Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Мьянма / Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Мьянма является членом множества международных организаций, в том числе ООН (дата вступления — 19 апреля 1948 года) и ряда её специализированных учреждений: ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ФАО, ИКАО, МАГАТЭ, ВПС (Всемирный почтовый союз), МФСР (Международный фонд сельскохозяйственного развития), ММО (Международная морская организация), ВОЗ. Мьянма также входит в организации группы Всемирного банка: МБРР, МВФ, МФК (Международная финансовая корпорация), МАР (Международная ассоциация развития).

На региональном уровне Мьянма входит в такие организации, как АСЕАН (с 1997 года), АРФ, БИМСТЭК (организация, объединяющая Бангладеш, Индию, Мьянму, Шри-Ланку и Таиланд), является членом Азиатского банка развития.

Мьянма также является участником: режима нераспространения ядерного оружия (с 1992 года участник Договора о нераспространении ядерного оружия, с 1995 года — Договора о безъядерной зоне в ЮВА, с 1996 года — Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний); режима запрещения химического оружия (с 1993 года участник Конвенции о запрещении химического оружия); организаций, представляющих интересы развивающихся государств на международной арене (Группа 77, Движение неприсоединения); ВТО (с 1 января 1995 года); Всемирной организации интеллектуальной собственности; Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца; Международного олимпийского комитета; Интерпола и ряда других организаций.

Исторически внешняя политика Мьянмы прошла несколько этапов развития. После обретения независимости Мьянма была одной из стран, участвовавших в создании Движения неприсоединения. Затем в период с 1962 по 1988 годы во внешней политике доминировал изоляционистский курс. После 1988 года Государственный совет по восстановлению законности и порядка начал выстраивать более взвешенную внешнеполитическую линию, направленную на региональное политическое и экономическое сотрудничество. В 1997 году Мьянма вступила в АСЕАН.

В настоящее время основными внешнеполитическими контрагентами страны являются соседи по региону (страны-члены АСЕАН, в особенности Таиланд, Малайзия и Сингапур) . Мьянма участвует в ряде проектов субрегионального сотрудничества, таких как БИМСТЭК, проект Большого Меконга (в него входят также Камбоджа, Лаос, Таиланд, Вьетнам и китайская провинция Юньнань), Стратегия экономического сотрудничества «Иравади — Тяо Пхрая — Меконг» (участвуют также Камбоджа, Лаос, Таиланд, Вьетнам), форум «Меконг—Ганг» (наряду с Индией, Таиландом, Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей).

Важными политическими партнёрами Мьянмы являются также Китай и Индия. Политические контакты с этими странами отличаются высокой степенью интенсивности. В 2001 года лидеры Китая и Мьянмы подписали новое соглашение о торговле и пограничных контактах, расширившее параметры двустороннего сотрудничества. Имеются сообщения об определённом военном и разведывательном присутствии Китая на территории Мьянмы. Китай выступает важнейшим партнёром Мьянмы в области военно-технического сотрудничества.

Наиболее напряжённые отношения на международной арене складываются у Мьянмы с Соединёнными Штатами Америки, которые последовательно выступают с критикой военного режима, поддерживают в отношении Мьянмы режим финансово-экономических и политических санкций, а также препятствуют предоставлению Мьянме помощи по линии международных организаций.

Япония в последнее время также значительно ограничила льготное финансирование и предоставление помощи, однако продолжает рассматривать Мьянму, обладающую значительными запасами природных ресурсов и дешёвой рабочей силы, как потенциально перспективного партнёра в плане двустороннего взаимодействия.

Со стороны Европейского союза в отношении Мьянмы действует «общая позиция ЕС», подразумевающая эмбарго на поставку вооружений (с 1990 года), приостановление военно-технического сотрудничества (с 1991 года) и запрет на предоставление любой помощи, кроме гуманитарной, запрет на выдачу виз представителям мьянманского военного режима и их семьям.

Современные двусторонние российско-мьянманские отношения характеризуются достаточно позитивной динамикой. Дипотношения между двумя странами были установлены 18 февраля 1948 года и в период 1950–1960-х годов отличались значительной активностью, как в плане политического, так и экономического сотрудничества (так, например, СССР оказывал Бирме техническую помощь в строительстве ирригационного комплекса Чемолтау, Технологического института и ряда других объектов).

Новая активизация отношений после некоторого спада в 1970–1980-х годах (в связи с прокитайской ориентацией Бирмы) наметилась уже в середине 1990-х годов, когда произошло дальнейшее расширение договорно-правовой базы двусторонних отношений. Во время визита в Москву министра иностранных дел Союза Мьянма в 2000 году были подписаны следующие документы: Совместная декларация об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Союзом Мьянма, Соглашение об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов, Соглашение о культурном сотрудничестве, Соглашение о создании смешанной комиссии по ВТС и Протокол о межмидовских консультациях. В настоящее время разрабатываются проекты Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и Соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций. Значительным событием в двусторонних экономических отношениях стало заключение российской компанией «Тяж-промэкспорт» контракта на строительство в Мьянме чугуноплавильного завода.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

А дальше — шельф... / О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его природных богатств. Уже сегодня шельф в значительной степени удовлетворяет такие первейшие потребности человечества, как потребности в топливе, минеральном сырье и продуктах питания. Но именно здесь усилия разведчиков поА дальше — шельф...
О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его ...
Физическая география материков и океанов / В учебном пособии рассмотрена природа материков и океанов Земли. Характеристика всех компонентов природы дана на двух уровнях — глобальном и региональном, что позволило конкретизировать различные аспекты взаимодействия человека и природы, экологические проблемы регионов Земли. Большое внимание уделеФизическая география материков и океанов
В учебном пособии рассмотрена природа материков и океанов Земли. Характеристика ...
Русские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке / История географических открытий и исследований Мирового океана всегда привлекала внимание учёных и политиков. Данный вопрос нередко вызывал острую полемику, выходящую далеко за рамки теоретических дискуссий. Это объясняется важной ролью географических открытий в истории общества. Открытие Америки КоРусские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке
История географических открытий и исследований Мирового океана всегда ...