Мадагаскар / Религия и государство, роль религии в политике

По данным 2007 года большая часть населения (52 %) Республики Мадагаскар исповедует местные традиционные верования. Тем не менее значительное число малагасийцев исповедуют христианство. Вероятно, причиной тому явилась очень активная политика руководства страны в XIX веке, когда королева Ранавалуна II приняла в 1869 году христианство, его протестантское направление. Скоро протестантизм стал государственной религией острова, и все министры королевства Имерина также стали протестантами. Христианство исповедует 41 % от всей численности населения государства. Более половины христиан являются протестантами. В стране действуют многочисленные норвежские, французские, английские, американские миссионерские общества.

Сторонники Римско-католической церкви составляют примерно пятую часть населения, или свыше 3 миллионов человек, причём 2/3 от их числа сосредоточены в центральной части страны. В январе 1980 года католическая и протестантская церкви объединились в Совет христианских церквей Мадагаскара. Деятельность этой экуменической структуры выходит за чисто духовные рамки: согласно своему уставу, она должна принимать участие в «социальной и национальной жизни страны». В частности, Совет сыграл большую роль в падении режима Д. Рацираки в 1991 году и политических событиях 2002 года. Независимые церкви Мадагаскара («новые религиозные объединения» или секты) не входят в Совет христианских церквей Мадагаскара.

По неофициальным данным, их насчитывается около 200 (на 2000 год), а их сторонники составляют около 3 % населения. Наиболее крупные из этих объединений: Церковь адвентистов седьмого дня, Малагасийская протестантская Церковь Транузуру, Церковь последователей Бога, Малагасийская церковь духовного пробуждения. Ислама придерживается около 7 % населения. Основная масса мусульман проживает на северо-западе, западе острова, остальные — на юге страны. Распространён ислам суннитского направления, преимущественно шафиитского мазхаба, среди сакалава, антанкарана, цимихети. Среди индийских мусульман есть группа исмаилитов. Часть мусульманского населения является сторонниками суфийских орденов — исмаилийя (в Антананариву), шадилийя, кадирийя, накшабандийя, а также секты ахмадие. В городах проживают группы индуистов, буддистов и конфуцианцев. Следует отметить, что границы между традиционными религиями и другими конфессиями достаточно размыты: наряду с исповеданием христианства или ислама немало малагасийцев отправляют культ предков.

Конституция Мадагаскара не содержит статьи ни о наличии государственной религии, ни о том, что государство является светским (последнее положение присутствовало до 2007 года в 1 ст. конституции), ни о независимости церкви от государства. Однако роль религии остаётся высокой во всех аспектах общественно-политической жизни. В преамбуле конституции подчёркивается приверженность малагасийского общества ряду ценностей, в том числе «верованиям в Бога-Создателя». Многие малагасийские государственные деятели одновременно занимают ключевые посты в церковной иерархии. Президент М. Равалуманана, например, является вице-председателем реформированной Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре, три министра действующего (2008 год) правительства также занимают ответственные должности в руководстве этой Церкви, а Ж. Лахинирику, бывший председатель Национального собрания, — национальный казначей Малагасийской лютеранской церкви. В конституции провозглашена свобода вероисповедания, и правительство не вмешивается в религиозную жизнь граждан. Религиозные противоречия не выявлены, и экстремизма на почве религиозных верований нет.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Драгоценные и цветные камни России / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1920 года (издательство «Петроград»).Драгоценные и цветные камни России
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1920 года ...
Происхождение континентов и океанов / Книга немецкого учёного А .Л. Вегенера, появившаяся в начале XX столетия, ознаменовала переворот в геологической науке. Его смелая гипотеза о перемещении континентов имела большое значение для дальнейшего развития геологии. Настоящий перевод, выполненный с последнего немецкого авторизованного изданиПроисхождение континентов и океанов
Книга немецкого учёного А .Л. Вегенера, появившаяся в начале XX столетия, ...
Путешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе / Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени незаурядный: выходец из старинного дворянского рода, писатель, полиглот, учёный-исследователь, библиофил, коллекционер, путешественник, государственный деятель. В 1812 году в Бородинском сражении потеряв ногу, он, тем не менПутешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе
Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени ...