Грузия / Политическая роль военных/силовых структур

В постсоветский период роль военных и силовых структур в политическом процессе страны несколько раз радикально менялась. В президентство Гамсахурдия были созданы две основные полувоенные организации — Национальная гвардия и «Мхедриони», которые рассматривались как сердцевина будущей армии. Однако их чрезмерная вовлечённость в политический процесс и в этнические конфликты без соответствующих санкций со стороны политического руководства и, наконец, участие в военном перевороте против самого Гамсахурдия (после его свержения был образован военный совет) свидетельствовали об угрозе установления в стране при определённых обстоятельствах военной диктатуры.

В 1995 году полувоенные формирования объявлены вне закона; их роспуск вызвал недовольство и выступления в различных частях страны, особенно в Западной Грузии, которая в течение многих лет оставалась под слабым контролем центральной власти. Одновременно Грузией был взят курс на создание собственных ВС, которые находятся вне политики. На этом фоне в середине 1990-х годов Грузия пошла на свёртывание военного сотрудничества с Россией и его расширение со странами НАТО.

Военное сотрудничество между Грузией и членами НАТО (Турцией, Грецией, Великобританией, США и Германией) осуществляется в рамках традиционных видов деятельности, предусмотренных программой «Партнёрство во имя мира» (например, военная подготовка, участие в образовательных программах в военных академиях или такие виды поддержки, как передача катеров для береговой охраны пограничной службе Грузии). В ходе встречи глав правительств стран СНГ, состоявшейся в Бишкеке в 1997 году, Грузия отказалась подписать соглашение по вопросу подготовки офицеров пограничных войск, поскольку участие в таком соглашении уменьшило бы шансы на подготовку этих офицеров в США, Турции и других странах НАТО. Такое сотрудничество с Западом позволило в 1998 году заменить российских пограничников грузинской пограничной охраной при патрулировании границ с Турцией и морских рубежей Грузии.

Созданный НАТО в мае 1997 года Совет евро-атлантического партнёрства (СЕАП) в целях укрепления сотрудничества в рамках программы «Партнёрство во имя мира» обеспечивает грузинскому правительству дипломатический форум, который можно использовать для достижения более широкой вовлечённости западных стран в обеспечение безопасности Грузии.

В военном строительстве Грузия в целом придерживается стандартов НАТО (ставка на небольшие профессиональные ВС), надеясь вступить в эту организацию в скором времени и/или продолжить получать от неё существенную помощь. В военном строительстве в Грузии заметны две противоположные тенденции: стремление создать эффективные вооружённые силы, которые были бы в состоянии восстановить территориальную целостность страны (в ходе боевых действий в «мятежных» регионах), и необходимость соизмерять усилия по созданию такой армии в условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов. Принцип формирования ВС — смешанный (сохранение обязательной воинской службы для лиц мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет и введение службы по контракту; последняя достаточно привлекательна в финансовом отношении — оклады военных выше, чем в среднем по стране).

Кроме ВС, все другие вооружённые формирования в Грузии находятся вне закона, однако имеются некоторые свидетельства того, что грузинские спецслужбы взаимодействуют с грузинскими нелегальными вооружёнными формированиями в зонах этнических конфликтов.

Несмотря на периодические брожения в армии в президентство Шеварднадзе, созданные в 1990-х годах ВС и спецслужбы в целом оставались лояльны властям. Они сохранили нейтралитет в период «революции роз», принеся затем присягу Саакашвили. Нынешний президент усилил контроль за процессами в ВС и спецслужбах, в первую очередь за счёт назначения на ключевые посты своих сторонников, что является специфическим проявлением принципа гражданского контроля над военными структурами.

Однако, несмотря на постоянно декларируемую цель о вступлении в НАТО, Грузия к 2009 году не только не стала членом альянса, но даже не получила ПДЧ.


←   Назад  |   Политическая роль военных/силовых структур   |   Вперёд   →



 

Острова в сердце Африки / Книга финляндской писательницы У.-Л.Лундберг, пишущей на шведском языке, представляет собой научно-художественное описание четырёх районов Внутренней Африки: влажного тропического леса (горы Абердэр), саванны (Серенгети-Нгоронгоро), долины реки Луангвы и пустыни Калахари. Автор рассказывает о богатоОстрова в сердце Африки
Книга финляндской писательницы У.-Л.Лундберг, пишущей на шведском языке, ...
Чокан Валиханов. Избранные произведения / В настоящее издание вошли работы (в виде дневников, статей и заметок) по этнографии, географии, истории и культуре Казахстана, Средней Азии и Восточного Туркестана, принадлежащие перу выдающегося казахского учёного, просветителя-демократа Чокана Чингисовича Валиханова. В начале книги публикуется очеЧокан Валиханов. Избранные произведения
В настоящее издание вошли работы (в виде дневников, статей и заметок) по ...
Жизнь в пустыне (географо-биогеоценотические и экологические проблемы) / В книге рассматриваются особенности структуры биогеоценозов, сукцессии растительности и распространение некоторых типичных видов птиц и млекопитающих пустынь. Впервые выдвигаются в порядке постановки новые эколого-географические проблемы аридных зон в условиях их освоения в эпоху научно-техническогоЖизнь в пустыне (географо-биогеоценотические и экологические проблемы)
В книге рассматриваются особенности структуры биогеоценозов, сукцессии ...