Ирландия / Особенности исполнительной власти
Порядок функционирования правительства прописан в ст. 28 конституции Ирландии. Во главе исполнительной власти в Ирландии стоит премьер-министр и правительство. Премьер-министр назначается президентом и является лидером парламентского большинства; члены кабинета также назначаются главой государства по рекомендации премьер-министра. Правительство может насчитывать не менее семи и не более 15 членов; они несут коллективную ответственность перед Палатой представителей. В их обязанности, зафиксированные Основным законом, входит ежегодная оценка ожидаемых расходов и доходов государства с последующей передачей документа в нижнюю палату парламента.
Премьер-министр назначает своего заместителя, который может выполнять его функции в случае, если сам премьер-министр не может этого делать по той или иной причине. Премьер-министр, его заместитель и министр финансов должны быть членами Палаты представителей; остальные министры могут быть членами любой из палат парламента, однако только два члена кабинета могут быть депутатами Сената.
Премьер-министр определяет кандидатуру своего заместителя, а также остальных членов кабинета, которые после одобрения нижней палаты назначаются на эти должности президентом. Глава правительства также рекомендует кандидатуру Генерального атторнея, назначение которого также подписывает президент. Премьер-министр также даёт рекомендации главе государства по вопросу принятия или отклонения прошения об отставке того или иного члена кабинета. Согласно Основному закону, в обязанности главы правительства также входит информирование президента о внутри- и внешнеполитической ситуации. Только члены правительства могут вносить на рассмотрение в Палату представителей законопроекты, касающиеся распределения государственных финансов.
Премьер-министр обязан уйти в отставку, если он лишается поддержки большинства депутатов в Палате представителей; в этом случае остальные министры также лишаются своих портфелей. При этом действовавший состав правительства продолжает выполнять свои функции до момента назначения нового кабинета.
Таким образом, для страны характерна концентрация власти в кабинете и его доминирование в политическом процессе. Деятельность правительства не ограничивается лишь исполнительной сферой: как было указано выше, его члены также обладают правом законодательной инициативы. По сути, через правительство члены победившей на выборах партии (или коалиции, сформированной для получения большинства мест в нижней палате парламента) осуществляют руководство страной.
Главой государства является президент. Согласно ст. 12 конституции, он избирается всеобщим тайным голосованием на 7-летний срок; один и тот же человек может занимать этот пост не более двух сроков. На позицию главы государства может баллотироваться любой гражданин Ирландии, допущенный к голосованию и достигший возраста 35 лет. При этом кандидат должен пользоваться поддержкой не менее чем 20 депутатов парламента (любой из палат), а также Советов не менее четырёх административных округов. Президент не может быть членом ни одной из палат парламента и не должен занимать какого-либо другого поста, кроме президентского. Также президент не имеет права покидать страну во время срока своего пребывания на посту главы государства при отсутствии согласия правительства.
Президент может быть смещён со своей должности посредством процедуры импичмента. Она может быть инициирована группой, состоящей из не менее чем 30 депутатов любой из палат легислатуры. Для одобрения импичмента «за» должны проголосовать не менее 2/3 от полного состава каждой из палат.
В обязанности президента входит назначение премьер-министра и других членов правительства согласно вышеописанной процедуре. По совету премьер-министра президент также может принимать отставку членов правительства. Глава государства созывает и распускает Палату представителей; в случае, если премьер-министр утратил поддержку большинства в парламенте, президент по своему собственному усмотрению может отказать главе кабинета в роспуске органа легислатуры. Глава государства также подписывает законопроекты, принятые парламентом; является главнокомандующим и имеет право на помилование осуждённых. Наконец, президент обращается к нации с речами, касающимися тех или иных актуальных проблем, а также является гарантом конституции. Президент также имеет право запросить Верховный суд о проверке любого законопроекта на его соответствие конституции.
Президент не несёт ответственности перед парламентом и перед судами. При этом в Основном законе указано, что свои функции президент выполняет по совету правительства.
В случае, если президент по той или иной причине не может выполнять возложенные на него обязанности, его функции берет на себя Комиссия, состоящая из верховного судьи, а также председателей верхней и нижней палаты парламента (ст. 14).
Таким образом, президент Ирландии по существу не обладает реальными властными полномочиями, а скорее выступает в роли номинального гаранта конституции, выполняя своего рода церемониальные функции.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Ирландии в 1975–2000 годах
- Язык
- Ирландия в древности и Средние века (до конца XII века)
- Ирландия в период утверждения английского господства (конец XII — конец XVII веков)
- Ирландия в XVII веке
- Ирландия в составе Соединённого Королевства
- Гражданская война в 1922–1923 годах
- Республика Ирландия
- Ирландия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1973–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1966–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирландии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга представляет собой методическое пособие по геодезии Воспроизведено в ...