Мадагаскар / Политическая борьба в современном Мадагаскаре

В 2002 году страна в очередной раз оказалась втянутой в борьбу за верховную власть между дискредитировавшей себя аппаратной верхушкой режима Д. Рацираки и возглавляемым М. Равалумананой широким блоком различных социальных сил, в котором ведущую роль играли предпринимательские и церковные круги (в частности, Совет христианских церквей Мадагаскара). 16 декабря 2001 года на Мадагаскаре состоялись очередные президентские выборы, основными кандидатами на которых выступили действующий президент Д. Рацирака и столичный мэр М. Равалуманана. Согласно официальным данным, ни одному из кандидатов не удалось набрать требуемого для избрания 51 % голосов, и было объявлено о необходимости проведения второго тура голосования. Однако М. Равалуманана обвинил власти в фальсификации итогов выборов, в ходе которых, по данным оппозиции, за него проголосовало 52 %, и отказался участвовать во втором туре. На улицы городов вышли сотни тысяч его сторонников, требуя немедленной отставки Д. Рацираки и утверждения новым президентом М. Равалумананы. Митинги и протесты переросли во всеобщую политическую забастовку, длившуюся более полутора месяцев.

На волне массовых выступлений М. Равалуманана 22 февраля 2002 года провозгласил себя президентом и главнокомандующим вооружёнными силами страны, сформировал новое правительство, провёл перевыборы председателя Национального собрания и назначил из числа своих сторонников новых губернаторов провинций, руководителя Центрального банка и других государственных учреждений. Д. Рацирака со своим ближайшим окружением был вынужден бежать из столицы в Туамасину. Опираясь на поддержку губернаторов большинства провинций и сохранившие ему верность элитные армейские части, он взял курс на силовое подавление оппозиции. Новой столицей Мадагаскара был объявлен город Туамасина, на всей территории острова введено чрезвычайное положение и установлена практически полная блокада Антананариву и других городов Высокого плато, главного оплота М. Равалумананы и его сторонников.

По существу, в стране установилось двоевластие. Нормальная жизнь оказалась парализованной, хозяйственные связи нарушились, национальная экономика потеряла управляемость. Раскол и конфронтационное противостояние в обществе в конечном счёте привели к вооружённым столкновениям и жертвам. Возникла реальная угроза гражданской войны.

С целью остановить кровопролитие и предотвратить гражданскую войну на Мадагаскаре ряд стран и международных организаций, в первую очередь ОАЕ, с самого начала кризиса неоднократно предлагали посреднические услуги противоборствующим сторонам. 18 апреля 2002 года в Дакаре (Сенегал) при содействии генерального секретаря ОАЕ и президентов Сенегала, Бенина, Кот-д’Ивуара и Мозамбика Д. Рацирака и М. Равалуманана подписали соглашение о путях выхода страны из политического кризиса. Соглашение предусматривало повторный пересчёт голосов избирателей на выборах 16 декабря 2001 года, а также целый ряд мер, обеспечивающих управление страной в переходный период.

29 апреля 2002 года, спустя 10 дней после подписания соглашения в Дакаре, Высший конституционный суд (ВКС) Мадагаскара утвердил и обнародовал результаты пересчёта голосов на декабрьских президентских выборах. Согласно новым данным, М. Равалуманана набрал 51,46 % голосов и, таким образом, уже в первом туре был избран президентом республики; за Д. Рацираку проголосовало 35,9 % избирателей. Д. Рацирака не подчинился вердикту ВКС и отказался признать полномочия М. Равалумананы в качестве законно избранного главы государства. 6 мая 2002 года М. Равалуманана, несмотря на отказ Д. Рацираки сложить с себя президентские полномочия, был вторично, на сей раз уже на основании решения компетентного национального конституционного органа, провозглашён президентом республики. На церемонии присутствовали практически все послы и дипломатические представители, аккредитованные на Мадагаскаре.

Новый президент, используя армию (большая часть которой к этому времени перешла на его сторону), стал добиваться отстранения от власти руководства в отколовшихся провинциях, переводя их под свой полный контроль, и, таким образом, обеспечения территориального единства и целостности страны. В апреле штурмом был взят дворец губернатора провинции Фианаранцуа, а её административный аппарат был поставлен под управление назначенца М. Равалумананы. В начале июня аналогичная операция была проведена в стратегически важном центре ванильного производства Сава, который является не только основным поставщиком главной экспортной культуры страны, но и своего рода ключом в провинцию Анцеранана. Последней, без сопротивления, 8 июля была занята Туамасина, и М. Равалуманана получил контроль над всеми провинциями страны. А 5 июля страну покинул Д. Рацирака после того, как 26 июня, в День независимости, М. Равалуманану признали в качестве президента США, а 3 июля — Франция.

Став президентом, М. Равалуманана выдвинул лозунг «быстрого и стабильного развития» при «новом отношении к работе». При этом руководство страны продолжало стратегическую линию сотрудничества с международными финансовыми организациями и выразило готовность продолжать осуществление программ структурной перестройки МВФ и ВБ. 26 июля 2002 года делегация Мадагаскара во главе с премьер-министром Ж. Силлой участвовала во встрече с главными кредиторами страны, проходившей в Париже. Мадагаскару была обещана помощь в размере 2,4 миллиардов долларов с условием проведения досрочных парламентских выборов.

15 октября 2002 года действовавшее Национальное собрание было распущено, новые выборы назначены на 15 декабря. В выборах участвовало 1 308 кандидатов (от 20 партий и организаций плюс независимые кандидаты). Убедительную победу одержала партия «Тиако и Мадагасикара» (ТИМ) — «Я люблю Мадагаскар», созданная в период предвыборной президентской кампании в конце 2001 года ТИМ получила 102 из 160 парламентских мест. Заручившись таким образом поддержкой депутатов, М. Равалуманана приступил к осуществлению провозглашённого им курса на реорганизацию неэффективного и коррумпированного госаппарата, на наращивание экспортного потенциала страны с помощью частных инвестиций, в первую очередь иностранных, на диверсификацию экономических отношений с зарубежными партнёрами, на ещё более тесное сотрудничество с международными финансовыми организациями. В стране был проведён ряд реформ (административная, земельная, денежная, таможенная), которые, однако, не позволили пока правительству М. Равалумананы добиться каких-либо ощутимых сдвигов в экономической ситуации. В декабре 2006 года Высший конституционный суд (ВКС) Мадагаскара огласил официальные результаты состоявшихся в стране очередных президентских выборов. Набрав 54,8 % голосов избирателей, Марк Равалуманана, действующий президент Мадагаскара, победил уже в первом туре, далеко оторвавшись от своих соперников. Ближайший из них — Жан Лахинирику, бывший спикер парламента, получил 11,65 %, а Ролан Рацирака, мэр Туамасины, племянник экс-президента Дидье Рацираки, — 10,14 %. Победа М. Равалумананы была вполне предсказуемой, поскольку на политической арене страны не было сильной альтернативной фигуры, способной составить действующему президенту серьёзную конкуренцию.

Результаты первого срока пребывания М. Равалумананы у власти вызвали неоднозначные оценки как внутри страны, так и за рубежом. С одной стороны, по данным Всемирного банка (ВБ), страна за последние годы добилась существенных успехов в выполнении Программы по борьбе с бедностью: экономика растёт на 5 % в год; прокладываются дороги в сельской местности; многое сделано в области образования и медицины. Наблюдаются признаки оздоровления в туристическом секторе и горнодобывающей промышленности. Правительство планирует в ближайшие 10 лет увеличить экспорт полезных ископаемых до 100–150 миллионов долларов в год. От вступления в 2005 году в Сообщество развития Юга Африки (САДК) правительство ожидает увеличения товарооборота.

После 2002 года Мадагаскар получил внушительный приток финансовой помощи и значительное списание внешнего долга. С другой стороны, пока наблюдается лишь ухудшение уровня жизни населения: растут цены на рис и нефтепродукты, уровень зарплаты низок, особенно в государственном секторе, высок уровень инфляции. Все мероприятия коснулись лишь сельской местности. Городское же население от реформ не выиграло по причине инфляции и кризиса с горючим. Нарастающее недовольство населения все дорожающей жизнью позволило некоторым иностранным наблюдателям полагать, что лидеры оппозиции попытаются вывести людей на улицы во время последних выборов. Зрело недовольство и в армии, нерегулярно получавшей своё недостаточное довольствие. Существовали также опасения, что этнические разногласия, всегда существовавшие между мерина, представителем которых является президент, и жителями прибрежных районов, выразителями интересов которых являются Р. Рацирака и П. Радзаунаривелу, обострятся в период выборов. Однако ничего этого не произошло. Оппозиция, которая провела в 2005 г. объединительную Национальную конференцию, не смогла договориться о выдвижении единого кандидата и единой предвыборной программы.

Второй срок президентства М. Равалуманана начал с обновления своей команды, назначив премьер-министром генерала Шарля Рабеманандзара, министра внутренних дел. Главными задачами на ближайшие 5 лет президент объявил борьбу с бедностью и региональную интеграцию. Проблема региональной интеграции получила своё разрешение в дополнениях и изменениях к конституции, одобренных на апрельском референдуме 2007 года. Было упразднено деление страны на шесть автономных провинций, которые, по словам М. Равалумананы, стали неуправляемы, и закреплён переход к административному делению на 22 региона. Референдум предоставил также президенту Мадагаскара дополнительные полномочия и ввёл английский язык в качестве третьего государственного языка.

23 сентября 2007 года в стране прошли досрочные парламентские выборы, на которых убедительную победу одержала пропрезидентская партии «Я люблю Мадагаскар» (ТИМ), получившая 106 из 127 депутатских мандатов. Новый депутатский корпус, видимо, будет в большей степени сотрудничать в выработке законов с исполнительной властью и решать задачу ускорения экономического роста и борьбы с бедностью. Эти задачи власти намерены осуществлять с помощью пятилетнего (2007–2012 годы) «Плана действий Мадагаскар» (МАП), затрагивающего все сферы развития острова. М. Равалуманана планирует к 2012 году существенно снизить уровень нищеты среди населения и обеспечить рост экономики в 8–10 %.

17 марта 2009 года президент страны Марк Равалуманана был фактически смещён со своего поста мэром столицы Мадагаскара Андри Радзуэлиной, на сторону которого перешла армия. Было объявлено о формировании переходного правительства под руководством бывшего мэра А. Радзуэлины.


←   Назад  |   Политическая борьба в современном Мадагаскаре   |   Вперёд   →



 

Каменные факелы Камчатки / Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? Как образуются вулканические горы? Чем обусловлено размещение вулканов на земном шаре? Что такое тихоокеанское огненное кольцо? Чем знамениты камчатские вулканы? Почему обильное тепло вулканов способствует похолоданиюКаменные факелы Камчатки
Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? ...
Элементарные сведения из теории девиации компаса и способы её уничтожения / Санкт-Петербург, 1908 год. Типо-Литография К. Биркенфельда. Издание снабжено схемами и чертежами. Владельческий переплёт. Сохранность хорошая. Учение о «девиации компасов» есть учение об отклонении судового компаса от магнитного меридиана под влиянием масс железа и стали, входящим, в состав корабля.Элементарные сведения из теории девиации компаса и способы её уничтожения
Санкт-Петербург, 1908 год. Типо-Литография К. Биркенфельда. Издание снабжено схемами ...
Морская карта рассказывает / Краткий справочник по отечественной морской топонимии. В нем приводится более четырёх тысяч русских именных географических названий, нанесённых на карте Мирового океана. Многие из них расшифрованы впервые. Большое внимание уделено русским географическим названиям на зарубежных территориях и в АнтаркМорская карта рассказывает
Краткий справочник по отечественной морской топонимии. В нем приводится более ...