Кот-д’ Ивуар / Внутренние конфликты и расколы
С 1999 по 2004 годы страна находилась в зоне тяжёлого внутреннего кризиса, связанного с противостоянием властных группировок и повстанческих групп. По данным Гейдельбергского института, вектор конфликтности в период с 1999 по 2000 годы был восходящим (достиг 4 баллов), в 2000–2004 годы — нисходящим.
В конфликте противостоят Движение сторонников республики (RDR), Движение за мир и справедливость (MPCI), Народное движение объединённых территорий Востока (MPIGO), «Новые силы» (FN) и правительство страны. В 1999 году в стране имели место выступления оппозиционных сил против правительства, а в 2000 году была предпринята попытка государственного переворота под руководством Гийома Соро Кигбафори, главы оппозиционного правительству Патриотического движения. Движение выдвинуло требования об отставке президента Гбагбо, проведении всеобщих национальных выборов, пересмотре конституции. В ходе попытки переворота погибло около 300 человек. В конфликт вмешалось правительство Франции, стремившееся защитить 20 тысяч граждан Франции, находившиеся в стране. 17 октября при посредничестве региональной интеграционной группировки ЭКОВАС было достигнуто соглашение о перемирии.
По итогам встречи под эгидой ЭКОВАС президент страны согласился провести в стране новые выборы для обеспечения участия группировок севера страны (преимущественно мусульманских регионов). 24 октября 2002 года в Ломе между правительством и ПДКИ начались мирные переговоры. В процессе ломейских переговоров было достигнуто соглашение, в соответствии с которым обе стороны вновь подтвердили свою приверженность соглашению о прекращении огня, обязались воздерживаться от нарушений прав человека и признали необходимость сохранения территориальной целостности Кот-д’Ивуара и уважения институтов страны. Однако ломейские переговоры в дальнейшем зашли в тупик, поскольку ПДКИ настаивало на отставке президента Гбагбо, пересмотре конституции и проведении новых выборов в то время, как правительство требовало от мятежников разоружиться и выполнить свои обязательства по сохранению территориальной целостности страны.
Тем не менее перемирие было нарушено рядом группировок на западе страны. В 2003 году при посредничестве ЭКОВАС и Франции стороны подписали новое Соглашение о перемирии. Основные положения Соглашения включали формирование правительства национального примирения во главе с премьер-министром, назначаемым президентом в консультации с другими политическими партиями. Президент обязался делегировать существенные полномочия премьер-министру, мандат которого должен был действовать до следующих национальных выборов, запланированных на 2005 год (впоследствии выборы были отменены). Осуществление Соглашения о перемирии (Соглашение Лина—Маркуси) столкнулось с серьёзными трудностями в связи с серией массовых демонстраций протеста против предоставления повстанческим движениям постов министров обороны и внутренних дел, которые охватили Абиджан и другие города. В ходе этих демонстраций преднамеренным нападениям подверглись французские интересы и объекты в Абиджане. Действующий министр внутренних дел объявил Соглашение Лина—Маркуси «не имеющим юридической силы».
Противостояние продолжалось в течение 4 лет, и в 2004 году в результате действий правительства, направленных на подавление восстаний, погибло 120 человек, и 3 членов правительства, представлявших оппозиционную партию «Новые силы», были сняты с должностей. Другие оппозиционные партии в знак протеста отозвали своих представителей из правительства и Ассамблеи. В ходе вооружённых восстаний от нападений повстанцев пострадали граждане Франции и представители ООН. Совет Безопасности ООН осудил действия президента страны против повстанцев и также обвинил его в несоблюдении прав человека в стране. СБ ООН была принята резолюция 1528, предусматривающая размещение Миссии ООН. Одновременно были начаты продолжающиеся до сих пор переговоры по урегулированию конфликта и разделении властных полномочий, что привело к изменениям в функционировании органов исполнительной власти.
С 2004 года как президент, так и премьер-министр имеют право назначения министров правительства. После осуществления посреднической миссии Генерального секретаря ООН Кофи Аннана и ЭКОВАС в стране была возобновлена работа Национальной ассамблеи. По истечении срока перемирия представители оппозиции покинули посты в Ассамблее. Вооружённые силы страны совершили налёт на базы оппозиции, а также на базы французских сил, размещённых в буферной зоне. Французская сторона провела ответную операцию и начала эвакуацию граждан Франции и других европейских стран из Кот-д’Ивуара. В результате нарушения перемирия погибло более 600 человек (данные приведены по «Барометру конфликтов»). Была предпринята попытка посредничества со стороны президента ЮАР Табо Мбеки. По решению Совета Безопасности ООН в связи с возобновлением конфликта было наложено эмбарго на поставки вооружений в страну.
Нарушения прав человека как со стороны повстанцев, так и со стороны правительственных структур, несоблюдение конституции и других законов, а также частые вооружённые стачки и случаи насилия остаются основными проблемами в стране и по сей день, препятствующими установлению политической стабильности. По официальным данным от Center for Systemic Peace, с 2000 года (попытка государственного переворота) в Кот-д’Ивуаре погибло 3 тысячи человек.
Переговоры по разрешению конфликта продолжаются в настоящее время, что отражается на изменении схемы распределения властных полномочий в стране.
По данным ПРООН на 2010 год, индекс Джини в стране составил 41,5, что показывает значимые социально-экономические неравенства в обществе.
← Назад | Внутренние конфликты и расколы | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1960–2014 годах
- Главы правительства в 1990–2014 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Кот-д’Ивуара в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Кот-д’Ивуара, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Кот-д’Ивуара в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Автор — геолог и альпинист, посетивший самые отдалённые и глухие уголки Непала, — ...
В книге рассказывается об истории открытия Земли с древнейших времён. Много лет ...
Издание 1989 года. Сохранность хорошая. На широком фоне исторических и культурных ...