Камбоджа / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Ст. 51 конституции Камбоджи устанавливает принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть осуществляют Национальное собрание и Сенат, исполнительную — королевское правительство, судебную — система судов.

Таким образом, король согласно данной статье не входит ни в одну из ветвей власти. Но по ст. 8 король является гарантом государственного суверенитета, а по ст. 9 гарантом должного осуществления полномочий каждой из ветвей власти. Одновременно король назначает премьер-министра и кабинет (из числа победившей партии или коалиции), высших военачальников, послов (ст. 19), а также судей (по предложению Верховного магистратского суда) (ст. 21). По ст. 78 король имеет право распустить Национальную Ассамблею по рекомендации и премьер-министра и председателя Национальной Ассамблеи. Ст. 100 даёт королю право назначать двух сенаторов. Согласно ст. 132 и 133 гл. 11, король является также гарантом независимости судебной власти и председателем Верховного магистратского суда.

Традиционно для парламентской монархии баланс полномочий ветвей власти смещён в сторону законодательной. Национальное собрание влияет на состав кабинета министров: премьер-министр и совет министров в целом назначаются королём, но из числа победившей на выборах партии/ коалиции, которая должна обладать поддержкой в 2/3, депутатов Национального собрания (ст. 119). По ст. 90 и 121, правительство несёт коллективную (а отдельный министр — индивидуальную) ответственность перед Национальным собранием. Вотум недоверия правительству может быть принят 2/3 голосов. Согласно ст. 90, только Национальное собрание обладает законодательной властью и не имеет права передавать её в форме делегированного законодательства. Председатель Сената является регентом Камбоджи, в случае отъезда, болезни или смерти короля. Если он не способен выполнять данные обязанности, то функции временного главы государства выполняет председатель Национального собрания (ст. 11).

Председатель королевского правительства Камбоджи обладает формальными полномочиями лишь в области контроля над претворением в жизнь решений Национального собрания. Однако он обладает правом законодательной инициативы (ст. 91), а также может порекомендовать (но только совместно с председателем Национального собрания) распустить Национальное собрание, в случае если Национальное собрание дважды за год отправило в отставку правительство. Несмотря на узкий круг полномочий, исполнительная власть в Камбодже традиционно очень влиятельна.

По конституции судебная власть полностью отделена от законодательной и исполнительной (ст. 130). Взаимодействие между судебной властью, с одной стороны, и исполнительной и законодательной — с другой, осуществляется через короля Камбоджи. Король возглавляет Верховный магистратский суд, по рекомендации которого назначает судей прочих инстанций.

В Камбодже функционирует система несудебного конституционного контроля, с помощью Конституционного совета (по французскому образцу), члены которого назначаются королём, Национальным собранием и Верховным магистратским судом (ст. 137). Конституционный совет имеет право признать законопроект или принятый закон неконституционным по запросу любого из государственных институтов (ст. 140, 141). Норма, признанная неконституционной, теряет свою силу (ст. 142).

Система разделения властей в Камбодже находится в стадии становления. Отсутствие у населения и политической элиты традиций демократической политической культуры ставит под сомнение действенность положений, записанных в конституции. Концепция разделения властей в Камбодже в то же время специально создавалась для минимизации конфликтов между отдельными элитными группами в Камбодже. Именно поэтому вся система направлена на кооперацию между отдельными ветвями власти. Система продолжает развиваться. В 1999 году была создана вторая палата парламента — Сенат, с целью обеспечить представительство всех лидеров отдельных элит на государственном уровне, сделать решения, принимаемые Национальным собранием, более умеренными. Для того чтобы нацелить политическую систему на поиск компромиссов, конституция предписывает Национальному собранию принимать все ключевые решения двумя третями голосов. Но подобная мера почти всегда приводит систему в тупик.

Поскольку политических кризисов, особенно связанных с электоральными циклами, избежать не удаётся, большую роль в стабилизации политической ситуации играет король, официально не относящийся ни к одной из ветвей власти.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Море Лаптевых. Энциклопедия / Издание посвящено одному из российских северных морей — морю Лаптевых, входящему в акваторию Северного Ледовитого океана. Энциклопедия содержит около 500 статей о гидрографических, географических объектах и гидрологических особенностях моря. Представлены наиболее значительные природные объекты — остМоре Лаптевых. Энциклопедия
Издание посвящено одному из российских северных морей — морю Лаптевых, входящему ...
Путешествия к Лобнору и на Тибет / «В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так написал о Н. М. Пржевальском Э. М. Мурзаев выдающийся географ и исследователь Азии. Генерал-майор, действительный и почётный член большинства европейских академий, великий путешественник и исследователь, отважный человеПутешествия к Лобнору и на Тибет
«В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так ...
Успехи инженерной геологии в СССР / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Успехи инженерной геологии в СССР
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года ...