Намибия / Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития
Первоначально территория Намибии была заселена охотниками-собирателями — саан, или бушменами, как их стали называть европейцы. Первыми европейцами, побывавшими в Намибии, были португальские мореплаватели, искавшие морской путь вокруг Африки в Индию. В 1486 году к северу от города Свакопмунда, в районе мыса Кейп-Кросс, высадился капитан Диогу Кан, а в 1487 году Бартоломеу Диаш открыл бухту Ангра Пекена (ныне в ней расположен город Людериц).
Во второй половине XVIII века южные районы страны посещали голландские, французские и английские путешественники, проникавшие сюда из Капской колонии, а с начала XIX века страну начали активно осваивать английские и немецкие миссионеры (крупнейшей организацией, действующей на территории Намибии, было Рейнское миссионерское общество) и торговцы.
Противоречия и разобщённость населявших территорию страны племён, которые лишь на непродолжительный период в середине XIX века (прим. 1830–1861 годы) были объединены в первичное централизованное территориально-политическое образование под началом предводителя Йонкера Африканера, также облегчили колонизацию этой территории.
В 1876 году Великобритания направила на территорию современной Намибии специального комиссара Уильяма Палгрэйва. Он предложил местным вождям заключить протекционистские договоры с Великобританией. Однако неспособность англичан воспрепятствовать иммиграции буров в страну, чем была недовольна племенная знать, подорвала их доверие к У. Палгрэйву, и установление британского протектората над всей страной не состоялось. В 1878 году англичане объявили своей колонией порт Уолфиш-Бей с прилегающими территориями.
В 1883 году немецкий торговец А. Людериц приобрёл за 200 ружей у одного из вождей нама часть побережья шириной 148 км от реки Оранжевой до 26-й параллели. 24 апреля 1884 года канцлер Германии О. Бисмарк объявил об установлении над приобретённой территорией германского протектората и направил для её охраны военные корабли. С этого дня данная территория и последующие земельные приобретения в этом регионе становятся колонией Германии под названием Германская Юго-Западная Африка. Для управления новыми владениями было создано Немецкое колониальное общество Юго-Западной Африки, которое просуществовало 10 лет (до 1894 года), после чего было создано централизованное административное управление колонией во главе с губернатором, назначаемым из Берлина (первым губернатором стал Теодор Лейтвейн).
Лидеры этнических групп заключили с Германией договоры об установлении протектората. Последним такой договор подписал один из лидеров нама Хендрик Витбой (после вооружённого конфликта, в котором он потерпел поражение в 1894 году). В 1897–1898 годах в Намибии началась эпидемия чумы рогатого скота, которая привела к существенному ухудшению условий жизни местного населения. В 1904–1908 годах произошло восстание племён гереро и нама против колониальных властей. Восстание было жестоко подавлено войсками генерала Л. фон Троты. Потери повстанцев были огромны: численность гереро сократилась с 70 до 16 тысяч человек, нама — с 20 до 9,8 тысяч человек. В современной литературе эти события иногда описываются как целенаправленный геноцид. Потери колониальных войск Германии составили около 2 тысяч человек.
Германская империя лишилась ЮЗА, как и других своих колоний в Африке, в ходе Первой мировой войны. В июле 1915 года немецкие войска и ополчение в ЮЗА капитулировали перед значительно превосходившими их по численности южноафриканскими войсками. Одновременно Португалия пыталась захватить отдельные территории на севере Намибии, в результате в стране был размещён значительный воинский контингент ЮАС. 17 декабря 1920 года Лига Наций предоставила Южно-Африканскому Союзу мандат на управление бывшей немецкой колонией. Дважды ЮАС приходилось использовать военную силу для подавления восстаний среди (против местного населения — в 1922 году, против бондельсвартов (одной из этнических групп нама) на юге и в 1932 году против одного из вождей овамбо Ипумбу).
С роспуском Лиги Наций после Второй мировой войны и заменой её ООН все подмандатные территории перешли под юрисдикцию Совета ООН по опеке. Однако Южно-Африканский союз отказался работать в рамках Совета, так как руководство ЮАС стремилось интегрировать ЮЗА превратив её в одну из провинций страны. До 1966 года продолжались переговоры между ЮАС и представителями ООН. 27 октября 1966 года мандат ЮАР был аннулирован, и в июне 1967 года был создан Совет ООН по Намибии, а страна была признана территорией, незаконно оккупированной ЮАР.
При этом в 1968–1969 годах в рамках политики апартеида был принят план Одендаля по разделу страны на территорию для белых и для этнических групп. В 1975 году представители этих местных органов власти были собраны в Виндхуке на так называемой конференцию Турнхалле для выработки конституции страны. Эти планы, так же как и организованные после завершения работы конференции выборы 1978 года, не были признаны международным сообществом. На выборах победил Демократический альянс Турнхалле (ДАТ), из представителей которого был сформирован Министерский совет — орган управления, не обладавший реальными полномочиями.
В 1976 году ООН признала созданную в 1960 году Организацию народов Юго-Западной Африки (СВАПО), которая возглавила борьбу за независимость страны, единственным законным представителем намибийского народа. В 1978 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию 435, утвердившую план ООН по предоставлению независимости Намибии. План удалось привести в действие лишь в 1989 году после достижения пакета договорённостей между СССР, США, Кубой, ЮАР, Анголой и СВАПО по урегулированию на юго-западе Африки, охватывавших Анголу и Намибию.
В 1977 году пять западных государств во главе с США создали Контактную группу, которая начала переговоры о разрешении кризиса в Намибии с правительством ЮАР и СВАПО. Одновременно ООН разработала план предоставления независимости с проведением свободных выборов под международным контролем. Усилия ООН и Контактной группы привели в 1982 году к достижению компромисса между ЮАР, ДАТ и СВАПО по важнейшим пунктам плана ООН, включая проект новой конституции. Однако вскоре ЮАР выдвинула в качестве условия предоставления независимости Намибии вывод кубинских войск из соседней Анголы. Позиция ЮАР была поддержана США, которым и принадлежала идея увязки проблем Намибии и Анголы. Между тем влияние СВАПО росло, на её сторону перешли некоторые организации, входившие в ДАТ, а после заявления о поддержке СВАПО со стороны политических лидеров самого крупного народа страны — овамбо, ДАТ в 1983 году фактически распался, а Национальная ассамблея и Министерский совет были распущены. ЮАР предприняла попытку сформировать новый послушный ей политический блок, из представителей которого были сформированы новая Национальная ассамблея и временное правительство, но они не получили поддержки ни в стране, ни за рубежом.
В послевоенные годы в ЮЗА возникло несколько общественных организаций, выступивших против колониального присутствия Южной Африки на подмандатной территории. Эти силы до возникновения Организации народов Юго-Западной Африки (СВАПО) объединялись в несколько патриотических группировок (Студенческая организация ЮЗА (СВАСБ), Прогрессивная ассоциация ЮЗА (СВАПА), Национальный союз ЮЗА. В 1957 году в Кейптауне 200 активистов из ЮЗА, в числе которых были А. Тойво йа Тойво, Э. Аполлус и Ж. Козонгизи, создали Конгресс народа Овамболенда (ОПК). Направлялись письма с требованиями в адрес государственных деятелей различных стран, а также в ООН.
Народная организация народов Овамболенда (ОПО) возникла в апреле 1959 года как прямая наследница ОПК. Первым её президентом был избран Сэм Нуйома, который, возглавив большую группу активистов ОПО, организовал бойкот официальных мероприятий по принудительному переселению африканцев из так называемого Старого предместья в специально построенный посёлок на северо-западной окраине города — Катутуру. К декабрю 1959 года напряжённость в Старом предместье заметно возросла, и вечером 10 декабря южноафриканская полиция атаковала пикеты протестующих африканцев. Полицейские открыли огонь из автоматического оружия, в результате чего погибли 11 и ранены 56 человек. Были арестованы 14 активистов бойкота, в том числе С. Нуйома, который наряду с другими лидерами был выслан из Виндхука на север страны, откуда он вскоре перебрался в Дар-эс-Салам. В апреле 1960 года ОПО самораспустилась, а в середине года в стране на основе ОПО возникла СВАПО.
Боевая организация СВАПО (с 1962 года получила название Народно-освободительная армия Намибии — ПЛАН), базировавшаяся в военных лагерях в Танзании и Замбии, приступила к созданию тайных опорных пунктов на территории Намибии. Первая группа ПЛАН проникла в Овамбо в августе 1965 года и при поддержке местного населения организовала там первую партизанскую базу. 26 августа 1966 года произошло первое крупное столкновение между силами полиции ЮАР и ПЛАН, с этой даты принято считать начало войны за независимость Намибии (или Южно-Африканской приграничной войны). С начала 1970-х годов ЮАР стала применять регулярную армию — Силы обороны ЮАР — для борьбы с партизанами. Связано это было с вовлечением в военные действия враждующих группировок в Анголе, а с середины 1970-х годов — с участием в гражданской войне в Анголе вооружённых сил Кубы и военных советников СССР.
В 1971–1972 годах в Намибии прошла всеобщая забастовка. В 1975 году, опираясь на поддержку Народно-освободительной армии Анголы (ФАПЛА), ПЛАН провела ряд успешных операций на севере страны и в полосе Каприви. После чего активные боевые действия переместились на территорию Анголы. Вооружённые силы ЮАР провели три рейда против баз повстанцев на территории Анголы (1978, 1981 и 1983 годах). Проводились также рейды на территории Замбии, Ботсваны и Мозамбика (при поддержке сил Южной Родезии). Ключевой для всей военной кампании стала битва при Куито-Куанавале (1987–1988 годы), несмотря на то что битва закончилась безрезультатно, руководство ЮАР осознало необходимость мирного урегулирования конфликта (потери ЮАР были слишком велики).
В мае 1988 года в Лондоне при посредничестве США и в присутствии советских наблюдателей начались переговоры между представителями ЮАР, Анголы и Кубы. В августе южноафриканские войска покинули Анголу. 22 декабря 1988 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке было подписано соглашение о передаче Намибии под контроль Организации Объединённых Наций.
Выполнение резолюции ООН 435 началось 1 апреля 1989 года. На этот день было намечено начало репатриации намибийских беженцев из Анголы, однако по неизвестным причинам границу пересекли не беженцы, а вооружённые отряды ПЛАН. Получив разрешение представителя ООН, Силы обороны Южной Африки развернули операцию против партизан. В этом последнем сражении войны ПЛАН понесла самые большие потери за четверть века боевых действий в Намибии. Несмотря на это происшествие, дальнейшие события полностью соответствовали переходному плану ООН.
В 1989 году в Намибии под наблюдением международного контингента ЮНТАГ состоялись первые всеобщие выборы, которые были признаны ООН свободными и справедливыми. По их итогам была созвана Конституционная ассамблея, принявшая основной закон Намибии. 21 марта 1990 года была провозглашена независимость Намибии, а её первым президентом стал лидер СВАПО Сэм Нуйома.
Намибия потребовала возвращения ей зоны Уолфиш-Бей, которой как частью Намибии с 1922 по 1977 годы управляла ЮАР, а затем она была включена в состав Капской провинции ЮАР. В 1992 году ЮАР согласилась на совместное управление этим анклавом, а 1 марта 1994 года передала всю территорию Уолфиш-Бея Намибии.
После провозглашения независимости ситуация в Намибии была мирной и спокойной. Главными направлениями государственной политики были достижение национального примирения, социального равенства и экономическое развитие. На выборах 1994 года СВАПО ещё больше укрепила свои политические позиции. Наметился умеренный экономический рост, достигнутый прежде всего за счёт государственных инвестиций. К концу первого десятилетия независимости наиболее сложными проблемами Намибии оставались рабочее движение, недовольство крестьян ходом земельной реформы и безработица.
В 1997 году был списан внешний долг Намибии, унаследованный от колониального периода. Финансовую помощь оказывали Германия, Китай и Испания.
В ноябре 1998 году принята поправка к конституции, согласно которой первый президент республики Сэм Нуйома получил право переизбираться на третий срок. На президентских выборах 1999 года, получив 76,8 % голосов избирателей, он вновь был избран главой государства. В 1998–1999 годах в полосе Каприви на северо-востоке страны было подавлено (при поддержке Замбии и Зимбабве) сепаратистское вооружённое восстание, организованное незаконным Движением за освобождение Каприви.
В 1998 году войска Намибии были направлены в Демократическую республику Конго, для оказания поддержки президенту Кабиле.
На всеобщих выборах в парламент, состоявшихся 15–16 ноября 2004 года, убедительную победу одержала СВАПО (55 из 72 мест в парламенте). Конгресс демократов получил 5 мест, Демократический альянс Турнхалле Намибии — 4 места, а партии Демократическая организация национального единства и Объединённый демократический фронт — по 3 места каждая. Спикером Национальной ассамблеи (нижняя палата) избран Мозес Читендеро. 20 марта 2005 года на этот пост избран Тео-Бен Гурираб. В Национальном совете (верхняя палата) парламента, избранном 29–30 ноября 2004 года, 24 места (из 26) также получила СВАПО, остальные 2 места — Демократический альянс Турнхалле Намибии и Объединённый демократический фронт. Председателем Национального совета стал Ассер Капере.
21 марта 2005 года президентом Намибии стал возглавленный СВАПО на этих выборах преемник С. Нуйомы Хафики-пунья Похамба.
После подписания соглашения с российской компанией АЛРОСА о совместной разведке и добыче алмазов в апреле 1998 года «Де Бирс» утратил монополию на добычу намибийских алмазов. В 1999–2000 годах парламентом приняты Закон об алмазах и поправки к Закону о разведке и добыче минералов, облегчившие доступ иностранных инвестиций в алмазодобывающую отрасль и усилившие государственный контроль над добычей алмазов.
В 2005 году была начата программа по постепенной передаче земель от белых фермеров чёрному большинству. Правительство и профсоюзы призвали обе стороны следовать законной процедуре.
В декабре 2009 года было объявлено о победе X. Похамбы на очередных президентских выборах.
← Назад | Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Южная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2014 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов в Национальное собрание 27–28 ноября 2009 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Намибии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Намибии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание посвящено одному из российских северных морей — Чукотскому морю, ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
В книге рассматривается происхождение именных и примечательных названий ...