Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Соединённые Штаты Америки / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Соединённые Штаты Америки являются активным участником международной жизни, в том числе посредством международных организаций. США стремятся использовать и используют международные организации в качестве инструментов распространения своего влияния, но, сталкиваясь с активным противодействием, во многих случаях не чувствуют себя связанными позициями остальных членов международного сообщества. Со времени окончания холодной войны США используют следующую модель международного поведения: отдавая предпочтение многосторонним действиям, в случае необходимости США оставляют за собой право действовать в одностороннем порядке, создавая видимость широкого международного консенсуса за счёт использования временных союзов и коалиций (ad-hoc coalitions) вместо устоявшихся международных организаций. Наиболее наглядным примером применения подобной модели стала война в Ираке (2003 год), когда США оказались не способны не только получить санкцию Совета Безопасности ООН на проведение военной операции, но и не получили поддержки многих своих союзников по НАТО.

США стояли у истоков создания ООН, являются постоянным членом Совета Безопасности, а также членом специализированных учреждений ООН, таких как МВФ, МБРР, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, ВОИС, ИКАО, ВМО, ВПС, ФАО и др. США принимают участие и в таких организациях как: Азиатский банк развития (нерегиональный член), Африканский банк развития (нерегиональный член), ЕБРР, ОБСЕ и др.

Главным инструментом военно-политического влияния США является НАТО. Региональный по форме, по сути этот блок (благодаря усилиям США) вышел за пределы так называемого Евро-Атлантического региона как в плане выстраивания партнёрских отношений (развитие таких программ, как «Партнёрство во имя мира», «Совет Евро-Атлантического партнёрства», «Средиземноморский диалог»), так и в расширении зоны своей ответственности (вплоть до Афганистана). Отношения США со своими союзниками по НАТО отличаются неоднозначностью. Наибольшую поддержку США получают со стороны Великобритании и так называемых стран «новой Европы» (в первую очередь — Польши, Эстонии, Литвы, Латвии), в то время как Франция и Германия стремятся к проведению более независимого курса. Наиболее ярко размежевание внутри НАТО по вопросу о поддержке США проявилось в ходе подготовки к войне в Ираке в 2002–2003 годах. Тесные партнёрские отношения США с ЕС в значительной степени связаны пересечением членства многих стран в ЕС и НАТО.

Традиционно значительной является активность США в Западном полушарии. США играют ведущую роль в ОАГ, занимающейся вопросами политического, экономического и гуманитарного сотрудничества в Западном полушарии. После того как заключённый по инициативе США, параллельно с созданием ОАГ, Межамериканский договор о взаимной помощи («пакт Рио») фактически перестал действовать, ОАГ также занимается вопросами обеспечения региональной (межамериканской) безопасности. Важнейшим направлением латиноамериканской политики США, продвигаемым в том числе и через ОАГ, является развитие экономической интеграции в Западном полушарии. США играют ведущую роль в двух субрегиональных интеграционных объединениях — Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) и Центрально-американской зоне свободной торговли (ДР-ЦАФТА), а также имеет двусторонние соглашения о свободной торговле с Чили и Перу.

Важнейшим направлением внешнеполитической активности США является Азиатско-Тихоокеанский регион, где США активно участвуют в экономическом и военно-политическом сотрудничестве как на двусторонней, так и на многосторонней основе. США входят в АТЭС и принимают участие в работе регионального форума АСЕАН, связаны военно-политическими соглашениями с Австралией (АНЗЮС), Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Таиландом. Важнейшими экономическими партнёрами США в регионе являются КНР, Япония, Южная Корея, Тайвань. Одним из приоритетных направлений не только в политике США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в американской внешней политике в целом являются отношения с Китаем.

Магистральным направлением является тесное экономическое сотрудничество (Китай является одним из основных торговых партнёров США) и конструктивный политический диалог (в том числе по вопросу северокорейской ядерной программы), однако существуют и «болевые точки», такие как проблема Тайваня.

Внешние конфликты, в которые вовлечены США, можно сгруппировать в несколько блоков. Во-первых, это так называемые антитеррористические операции в рамках войны с терроризмом: операция в Афганистане 2001 году и операция в Ираке 2003 года. Несмотря на успешное завершение военных действий и свержение существовавших в этих странах режимов (согласно американским обвинениям, поддерживающих международный терроризм) — талибов в Афганистане и Саддама Хусейна в Ираке, — окончательное мирное урегулирование до сих пор не достигнуто. США при поддержке своих союзников вынуждены сохранять значительное военное присутствие в этих странах для поддержки проамериканских режимов (по данным министерства обороны США на весну 2008 года, 195 тысяч солдат были задействованы в иракской операции; в 2011 году операция в Ираке была завершена и американские войска вернулись домой, и 31,1 тысяча — в операции в Афганистане, включая войска, находящиеся за пределами этих стран). Вооружённые силы США (наравне с представителями правительственных сил и мирными жителями) в обоих государствах являются постоянными объектами атак со стороны повстанческих сил. Общие потери США в Ираке (в 2003–2011 годах) составили более 4 тысяч человек, в Афганистане (с 2001 года) — более 450 человек. Война в Ираке была острым источником поляризации американского общества по вопросу о необходимости сохранения военного присутствия в этой стране.

Вторая группа конфликтов связана с невоенным противостоянием США с государствами так называемой «оси зла» (иначе — государства-«изгои») — Ираном, КНДР, Сирией. Все указанные конфликты являются явными, однако в связи с отсутствием вооружённых столкновений им присвоен низкий уровень интенсивности. Наиболее острыми являются противоречия США с Ираном и Северной Кореей в связи с их ядерными программами. Власти Сирии обвиняются в разработке ОМУ, дестабилизации ситуации в регионе и вмешательстве в дела соседнего Ливана.

В третью группу конфликтов (явные, с низкой степенью интенсивности) вовлечены страны Латинской Америки. В первую очередь Куба, также причисляемая к «оси зла», и Венесуэла. Противоречия США с этими странами имеют идеологический характер. Наиболее длительную историю имеет американо-кубинский конфликт, начавшийся с победы кубинской революции и приходом к власти Фиделя Кастро (1959 год). До сих пор по отношению к Кубе США проводят жёсткую политику экономического эмбарго. Конфликт с Венесуэлой, продолжающийся с 2001 года, обусловлен антиамериканской политикой президента этой страны Уго Чавеса, его открытой поддержкой недружественных США режимов (в первую очередь на Кубе и в Иране), а также стремлением создать единый антиамериканский фронт в Латинской Америке (так называемый «красный пояс», иначе — «ось добра»).

Иной характер имеют противоречия США с Мексикой. Главной точкой преткновения является нелегальная иммиграция через американо-мексиканскую границу. Обеспокоенность мексиканской стороны вызвал обнародованный в 2006 году в США проект, предусматривающий строительство вдоль границы стены протяжённостью 1 125 км.

Особое место во внешней политике США занимают отношения с Россией. Отношения между Россией и США являются важным фактором международной стабильности, что находит отражение в высокой интенсивности контактов на высшем уровне. С 2001 года по май 2008 года президенты России и США встречались 24 раза (как в двустороннем формате, так и в рамках многосторонних форумов). В апреле 2008 года в Сочи была принята «Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений», в которой был отражён комплексный характер взаимодействия между Россией и США по основным направлениям. В документе отмечались как основные успехи российско-американского сотрудничества — достижения в сфере обеспечения международной безопасности, нераспространения ядерного оружия, борьбы с терроризмом, в том числе ядерным, мирного использования атомной энергии, развития торгово-экономического и энергетического партнёрства, — так и серьёзные разногласия между Россией и США по таким проблемам, как ПРО, ДОВСЕ, расширение НАТО, вывод ударных средств в космос.

Сотрудничество России и США осуществляется на международных площадках, прежде всего в рамках ООН и «Большой восьмёрки», а также в двустороннем формате. Ведущие региональные вопросы российско-американского взаимодействия касаются поддержания международных усилий по восстановлению Ирака и Афганистана, содействия ближневосточному урегулированию, а также продолжения шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.

Развиваются, хотя и не без проблем, российско-американские торгово-экономические отношения. Отношения России и США в этой сфере регламентируются соответствующими межправительственными соглашениями, такими как: «Соглашение о торговых отношениях между СССР и США» (1 июня 1990 года; вступило в действие применительно к России в 1992 году); «Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии» (17 июня 1992 года); «Соглашение относительно использования высокообогащённого урана, извлечённого из ядерного оружия» (17 февраля 1993 года); «Соглашение о воздушном сообщении» (14 января 1994 года, с изменениями и дополнениями от 5 апреля 1999 года); «Соглашение по морскому транспорту» (20 июня 2001 года); «Соглашение об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из России в США» (3 апреля 1996 года); «Соглашение о научно-техническом сотрудничестве» (16 декабря 1993 года, продлено на 10 лет 15 декабря 2005 год); «Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии» (6 мая 2008 года); а также ряд соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

США являются важным торговым партнёром России, в то время как доля России в товарообороте США остаётся незначительной. Общий объем товарооборота между Россией и США в 2007 году составил 26 679 миллионов долларов. По экспорту товаров Россия занимает 30-е место в списке торговых партнёров США (7 365 миллионов долларов; 0,64 %), по экспорту — 20-е место (19 314 миллионов долларов; 0,97 %). Торговый баланс складывается в пользу России — в 2007 году сальдо (положительное для России и отрицательное для США) составило 11 949 миллионов долларов. Основу российского экспорта в США составляют нефть и нефтепродукты (57 % экспорта), металлы и металлопродукция (15 %), товары химической промышленности (9,4 %). В импорте из США преобладают продукция машиностроения и транспортные средства (59 % импорта), продовольствие (16 %), прежде всего мясо птицы. По объёму накопленных иностранных инвестиций в России США находятся на 6-м месте (3,9 % от общего объёма в 220,6 миллиарда долларов); прямые инвестиции США в Россию составляют 3,6 миллиардов долларов.

Три четверти прямых американских инвестиций в России вложены в производственный сектор, при этом примерно половина американских капиталовложений приходится на топливно-энергетический сектор. Из российского непроизводственного сектора наиболее привлекательными для американских компаний являются банковская и страховая. Со своей стороны, объём российских инвестиций в американскую экономику превысил 10 миллиардов долларов. Ведущими инвесторами являются ЛУКОЙЛ, «Норильский никель», «Северсталь», «Евраз Груп», «Интеррос».

Вместе с тем в отношениях между Россией и США существует ряд сложностей и разногласий. Основным источником напряжённости являются планы США по созданию системы ПРО, базирующейся в Европе. Хотя, по утверждениям американской стороны, данный проект не направлен против России, а будет служить противодействию ракетно-ядерной угрозе со стороны Ирана, правительство России рассматривает данный проект как угрозу собственной безопасности и резко выступает против его реализации. Не вызывают одобрения у руководства Российской Федерации планы США по дальнейшему расширению НАТО, не находит понимания и агрессивная, зачастую откровенно антироссийская политика США на постсоветском пространстве.

Подписанный президентами России и США в апреле 2010 года Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений сопровождается Положением о возможности выхода РФ из данного договора, если РФ увидит угрозу своей безопасности по мере развёртывания систем ПРО.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Почвы Сталинградской губернии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года (издательство «ГИЗО»).Почвы Сталинградской губернии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года ...
Архипелаг Северная Земля. История, имена и названия / В книге рассматривается происхождение именных и примечательных названий географических объектов Северной Земли, освещается история их присвоения и изменения. Приводятся биографические данные полярных исследователей, учёных и путешественников — от широко известных до незаслуженно забытых, имена которАрхипелаг Северная Земля. История, имена и названия
В книге рассматривается происхождение именных и примечательных названий ...
Понтический ярус / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство «Петроград»).Понтический ярус
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года ...