Намибия / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
Намибия является развивающимся государством со стабильно растущей экономикой, которая в значительной степени ориентирована на интеграцию в мировые экономические процессы. При этом есть существенный разрыв между доходами белых граждан и доходами африканцев. 50 % населения живёт за чертой бедности.
Экономическая политика Намибии направлена на развитие и диверсификацию горнодобывающей и обрабатывающей промышленности с помощью иностранного капитала. Правительство проводит реформы по либерализации налоговой, инвестиционной и финансовой сфер. Была пересмотрена величина НДС, расширены льготы на инвестиции, с 40 до 35 % понижен корпоративный налог, предоставлены льготы для инвестиций, направленных на переработку добываемого сырья. Как результат, появились заводы по производству медных изделий для электронной промышленности, по изготовлению бриллиантов из алмазов. В аграрном секторе основные усилия направлены на увеличение продукции, необходимой для самообеспечения страны продовольствием без ущерба для сельскохозяйственного экспорта. Основное направление в социальной политике — курс на постепенное перераспределение земли. В 2002 году владельцами земли стали ещё несколько тысяч африканцев. Власти уделяют также внимание улучшению социальных условий беднейшего городского населения. В бюджете ежегодно выделяются средства на строительство 1 000 домов и квартир для малоимущих.
Особое значение придаётся социально-экономическому развитию более отсталой северной части страны. В обозримом будущем сохранится экономическая зависимость Намибии от соседней ЮАР и от внешнеэкономической конъюнктуры, но в целом перспективы Намибии выглядят обнадёживающими. В первом десятилетии XXI века ожидается хотя и не очень быстрый, но постоянный рост её экономики.
Горнодобывающая промышленность Намибии остаётся основой промышленного развития страны, и в связи с этим доля государственного сектора в данной сфере является наибольшей. Алмазы дают экономике страны 30 % всех экспортных доходов. В кимберлитовых трубках Намибии высок процент алмазов ювелирного качества, и она наряду с Ботсваной, РФ, Анголой является одним из четырёх главных поставщиков этих драгоценных камней на мировой рынок. Акции алмазодобывающей компании «Намдеб» поделены поровну между правительством и южноафриканской корпорацией «Де Бирс». В апреле 1998 года президент Нуйома подписал с российской компанией АЛРОСА соглашение о совместной разведке и добыче алмазов. Позже было заключено подобное соглашение с канадской фирмой «ДФИ оф Кэнада», и «Де Бирс» потеряла монополию на добычу алмазов в Намибии.
Кредитно-денежная система Намибии привязана к ЮАР соглашением об общей валютной зоне — зоне ранда (англ. Rand zone). Формально Центральный банк Намибии имеет право устанавливать обменный курс своей валюты, учётную ставку, но фактически они корректируются с политикой Резервного банка ЮАР. Южноафриканский ранд имеет хождение в стране наряду с намибийским долларом. Намибия имеет высокоразвитую банковскую систему. Банк Намибии осуществляет эмиссию денег и выдаёт лицензии на финансовую деятельность. Коммерческие операции осуществляют 7 банков (государственные, смешанные и иностранные). Намибия начинает играть заметную роль на финансовом рынке Африки. Намибийская фондовая биржа стала второй биржей в Африке южнее Сахары по стоимости акций, выставляемых на продажу. Намибия предпринимает усилия стать ведущим офшорным финансовым центром в регионе. Введённый льготный инвестиционный режим позволяет южноафриканским фирмам обойти ограничения на перевод иностранной валюты, существующие в ЮАР. Это вызывают недовольство Резервного банка ЮАР, который считает, что Намибия нарушает соглашение о единой валютной зоне.
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 года, Намибия названа страной с экономикой «высокого среднего дохода» (upper middle income). Также в классификации Всемирного банка Намибия определена как страна-заёмщик МБРР, что позволяет получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.
В Рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2007–2008 годах Намибия занимает 89-е место с показателем 3,85 балла.
Главные статьи экспорта (1,4 миллиарда долларов США, данные за 2003 год) — минеральное сырье, прежде всего алмазы (около 30 %), рыбопродукты (18,5 %), скот (8,1 %), мясопродукты (7 %).
Основные статьи импорта (1,6 миллиарда долларов США, данные за 2003 год) — машины и оборудование (15,7 %), транспортные средства (14,3 %), продовольствие (14,1 %).
По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): жемчуг, драгоценные металлы, камни и др. (20,29 %); руды, шлаки, зола (17,47 %); печатная продукция (17,07 %); рыба, морепродукты (10,8 %); цинк и изделия из него (6 %); медь и изделия из него (3,39 %); мясо и мясные субпродукты (3,36 %) и др.
По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (13,7 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (13,02 %); энергосиловое оборудование (11,37 %); электрическое и электронное оборудование (5,98 %); изделия из чугуна и стали (4,48 %); жемчуг, драгоценные металлы, камни и др. (2,98 %); неорганические химикаты, соединения драгоценных металлов, изотопы (2,97 %); фармацевтическая продукция (2,5 %); пластмассы и изделия из них (2,21 %); напитки, включая алкогольные (1,73 %) и др.
Внешнеторговые партнёры — ЮАР (87 % импорта, 27 % экспорта), Ангола, Ботсвана, Великобритания, Германия, США.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Южная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2014 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов в Национальное собрание 27–28 ноября 2009 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Намибии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Намибии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В новой книге известного географа В. А. Анучина рассматриваются актуальные ...
Методика географии. Издание пятое. Специфика географии как науки и учебного ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1881 года ...