Грузия / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Грузия является членом ООН (с 1992 года) и ряда её специализированных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и других), ОБСЕ (с 1992 года), Интерпол, ВТО (с 1999 года), СНГ (в 1993-2009 годах), ГУАМ, ОЧЭС и другие.
Внешнеполитические приоритеты современной Грузии определяются задачей интеграции страны в европейские и евроатлантические структуры, в том числе в НАТО, в более отдалённой перспективе — в Европейский союз (в рамках этого направления в июле 1999 года вступило в силу Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Грузией и Евросоюзом). Грузия участвует в программе НАТО «Партнёрство во имя мира».
За годы независимого существования вектор внешней политики Грузии менялся с приходом каждого нового президента или претерпевал значительные изменения в период президентства одного и того же человека. Так, президент Гамсахурдия фактически изолировал страну от мирового сообщества, что вызвало задержку в её дипломатическом признании со стороны России, США, других важнейших международных акторов и восприятие Грузии как «несостоявшегося государства». Шеварднадзе, игнорировавший поначалу российский фактор и ориентировавшийся исключительно на Запад, был в конечном итоге вынужден повернуться к традиционному партнёру — России, при этом уделяя внимание и другим партнёрам, лавируя между ними. Такая внешняя политика позволила Грузии добиться подтверждения своей международной субъектности и признания суверенитета, в том числе над Абхазией и Южной Осетией.
Основными внешнеполитическими контрагентами Грузии являются: США, Турция, члены ЕС, Украина, Азербайджан, Россия.
Отношениям с США грузинское руководство придаёт приоритетное значение. Если президент Шеварднадзе не считал американское присутствие в регионе проявлением соперничества с Россией, то президент Саакашвили исходит из совершенно других оценок. По его убеждению, только США и НАТО могут и должны оказать давление на Россию, а значит, быть полезными в деле урегулирования этнических конфликтов. Невнимание Запада к региону в 1990-е годы, считает Саакашвили, было большой ошибкой и позволило России закрепиться как на части территории Грузии (в Абхазии и Южной Осетии), так и в Закавказье в целом. Попытки Грузии привлечь США к оказанию давления на Россию пока не достигают цели. США поддерживают стремление официального Тбилиси восстановить контроль над всей территорией страны, но считают, что это должно произойти без применения силы (последнее было продемонстрировано во время конфликта в Южной Осетии).
Положительно оценивая участие Грузии в операции в Ираке, США обещают помочь республике интегрироваться в НАТО. В Грузии находится группа военных советников США, осуществляющих программу подготовки грузинских вооружённых сил.
Экономическое сотрудничество Грузии с США весьма незначительно. Вместе с тем содержание государственного аппарата Грузии после «революции роз» осуществлялось за счёт бюджета Государственного департамента США.
При построении отношений с Грузией западные партнёры исходят из общей для Закавказья стратегии, в которой первостепенную роль играют азербайджанские энергетические богатства. Грузии отводится роль транспортного коридора, который более предпочтителен, чем через Россию или Армению. Грузия непосредственно прилегает к Турции, которая при необходимости может обезопасить нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан», по которому прокачивается каспийская нефть.
Вступив последней в СНГ, Грузия рассчитывала использовать этот институт в первую очередь для урегулирования этнических конфликтов на своей территории. Однако, разочаровавшись в механизмах постсоветской интеграции, Грузия сосредоточила своё внимание на двусторонних связях и выступила в качестве одного из инициаторов и учредителей организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), которая
рассматривалась как возможный конкурент России в черноморско-кавказско-среднеазиатском регионе. Организация ГУУАМ своих целей так и не достигла, в 2004 году из неё вышел Узбекистан. Из постсоветских государств Грузия поддерживает наиболее тесные политические контакты с Украиной. Последняя оказала ей значительную военно-техническую помощь в ходе подготовки военной операции «Чистое поле», направленной в августе 2008 года против Южной Осетии.
Россия установила дипломатические отношения с Грузией 1 июля 1992 года Нормативную базу двусторонних отношений составляют более 100 документов, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, военной, культурной и гуманитарной сферах.
По истечении десятилетнего договора «О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве», подписанного в феврале 1994 года и создававшего юридическую базу для двусторонних российско-грузинских отношений (не был ратифицирован Государственной Думой Федерального Собрания РФ), обе стороны не смогли установить атмосферу добрососедства и зафиксировать в новом документе общее видение будущего российско-грузинских отношений.
Двусторонние отношения остаются довольно напряжёнными и несвободны от взаимных обвинений. Так, в начале октября 2005 года парламент Грузии принял постановление «О ходе миротворческих операций и ситуации в конфликтных зонах Грузии», в котором на Россию возлагалась вина за то, что конфликты до сих пор не урегулированы, а также содержались обвинения в аннексии части территории Грузии. В этом же постановлении были зафиксированы сроки (до 15 февраля 2006 года по Южной Осетии и до 15 июля 2006 года по Абхазии), после которых правительству Грузии поручено принять меры к скорейшему выводу с территории страны миротворческих сил и денонсировать соответствующие международные соглашения. Российские официальные лица, в свою очередь, характеризуют действия Грузии как признак недоброжелательства, подкрепляемого провокациями против российских миротворцев. Кроме того, в начале 2000-х годах власти России часто обвиняли власти Грузии в том, что чеченские террористы используют территорию Грузии (Панкисское ущелье) для действий против России, и грузинская сторона не препятствует им.
В целом после «революции роз» правительство Саакашвили неоднократно шло на обострение отношений с Россией. Активно демонстрируя свою готовность быть плацдармом для США и НАТО в Закавказье, Грузия в качестве условий для налаживания отношений с Россией добилась принятия решения о досрочной ликвидации трёх российских военных баз на своей территории. В мае 2005 года было достигнуто компромиссное решение по срокам ликвидации баз. Данное положение содержалось в подписанном 30 мая 2005 года Совместном заявлении министров иностранных дел России и Грузии по вопросам российско-грузинских отношений. В этом документе зафиксирована заинтересованность сторон в заключении соглашений о создании грузино-российского антитеррористического центра и о российском военном транзите через территорию Грузии, в договорно-правовом оформлении российско-грузинской государственной границы, подтверждена их решимость активно сотрудничать в интересах политического урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. В заявлении особо отмечено, что выполнение его положений будет способствовать укреплению доверия и нормализации двусторонних отношений, что, в свою очередь, откроет путь для подписания «рамочного» договора. На переговорах делегаций России и Грузии по военным вопросам в июне 2005 года был согласован текст соглашения о выводе российских баз, а в сентябре 2005 года был согласован текст соглашения об организации транзита воинских грузов и персонала через территорию Грузии. Вывод российских баз был полностью завершён в 2007 году.
После постановления «О ходе миротворческих операций и ситуации в конфликтных зонах Грузии» парламента Грузии (октябрь 2005 года) российская сторона отложила очередное заседание Российско-грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, двусторонний бизнес-форум в Тбилиси, а также встречи по «рамочному» договору и делимитации границы.
Весной 2008 года российско-грузинские отношения вновь обострились. Вооружённые силы Абхазии в течение двух месяцев сбили над своей территорией несколько грузинских беспилотных самолётов-разведчиков. Грузинские власти утверждали, что один из них был уничтожен истребителем российских ВВС. В свою очередь, Москва обвинила Грузию в подготовке военного вторжения в Абхазию и увеличила численность российских миротворцев в зоне конфликта. В апреле 2008 года Россия приняла решение выйти из режима экономических санкций, действовавших в отношении Абхазии и Южной Осетии, и наладить официальные отношения российских госорганов со структурами непризнанных республик, чтобы помочь гражданам РФ, проживающим на их территориях.
Нападение вооружённых сил Грузии на Южную Осетию и последовавшее за этим прямое российско-грузинское военное столкновение в августе 2008 года подорвали перспективы нормализации двусторонних отношений в ближайшее время. Президент Грузии М. Саакашвили осенью 2008 года объявил о выходе республики из СНГ и разрыве дипломатических отношений с Россией. По инициативе грузинской стороны дипломатические отношения были прекращены, интересы России в Грузии (а также Грузии в России) представляет Швейцария.
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Грузия в древности
- Грузия в Средние века и Новое время
- Грузия в составе Российской империи (XIX — начало XX века)
- Грузия в 1917–1921 годах
- Грузия в составе СССР
- Независимая Грузия
- «Революция роз» и приход к власти М. Саакашвили
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры и государственные министры) в 1990–2010 годах
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт в Абхазии
- Конфликт в Южной Осетии
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Грузии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Грузии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание посвящено одному из российских северных морей — Чукотскому морю, ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...