Тимор-Лесте (Восточный Тимор) / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Конституция Тимор-Лешти содержит чёткое указание на использование принципа разделения властей (ст. 69) в институциональном дизайне. Глава государства — Президент не входит в состав ни одной из ветвей власти, но, по сути, является носителем высшей исполнительной власти, координатором деятельности всех ветвей власти. Законодательную власть осуществляет Национальный парламент, исполнительную — Совет министров, судебную — система судов.

Для президентско-парламентской республики объём властных полномочий разделён между законодательной властью и Президентом республики, которые избираются на прямых всенародных выборах. При такой схеме правительство (исполнительная власть) не играет особой роли в принятии решений, занимаясь текущими проблемами. Национальный парламент влияет на состав Совета министров: Премьер-министр и правительство в целом назначаются Президентом, но из числа победившей на выборах коалиции, которая должна обладать поддержкой половины депутатов парламента. Совет министров несёт коллективную ответственность перед Национальным парламентом и перед Президентом, а каждый министр — индивидуальную перед Президентом. Для вынесения вотума недоверия правительству необходима половина голосов депутатов. Президент может отправить в отставку любого министра по рекомендации Премьер-министра или уволить весь кабинет в случае, если деятельность кабинета угрожает функционированию политической системы в целом (после согласования с Государственным советом).

Подобная система разделения полномочий Президента и парламента применяется и в отношении судебной системы. Судебная власть, в принципе, отделена от законодательной и исполнительной, но наиболее важные назначения осуществляются Президентом. Тем не менее для их вступления в силу необходимо согласие парламента. Формирование Верховных советов (судебного и прокуратуры) осуществляется на паритетных началах Президентом и парламентом.

В то же время Президент назначает Генерального прокурора, а Национальный парламент 1 судью Верховного суда и утверждает в должности Председателей Высшего административного, налогового и аудиторского судов. Генеральный прокурор несёт двойную ответственность: перед Президентом и перед парламентом.

Президент и Национальный парламент обладают ограничительными механизмами по отношению друг к другу. Президент имеет право распускать Парламент после согласования своего решения с представителями всех фракций и в случае острого правительственного или бюджетного кризиса. Президент может распустить Парламент только спустя полгода после проведения последних выборов в Национальный парламент. Президент может быть отрешён от должности Верховным судом по предложению 2/3 депутатов Национального парламента.

На практике описанный выше механизм функционирует достаточно эффективно с момента признания независимости Тимор-Лешти, но этому способствуют 2 фактора. Во-первых, партийная принадлежность Президента (фактическая) и парламентского большинства совпадают, что позволяет всей системе действовать на основании консенсуса всех ветвей власти. Во-вторых, политическая система Восточного Тимора по-прежнему находится под контролем мирового сообщества в лице Миссии ООН по поддержке Восточного Тимора. В случае если эти 2 фактора исчезнут, то осуществление принципа разделения властей может столкнуться с трудностями, связанными с отсутствием в обществе консенсусной культуры.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Полигенез и эволюция почв Субарктического сектора (на примере Большеземельской тундры) / Современные полигенетические и погребенные голоценовые почвы являются источником информации о преобразованиях ландшафтов в прошлом, которая может быть использована для долгосрочных прогнозов эволюции экосистем в условиях глобальных изменений климата. На базе детальных макро-, мезо-, микроморфологичеПолигенез и эволюция почв Субарктического сектора (на примере Большеземельской тундры)
Современные полигенетические и погребенные голоценовые почвы являются ...
Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным / Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых по геохимическим данным основан на использовании функции связи объёма руды и содержания металла в объектах любого ранга. Метод использует модель вычисления, принятую при оценке промышленных запасов месторождений со слоКоличественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...
О золотоносных россыпях мариинского округа Томской губернии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1894 года (издательство «Томск»).О золотоносных россыпях мариинского округа Томской губернии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1894 года ...