Румыния / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

В 1960–1970-х годов в Румынии ускоренными темпами развивались такие отрасли промышленности, как металлургия, нефтепереработка, автомобилестроение, машиностроение, судостроение, производство строительных материалов, трансформировавшие её в индустриально-аграрную страну.

Румыния — одна из первых европейских нефтедобывающих стран, однако из экспортёра нефти она постепенно превратилась в нетто-импортёра углеводородного сырья.

Рыночные преобразования в 1990-х годах позволили осуществить приватизацию (с 1991 года) и демонополизацию производства, реформировать земельные отношения. Появилось около 40 тысяч фирм и компаний, подавляющее большинство из которых имеют менее 250 работников. Доминирующее положение занимают 600–700 средних и крупных предприятий, на которые приходится свыше 80 % продукции.

Экономика Румынии испытала в 1990-х годах глубокий трансформационный спад, сопровождавшийся резким падением ВВП, ростом цен и безработицы, высокой инфляцией, падением курса национальной валюты. Предприятия тяжёлого машиностроения, станкостроения, электротехнической промышленности, лёгкой и пищевой промышленности, продукция которых реализовывалась в странах СЭВ, в новых условиях испытали острую конкуренцию со стороны европейских и азиатских производителей и резко сократили объёмы производства. Ситуация усугублялась непоследовательностью в проведении реформ и макроэкономической политике. Приватизация крупнейших предприятий шла медленно (к 2000 году в государственной собственности находилось до 80 % таких предприятий) и сопровождалась коррупционными скандалами. Стабильный экономический рост начался только спустя 11 лет после начала экономических реформ.

В развитии промышленности (в автомобилестроении, металлургии, нефтехимии) в последнее десятилетие возрастает значение иностранного капитала.

В результате проведённой в 1990-х годах аграрной реформы сельхозугодия были практически полностью переданы в частную собственность. Ведущим типом землепользования стали индивидуальные мелкотоварные хозяйства (их насчитывается более 4,2 миллиона). Очевидно, что подобная система хозяйствования в аграрном секторе не сможет конкурировать с высокорентабельными фермами в «старых» странах ЕС.

Румыния обладает относительно развитой транспортной инфраструктурой. За счёт иностранных кредитов осуществляется модернизация железных дорог, шоссейной сети, мощностей портов на Чёрном море. Возрастает роль туризма, чему способствует богатство природных ландшафтов, памятников культуры, сеть курортов в Карпатах, дельте Дуная и на побережье Чёрного моря.

Экономическая политика Румынии формируется под влиянием процесса адаптации национальных институтов и норм к критериям и стандартам ЕС, а также под влиянием требований МВФ, который в 1990-х годах разрабатывал планы приватизации в экономике и реструктуризации отдельных отраслей, в частности угольной.

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2008 годов, Румыния названа страной с экономикой «высокого среднего дохода» (upper middle income). Также в классификации Всемирного банка Румыния характеризуется как страна — заёмщик МБРР, что позволяет ей получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.

В рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2008–2009 годах Румыния занимает 68-е место (из 134) с показателем 4,10 балла.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2006 год): текстильные и кожевенные изделия, обувь и др. (18,72 %); электрическое и электронное оборудование (11,75 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (10,01 %); энергосиловое оборудование (8,54 %); сталь и чугун (7,36 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (6,3 %); мебель, светильники и др. (4,13 %); древесина, изделия из неё и др. (3,57 %); изделия из стали и чугуна (3,55 %); алюминий и изделия из него (2,48 %); суда и др. (2,35 %); пластмассы и изделия из них (2,35 %); каучук и изделия из него (1,87 %); удобрения (1,27 %) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2006 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (13,52 %); энергосиловое оборудование (13,43 %); электрическое и электронное оборудование (10,82 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (10,82 %); сталь, чугун и изделия из них (6,77 %); пластмассы и изделия из них (4,67 %); фармацевтическая продукция (3,02 %); хлопок (1,65 %); необработанные шкуры животных (1,62 %); бумага, картон, целлюлоза и др. (1,57 %); каучук и изделия из него (1,52 %) и др.

Страновая структура экспорта и импорта демонстрирует ориентированность экономики Румынии на страны ЕС (главные торговые партнёры — Италия, Германия, Франция). К числу важных торговых партнёров относятся также Россия и Турция.


←   Назад  |   Национальное хозяйство в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

Из истории изучения природы Средней Азии / Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, выявлению и оценке естественных ресурсов Средней Азии, чрезвычайно велика по объёму и многогранна по содержанию. В связи с этим стечением времени она становится все более трудно обозримой. Между тем, не проникнув в особеннИз истории изучения природы Средней Азии
Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, ...
Геологический очерк Ветлужского края / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1883 года (издательство «Императорская Академия Наук»).Геологический очерк Ветлужского края
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1883 года ...
Маршрутами ХХ века / В книге тесно переплетаются две темы — описание экспедиционных геофизических исследований в некоторых районах Земли и изложение новейших фактов, теорий, гипотез о происхождении и дальнейшем развитии планеты, о сложных физико-химических процессах, происходящих в её недрах в наше время. Речь идёт такжМаршрутами ХХ века
В книге тесно переплетаются две темы — описание экспедиционных геофизических ...