Камбоджа / Особенности исполнительной власти
Несмотря на то что согласно конституции король как глава государства не относится к составу исполнительной власти, ему принадлежит ряд важных полномочий в данной сфере. Король назначает премьер-министра и кабинет с согласия двух третей Национального собрания (ст. 19), дважды в месяц король принимает представителей кабинета министров для консультации по вопросам развития страны (ст. 20), по рекомендации премьер-министра назначает высших гражданских и военных должностных лиц, послов и посланников (ст. 21). С согласия премьер-министра, председателей Национального собрания и Сената король объявляет чрезвычайное положение (ст. 22), является Верховным главнокомандующим вооружённых сил Камбоджи (ст. 23), возглавляет Совет национальной безопасности и объявляет войну с согласия собрания и Сената (ст. 24), принимает верительные грамоты послов иностранных государств (ст. 25), подписывает и ратифицирует международные договоры после одобрения их собранием и Сенатом (ст. 26).
Высшим органом исполнительной власти является королевское правительство, возглавляемое премьер-министром. Правительство назначается королём из состава победившей на выборах в Национальное собрание партии/коалиции (ст. 119) с согласия 2/3 депутатов. Причём депутатом собрания обязан быть только премьер-министр, остальные министры могут быть членами партии, не избранными в собрание.
Кабинет министров несёт коллективную ответственность перед собранием, каждый отдельный министр — индивидуальную (ст. 121). Для вынесения вотума недоверия правительству необходимо две трети голосов депутатов. Депутаты Национального собрания имеют право делать запросы о деятельности, как отдельного министерства, так и кабинета в целом (ст. 96). Члены правительства не обладают правовым и имущественным иммунитетом, поэтому могут быть привлечены к юридической ответственности в рамках стандартной юридической процедуры (ст. 126).
Статья 127 конституции Камбоджи предусматривает уточнение организации функционирования королевского правительства с помощью специального закона. Закон об организации и функционирования Совета министров был принят 20 июля 1994 года. За исключением процедурных вопросов, данный закон уточняет ряд полномочий премьер-министра и отдельных министров. Премьер-министр и главы отдельных ведомств могут издавать подзаконные акты, подлежащие опубликованию в прессе. Премьер-министр имеет право подписывать экономические соглашения от лица Королевства Камбоджа. Премьер-министр предлагает на утверждение короля кандидатуры председателя и заместителей председателя Национального банка Камбоджи, а также губернаторов провинций и муниципалитетов. Премьер-министр может изменять расходные статьи бюджета при непредвиденных обстоятельствах.
Королевское правительство состоит из премьер-министра, семи заместителей премьер-министра и двадцати шести министерств: Министерства сельского хозяйства, лесозаготовок и рыболовства; Министерства Совета министров; Министерства религиозных культов; Министерства культуры и изящных искусств; Министерства экономики и финансов; Министерства образования, проблем молодёжи и спорта; Министерства экологии; Министерства иностранных дел и международного сотрудничества; Министерства промышленности, добычи полезных ископаемых и энергетики; Министерства информации; Министерства внутренних дел; Министерства юстиции; Министерства труда и профессиональной подготовки; Министерства земельных отношений, урбанизации и строительства; Министерства национальной обороны; Министерства планирования; Министерства почты и телекоммуникаций; Министерства здравоохранения; Министерства организации работ и транспорта; Министерства по взаимоотношениям с Собранием, Сенатом и инспекциями; Министерства сельского развития; Министерства социального обеспечения, проблем ветеранов и реабилитации молодёжи; Министерства туризма; Министерства торговли; Министерства водных ресурсов и метеорологии; Министерства по проблемам женщин. Новое министерство может быть создано путём принятия нормативно-правового акта собранием.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Ранние индуистские государства
- Эпоха Ангкорской династии
- Утверждение буддизма в качестве государственной религии
- Французский протекторат
- Период борьбы за независимость
- Королевство Камбоджа
- Кхмерская Республика
- Правление «красных кхмеров»
- Народная Республика Кампучия
- Восстановление монархии в Камбодже
- Переворот 1997 года и стабилизация ситуации
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) в 1993–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1993–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Представительство политических партий в Национальной Ассамблее по итогам выборов 2008 года
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Камбоджи в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Кабоджи в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Перевод с французского Екатерины Бурнашевой. Воспроизведено в оригинальной ...