Португалия / Особенности исполнительной власти

Исполнительную власть Португалии представляют президент республики и правительство во главе с премьер-министром.

Президент избирается всеобщим прямым и тайным голосованием португальскими гражданами, пользующимися избирательным правом и внесёнными в список на национальной территории, а также проживающими за рубежом (ст. 121). Согласно ст. 122, кандидатами в президенты могут становиться граждане Португалии старше 35 лет, обладающие правом голоса. Выдвижение кандидатов на пост президента осуществляется не политическими партиями, а группами избирателей (минимум установлен в количестве 2 500, максимум — 15 тысяч избирателей). В первом туре голосования побеждает кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не наберёт требуемого числа голосов, проводится второй тур с участием двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Победу одерживает кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник. Португальская электоральная традиция подразумевает обязательную неформальную аффилиацию президента с той или иной политической партией.

В компетенцию президента входит выполнение следующих функций (согласно ст. 133): председательствовать в Государственном совете; назначать в соответствии с избирательным законом дату выборов президента республики, депутатов Ассамблеи Республики, депутатов Европейского парламента и депутатов региональных законодательных ассамблей; созывать Ассамблею Республики на внеочередную сессию; направлять послания в Ассамблею Республики и региональные законодательные ассамблеи; назначать премьер-министра; отправлять в отставку правительство и др. Президент выполняет функции верховного главнокомандующего вооружёнными силами, промульгирует законы, подписывает резолюции парламента об одобрении международных соглашений, одобряет декреты правительства, выносит на референдум политические вопросы, объявляет осадное и чрезвычайное положения и так далее.

Правительство представлено премьер-министром, министрами, государственными секретарями и заместителями государственных секретарей. Совет министров состоит из премьер-министра, заместителей премьер-министра, если они имеются, и министров. Правительство несёт ответственность перед президентом и Ассамблеей Республики. Согласно ст. 195, правительство уходит в отставку в случае начала деятельности новой легислатуры; принятия президентом прошения об отставке, поданного премьер-министром; смерти или длительной физической неспособности премьер-министра исполнять свои обязанности; отклонения программы правительства; непринятия вотума доверия; одобрения резолюции порицания абсолютным большинством полномочных депутатов. В компетенцию правительства входит исполнение следующих основных функций: ведение переговоров и заключение международных соглашений; одобрение международных договоров, не входящих в компетенцию парламента или которые не были направлены правительством на одобрение Ассамблеи Республики; внесение предложений законов и постановлений в Ассамблею Республики; предложение президенту вынести на референдум вопросы, представляющие национальный интерес; представление президенту предложений об объявлении войны или заключении мира; представление Ассамблее Республики финансовых отчётов государства и публичных учреждений; обеспечение исполнения бюджета государства и др.

Согласно ст. 200 конституции, Совет министров правомочен определять общие направления правительственной политики, а также её осуществление; выносить решение о постановке перед Ассамблеей Республики вопроса о доверии; одобрять предложения законов и постановлений; одобрять декреты-законы, а также международные договоры, не представленные Ассамблее Республики; одобрять планы, акты правительства, касающиеся увеличения или сокращения государственных расходов или доходов; принимать решения по другим вопросам, входящим в компетенцию правительства по закону, или вопросам, представленным премьер-министром или любым министром.


←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →



 

Основы почвоведения. Эволюция почв / Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного французского учёного проф. Ф. Дюшофура: «Основы почвоведения» (изд. 2, Париж, 1965) и «Эволюция почв (опыт изучения динамики почвообразования)» (Париж, 1968). Эти работы представляют собой всеобъемлющую сводку современныхОсновы почвоведения. Эволюция почв
Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного ...
Оценка эксплуатационных запасов подземных вод / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года (издательство «Издательство „Недра“»).Оценка эксплуатационных запасов подземных вод
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года ...
Сток и гидрологические расчеты / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года (издательство «Гидрометеоиздат»).Сток и гидрологические расчеты
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...