологические принципы космологической науки, показать их роль в построении рОснования космологии
Космология — одна из наиболее фундаментальных и тесно связанных с философией ...
Практикум по физической географии России / Цель практикума — помочь студентам географических факультетов усвоить программный материал, выработать и закрепить умение анализировать взаимосвязи между различными компонентами природы и природными территориальными комплексами, привить навыки самостоятельной работы с различными источниками географиПрактикум по физической географии России
Цель практикума — помочь студентам географических факультетов усвоить ...