Грузия / Конфликт в Абхазии
Абхазия — автономная (формально) республика в Грузии, расположенная на берегу Чёрного моря. В начале 1990-х годов в этой автономии проживали чуть больше 500 тысяч человек, из которых 44 % составляли грузины (остальные — русские, абхазы, армяне и другие).
До поглощения Абхазии Россией в 1810 году абхазские правители находились в вассальной зависимости от Османской империи (с XV века). В 1864 году в Абхазии было введено прямое российское управление с её превращением в Сухумский военный отдел. В марте 1921 года была провозглашена независимая Советская Социалистическая Республика Абхазия. Абхазия сохраняла этот статус до декабря 1922 года, когда ССР Абхазия вошла в состав Грузинской ССР на основе союзного договора. Этот статус сохранялся до 1931 года, когда ССР Абхазия была включена в состав Грузинской ССР в качестве автономной республики (АССР).
Возникновение грузино-абхазского конфликта объясняется прежде всего крайне националистической позицией грузинского руководства в конце 1980 — начале 1990-х годов (отказ от признания абхазской автономии); немалую роль играл и шовинизм Звиада Гамсахурдиа. Положение ещё более осложнилось в результате распада СССР и дальнейшей дестабилизации в Грузии после падения режима Гамсахурдия.
Летом 1989 года в Сухуми произошли первые межобщинные столкновения, связанные с созданием в городе филиала Тбилисского государственного университета. Грузинская часть студентов и преподавателей Сухумского университета отказалась оставаться в одном учебном заведении с абхазскими и русскими преподавателями. В ответ абхазы напали на школу, в которой должен был разместиться грузинский университет. В то время ни одна из сторон не была достаточно сильна, чтобы решить вопрос силовым путём. Баталии между грузинами и абхазами по вопросу о дальнейшем статусе автономной республики были перенесены в законодательные органы власти Грузии и Абхазии.
В августе 1990 года Верховный совет Грузии принял закон о выборах, запрещающий региональным партиям принимать участие в выборах в грузинский парламент. Так было задумано отчасти для того, чтобы помешать Абхазскому народному форуму «Айдгылара» («Единение») выдвинуть своих кандидатов. 25 августа 1990 года абхазские депутаты Верховного совета Абхазии отдельно от своих грузинских коллег приняли декларацию о суверенитете Абхазии. Обоснованием этого шага явилось принятие грузинским Верховным Советом законодательства, аннулирующего все договоры, заключённые советским правительством Грузии с февраля 1921 года, которые служили правовой базой для существования автономий в Грузии. 22 июля 1992 года Верховный совет Абхазии провозгласил «государственный суверенитет», что предусматривало выход из состава Грузии.
Конфликт между грузинской и абхазской общинами в самой Абхазии вылился в августе 1992 года в вооружённые столкновения с вступлением грузинских формирований на абхазскую территорию. Существенная помощь абхазам была оказана неофициальными автономистскими движениями на Северном Кавказе и их вооружёнными формированиями. Конфликт сразу же всколыхнул весь регион: все республики Северного Кавказа, входящие в состав России, были охвачены митингами под лозунгом: «Руки прочь от Абхазии!» 17 августа 1992 года на сессии своего парламента в Грозном Конфедерация горских народов Кавказа (впоследствии переименована в Конфедерацию народов Кавказа) заявила о солидарности с Абхазией. К ней присоединились такие организации, как Международная черкесская организация и Конгресс кабардинского народа. Боевые действия в 1992–1993 годов привели к поражению грузинских правительственных войск в Абхазии, бегству более 200 тысяч грузин из Абхазии и фактическому отделению этой республики. Соглашение о прекращении огня между сторонами было поддержано миротворческим контингентом СНГ (15 апреля 1994 года на саммите глав государств подписан документ о миротворческой операции в зоне конфликта) — фактически российским — и контролировалось военными наблюдателями ООН.
Проходившие с 1993 года переговоры не привели к сколько-нибудь удовлетворительным для обеих сторон результатам. Абхазия отказывалась от любых договорённостей, по которым было бы восстановлено её подчинённое положение в грузинском государстве, а Тбилиси, наоборот, не принимал соглашения, которые могли рассматриваться как потенциальная угроза территориальной целостности Грузии или безопасности грузинского населения в самой Абхазии.
Правительство Саакашвили демонстрировало более жёсткий, чем Э. Шеварднадзе, подход к урегулированию. Выступая за немедленную демократизацию абхазских политических структур как предпосылки к урегулированию, Саакашвили фактически отстранил от урегулирования ту часть абхазской элиты, которая устанавливала «суверенитет» в Абхазии. Тем самым он скорее содействовал абхазскому сепаратизму, нежели процессу политического урегулирования.
Данные о точном количество жертв грузино-абхазского конфликта разнятся; по приблизительным подсчётам, в ходе конфликта погибли около 17 тысяч человек.
По обнародованным во второй половине 2008 года данным, стало известно, что грузинское руководство во главе с М. Саакашвили в 2008 году готовилось именно к силовому решению конфликта, однако провал аналогичной операции в Южной Осетии в августе 2008 года привёл к вытеснению грузинских сил из верхней части Кодорского ущелья и восстановлению контроля абхазского правительства над территорией Кодорского ущелья. 26 августа 2008 года Абхазия была признана Россией в качестве независимого государства; с ней установлены дипломатические отношения.
← Назад | Конфликт в Абхазии | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Грузия в древности
- Грузия в Средние века и Новое время
- Грузия в составе Российской империи (XIX — начало XX века)
- Грузия в 1917–1921 годах
- Грузия в составе СССР
- Независимая Грузия
- «Революция роз» и приход к власти М. Саакашвили
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры и государственные министры) в 1990–2010 годах
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт в Абхазии
- Конфликт в Южной Осетии
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Грузии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Грузии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1930 года ...