Тимор-Лесте (Восточный Тимор) / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Конституция Тимор-Лешти содержит чёткое указание на использование принципа разделения властей (ст. 69) в институциональном дизайне. Глава государства — Президент не входит в состав ни одной из ветвей власти, но, по сути, является носителем высшей исполнительной власти, координатором деятельности всех ветвей власти. Законодательную власть осуществляет Национальный парламент, исполнительную — Совет министров, судебную — система судов.

Для президентско-парламентской республики объём властных полномочий разделён между законодательной властью и Президентом республики, которые избираются на прямых всенародных выборах. При такой схеме правительство (исполнительная власть) не играет особой роли в принятии решений, занимаясь текущими проблемами. Национальный парламент влияет на состав Совета министров: Премьер-министр и правительство в целом назначаются Президентом, но из числа победившей на выборах коалиции, которая должна обладать поддержкой половины депутатов парламента. Совет министров несёт коллективную ответственность перед Национальным парламентом и перед Президентом, а каждый министр — индивидуальную перед Президентом. Для вынесения вотума недоверия правительству необходима половина голосов депутатов. Президент может отправить в отставку любого министра по рекомендации Премьер-министра или уволить весь кабинет в случае, если деятельность кабинета угрожает функционированию политической системы в целом (после согласования с Государственным советом).

Подобная система разделения полномочий Президента и парламента применяется и в отношении судебной системы. Судебная власть, в принципе, отделена от законодательной и исполнительной, но наиболее важные назначения осуществляются Президентом. Тем не менее для их вступления в силу необходимо согласие парламента. Формирование Верховных советов (судебного и прокуратуры) осуществляется на паритетных началах Президентом и парламентом.

В то же время Президент назначает Генерального прокурора, а Национальный парламент 1 судью Верховного суда и утверждает в должности Председателей Высшего административного, налогового и аудиторского судов. Генеральный прокурор несёт двойную ответственность: перед Президентом и перед парламентом.

Президент и Национальный парламент обладают ограничительными механизмами по отношению друг к другу. Президент имеет право распускать Парламент после согласования своего решения с представителями всех фракций и в случае острого правительственного или бюджетного кризиса. Президент может распустить Парламент только спустя полгода после проведения последних выборов в Национальный парламент. Президент может быть отрешён от должности Верховным судом по предложению 2/3 депутатов Национального парламента.

На практике описанный выше механизм функционирует достаточно эффективно с момента признания независимости Тимор-Лешти, но этому способствуют 2 фактора. Во-первых, партийная принадлежность Президента (фактическая) и парламентского большинства совпадают, что позволяет всей системе действовать на основании консенсуса всех ветвей власти. Во-вторых, политическая система Восточного Тимора по-прежнему находится под контролем мирового сообщества в лице Миссии ООН по поддержке Восточного Тимора. В случае если эти 2 фактора исчезнут, то осуществление принципа разделения властей может столкнуться с трудностями, связанными с отсутствием в обществе консенсусной культуры.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Топографическое черчение / Содержит общие сведения об инструментах и приёмах черчения. Рассмотрены особенности вычерчивания условных знаков. Описан метод создания оригиналов карт гравированием. Освещены вопросы цветоведения, фонового и штрихового оформления, цветового и светотеневого оформления рельефа, подготовки к изданию оТопографическое черчение
Содержит общие сведения об инструментах и приёмах черчения. Рассмотрены ...
Путевые записки по России / Путевые записки по России, в двадцати губерниях: С.-Петербургской, Новгородской, Тверской, Московской, Владимирской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Харьковской, Екатеринославской, Полтавской, Киевской, Черниговской, Могилёвской, Витебской, Псковской, Ярославской, КостромсПутевые записки по России
Путевые записки по России, в двадцати губерниях: С.-Петербургской, Новгородской, ...
Куба / Формально Куба — самостоятельная республика. На деле же она является вассалом США. В книге описывается государственное устройство Кубы, население, экономика, промышленность и внешняя торговля.Куба
Формально Куба — самостоятельная республика. На деле же она является вассалом ...