Мадагаскар / Политическая борьба в современном Мадагаскаре

В 2002 году страна в очередной раз оказалась втянутой в борьбу за верховную власть между дискредитировавшей себя аппаратной верхушкой режима Д. Рацираки и возглавляемым М. Равалумананой широким блоком различных социальных сил, в котором ведущую роль играли предпринимательские и церковные круги (в частности, Совет христианских церквей Мадагаскара). 16 декабря 2001 года на Мадагаскаре состоялись очередные президентские выборы, основными кандидатами на которых выступили действующий президент Д. Рацирака и столичный мэр М. Равалуманана. Согласно официальным данным, ни одному из кандидатов не удалось набрать требуемого для избрания 51 % голосов, и было объявлено о необходимости проведения второго тура голосования. Однако М. Равалуманана обвинил власти в фальсификации итогов выборов, в ходе которых, по данным оппозиции, за него проголосовало 52 %, и отказался участвовать во втором туре. На улицы городов вышли сотни тысяч его сторонников, требуя немедленной отставки Д. Рацираки и утверждения новым президентом М. Равалумананы. Митинги и протесты переросли во всеобщую политическую забастовку, длившуюся более полутора месяцев.

На волне массовых выступлений М. Равалуманана 22 февраля 2002 года провозгласил себя президентом и главнокомандующим вооружёнными силами страны, сформировал новое правительство, провёл перевыборы председателя Национального собрания и назначил из числа своих сторонников новых губернаторов провинций, руководителя Центрального банка и других государственных учреждений. Д. Рацирака со своим ближайшим окружением был вынужден бежать из столицы в Туамасину. Опираясь на поддержку губернаторов большинства провинций и сохранившие ему верность элитные армейские части, он взял курс на силовое подавление оппозиции. Новой столицей Мадагаскара был объявлен город Туамасина, на всей территории острова введено чрезвычайное положение и установлена практически полная блокада Антананариву и других городов Высокого плато, главного оплота М. Равалумананы и его сторонников.

По существу, в стране установилось двоевластие. Нормальная жизнь оказалась парализованной, хозяйственные связи нарушились, национальная экономика потеряла управляемость. Раскол и конфронтационное противостояние в обществе в конечном счёте привели к вооружённым столкновениям и жертвам. Возникла реальная угроза гражданской войны.

С целью остановить кровопролитие и предотвратить гражданскую войну на Мадагаскаре ряд стран и международных организаций, в первую очередь ОАЕ, с самого начала кризиса неоднократно предлагали посреднические услуги противоборствующим сторонам. 18 апреля 2002 года в Дакаре (Сенегал) при содействии генерального секретаря ОАЕ и президентов Сенегала, Бенина, Кот-д’Ивуара и Мозамбика Д. Рацирака и М. Равалуманана подписали соглашение о путях выхода страны из политического кризиса. Соглашение предусматривало повторный пересчёт голосов избирателей на выборах 16 декабря 2001 года, а также целый ряд мер, обеспечивающих управление страной в переходный период.

29 апреля 2002 года, спустя 10 дней после подписания соглашения в Дакаре, Высший конституционный суд (ВКС) Мадагаскара утвердил и обнародовал результаты пересчёта голосов на декабрьских президентских выборах. Согласно новым данным, М. Равалуманана набрал 51,46 % голосов и, таким образом, уже в первом туре был избран президентом республики; за Д. Рацираку проголосовало 35,9 % избирателей. Д. Рацирака не подчинился вердикту ВКС и отказался признать полномочия М. Равалумананы в качестве законно избранного главы государства. 6 мая 2002 года М. Равалуманана, несмотря на отказ Д. Рацираки сложить с себя президентские полномочия, был вторично, на сей раз уже на основании решения компетентного национального конституционного органа, провозглашён президентом республики. На церемонии присутствовали практически все послы и дипломатические представители, аккредитованные на Мадагаскаре.

Новый президент, используя армию (большая часть которой к этому времени перешла на его сторону), стал добиваться отстранения от власти руководства в отколовшихся провинциях, переводя их под свой полный контроль, и, таким образом, обеспечения территориального единства и целостности страны. В апреле штурмом был взят дворец губернатора провинции Фианаранцуа, а её административный аппарат был поставлен под управление назначенца М. Равалумананы. В начале июня аналогичная операция была проведена в стратегически важном центре ванильного производства Сава, который является не только основным поставщиком главной экспортной культуры страны, но и своего рода ключом в провинцию Анцеранана. Последней, без сопротивления, 8 июля была занята Туамасина, и М. Равалуманана получил контроль над всеми провинциями страны. А 5 июля страну покинул Д. Рацирака после того, как 26 июня, в День независимости, М. Равалуманану признали в качестве президента США, а 3 июля — Франция.

Став президентом, М. Равалуманана выдвинул лозунг «быстрого и стабильного развития» при «новом отношении к работе». При этом руководство страны продолжало стратегическую линию сотрудничества с международными финансовыми организациями и выразило готовность продолжать осуществление программ структурной перестройки МВФ и ВБ. 26 июля 2002 года делегация Мадагаскара во главе с премьер-министром Ж. Силлой участвовала во встрече с главными кредиторами страны, проходившей в Париже. Мадагаскару была обещана помощь в размере 2,4 миллиардов долларов с условием проведения досрочных парламентских выборов.

15 октября 2002 года действовавшее Национальное собрание было распущено, новые выборы назначены на 15 декабря. В выборах участвовало 1 308 кандидатов (от 20 партий и организаций плюс независимые кандидаты). Убедительную победу одержала партия «Тиако и Мадагасикара» (ТИМ) — «Я люблю Мадагаскар», созданная в период предвыборной президентской кампании в конце 2001 года ТИМ получила 102 из 160 парламентских мест. Заручившись таким образом поддержкой депутатов, М. Равалуманана приступил к осуществлению провозглашённого им курса на реорганизацию неэффективного и коррумпированного госаппарата, на наращивание экспортного потенциала страны с помощью частных инвестиций, в первую очередь иностранных, на диверсификацию экономических отношений с зарубежными партнёрами, на ещё более тесное сотрудничество с международными финансовыми организациями. В стране был проведён ряд реформ (административная, земельная, денежная, таможенная), которые, однако, не позволили пока правительству М. Равалумананы добиться каких-либо ощутимых сдвигов в экономической ситуации. В декабре 2006 года Высший конституционный суд (ВКС) Мадагаскара огласил официальные результаты состоявшихся в стране очередных президентских выборов. Набрав 54,8 % голосов избирателей, Марк Равалуманана, действующий президент Мадагаскара, победил уже в первом туре, далеко оторвавшись от своих соперников. Ближайший из них — Жан Лахинирику, бывший спикер парламента, получил 11,65 %, а Ролан Рацирака, мэр Туамасины, племянник экс-президента Дидье Рацираки, — 10,14 %. Победа М. Равалумананы была вполне предсказуемой, поскольку на политической арене страны не было сильной альтернативной фигуры, способной составить действующему президенту серьёзную конкуренцию.

Результаты первого срока пребывания М. Равалумананы у власти вызвали неоднозначные оценки как внутри страны, так и за рубежом. С одной стороны, по данным Всемирного банка (ВБ), страна за последние годы добилась существенных успехов в выполнении Программы по борьбе с бедностью: экономика растёт на 5 % в год; прокладываются дороги в сельской местности; многое сделано в области образования и медицины. Наблюдаются признаки оздоровления в туристическом секторе и горнодобывающей промышленности. Правительство планирует в ближайшие 10 лет увеличить экспорт полезных ископаемых до 100–150 миллионов долларов в год. От вступления в 2005 году в Сообщество развития Юга Африки (САДК) правительство ожидает увеличения товарооборота.

После 2002 года Мадагаскар получил внушительный приток финансовой помощи и значительное списание внешнего долга. С другой стороны, пока наблюдается лишь ухудшение уровня жизни населения: растут цены на рис и нефтепродукты, уровень зарплаты низок, особенно в государственном секторе, высок уровень инфляции. Все мероприятия коснулись лишь сельской местности. Городское же население от реформ не выиграло по причине инфляции и кризиса с горючим. Нарастающее недовольство населения все дорожающей жизнью позволило некоторым иностранным наблюдателям полагать, что лидеры оппозиции попытаются вывести людей на улицы во время последних выборов. Зрело недовольство и в армии, нерегулярно получавшей своё недостаточное довольствие. Существовали также опасения, что этнические разногласия, всегда существовавшие между мерина, представителем которых является президент, и жителями прибрежных районов, выразителями интересов которых являются Р. Рацирака и П. Радзаунаривелу, обострятся в период выборов. Однако ничего этого не произошло. Оппозиция, которая провела в 2005 г. объединительную Национальную конференцию, не смогла договориться о выдвижении единого кандидата и единой предвыборной программы.

Второй срок президентства М. Равалуманана начал с обновления своей команды, назначив премьер-министром генерала Шарля Рабеманандзара, министра внутренних дел. Главными задачами на ближайшие 5 лет президент объявил борьбу с бедностью и региональную интеграцию. Проблема региональной интеграции получила своё разрешение в дополнениях и изменениях к конституции, одобренных на апрельском референдуме 2007 года. Было упразднено деление страны на шесть автономных провинций, которые, по словам М. Равалумананы, стали неуправляемы, и закреплён переход к административному делению на 22 региона. Референдум предоставил также президенту Мадагаскара дополнительные полномочия и ввёл английский язык в качестве третьего государственного языка.

23 сентября 2007 года в стране прошли досрочные парламентские выборы, на которых убедительную победу одержала пропрезидентская партии «Я люблю Мадагаскар» (ТИМ), получившая 106 из 127 депутатских мандатов. Новый депутатский корпус, видимо, будет в большей степени сотрудничать в выработке законов с исполнительной властью и решать задачу ускорения экономического роста и борьбы с бедностью. Эти задачи власти намерены осуществлять с помощью пятилетнего (2007–2012 годы) «Плана действий Мадагаскар» (МАП), затрагивающего все сферы развития острова. М. Равалуманана планирует к 2012 году существенно снизить уровень нищеты среди населения и обеспечить рост экономики в 8–10 %.

17 марта 2009 года президент страны Марк Равалуманана был фактически смещён со своего поста мэром столицы Мадагаскара Андри Радзуэлиной, на сторону которого перешла армия. Было объявлено о формировании переходного правительства под руководством бывшего мэра А. Радзуэлины.


←   Назад  |   Политическая борьба в современном Мадагаскаре   |   Вперёд   →



 

Сингапур / Экономико-географическая характеристика Сингапура — небольшого островного государства, расположенного на перекрёстке морских путей из Индийского океана в Тихий. Это молодое государство за годы независимости стало одним из наиболее промышленно развитых в Юго-Восточной Азии. В книге рассказывается о пСингапур
Экономико-географическая характеристика Сингапура — небольшого островного ...
Ирак / В книге рассказывается об Иракской Республике, государстве, расположенном на востоке арабского мира. Читатель познакомится с разнообразием природных условий этой страны, по которой протекают две великие реки Передней Азии — Тигр и Евфрат, с богатейшей историей Ирака, считающегося колыбелью человечесИрак
В книге рассказывается об Иракской Республике, государстве, расположенном на ...
К истории экспедиции Папанина / Весь мир широко отмечал 40-летие выдающегося события в истории нашей Родины — создания в районе Северного полюса на дрейфующей льдине первой в мире научной станции «Северный полюс-1». Документальный очерк Г. С. Тихомирова «К истории экспедиции Папанина» даёт не только описание героического пути просК истории экспедиции Папанина
Весь мир широко отмечал 40-летие выдающегося события в истории нашей Родины — ...