Португалия / Конституционные основы, характеристика формы правления

В настоящее время в Португалии действует конституция 1976 года принятая в результате «революции гвоздик». Новая конституция в своей первой редакции объявила Португальскую Республику «демократическим государством, в котором суверенитет принадлежит народу, уважаются и гарантируются основные права и свободы граждан, существует свобода слова и плюрализм демократических политических организаций» (ст. 2). В долгосрочном плане целью государства провозглашалось построение бесклассового общества (ст. 1), на повестку дня конституция поставила «обеспечение перехода к социализму для осуществления власти трудящихся» (ст. 2).

Конституция 1976 года действует уже более 30 лет, однако её положения регулярно пересматривались и корректировались. В общей сложности поправки в текст конституции вносились шесть раз: в 1982, 1989, 1992, 1997, 2001 и 2004 годах. Поправки к конституции 1982 года касались прежде всего трёх основных вопросов: определения социально-экономического развития страны, целей аграрной реформы и системы органов государственной власти. Поправки позволили провести деидеологизацию некоторых положений конституции, ограничить полномочия президента, заменить Революционный совет, куда входили исключительно военные, гражданским Государственным советом. В изначальной редакции конституции (разд. III) Революционному совету предоставлялись значительные полномочия, уступавшие лишь президентским, в то время как Ассамблее Республики отводилась минимальная роль. Часть полномочий Революционного совета перешла к новому институту судебной власти — Конституционному суду.

Дальнейший пересмотр конституции в 1989 году стал предметом острых политических дискуссий и стал возможен в результате соглашения между двумя влиятельными политическими силами страны — Социал-демократической и Социалистической партиями. Изменения в конституции были призваны либерализовать экономику страны путём разрешения денационализации банков и предприятий (согласно первоначальному тексту конституции 1976 года национализация имела необратимый характер).

Необходимость принятия поправок к конституции 1992 году объяснялась в основном процессом интеграции Португалии в политическое и правовое пространство единой Европы. Так, в частности, постоянно проживающие в Португалии граждане стран — членов ЕС получили право, при условии взаимности, избирать депутатов Европейского парламента и быть избранными в качестве таких депутатов. Далее пересмотр конституции в 1997 году позволил адаптировать документ для дальнейшей интеграции Португалии в Европейский союз, в том числе расширив полномочия национальной легислатуры и предоставив гражданам страны право законодательной инициативы.

Последние по времени конституционные изменения 2004 года существенно расширили полномочия автономных регионов Азорских островов и архипелага Мадейра.

Конституция 1976 года подразумевает, что изменения и поправки могут вноситься главным законодательным органом страны — Ассамблеей Республики (АР). АР может вносить поправки не чаще чем раз в пять лет, однако решение об изменении Конституции может быть принято досрочно в случае поддержки его большинством голосов в количестве 4/5 от общего числа депутатов. Все предложения о внесении поправок в конституцию вносятся депутатами АР и аккумулируются в единый процесс пересмотра конституции, в случае если подобные предложения получили поддержку в 2/3 голосов. Президент республики не обладает полномочиями препятствовать внесению поправок. Изменения не могут затрагивать демократические и социальные устои государства и быть приняты в период объявленного чрезвычайного положения в стране.

Согласно шестому изданию конституции 2004 года, Португалия является суверенным правовым демократическим государством с республиканской формой правления. Конституция гарантирует соблюдение прав и свобод человека, принцип разделения и взаимозависимости властей, в качестве общенациональной цели ставит достижение высоких показателей социального, экономического и культурного развития в рамках партиципаторной демократии. В конституции закреплён принцип равенства полов (ст. 9).

Выборы проходят путём тайного прямого голосования. Политические партии признаются основным институтом представительства. Конституция запрещает смертную казнь и пытки. Признается право граждан на защиту частной собственности. В стране действуют свободы слова и печати. Церковь официально отделена от государства, провозглашён принцип свободы вероисповедания. Конституция гарантирует право граждан на создание ассоциаций и объединений и проведение демонстраций. Все дееспособные граждане, достигшие 18 лет, имеют право голоса. Конституция гарантирует право на забастовку и запрещает локаут.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Франция / Книга в краткой и доступной для широкого круга читателей форме рассказывает о Франции — одной из крупнейших стран Западной Европы. Вначале автор описывает природные условия и на­селение Франции, особенности населённых пунктов. Затем характеризует хозяйство страны: промышленность, сель­ское хозяйствоФранция
Книга в краткой и доступной для широкого круга читателей форме рассказывает о ...
Большой Каспий. Строение и история развития / Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на всех побережьях Каспийского моря и представляет один из первых опытов комплексного изучения всей истории Большого Каспия (БК): его водоёмов, фациальной и палеогеографической обстановки, состава и развития фауны на пБольшой Каспий. Строение и история развития
Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на ...
Горы служат людям / Эта книга — популярный рассказ об особенностях природы горных районов — своеобразном рельефе, климате, удивительном разнообразии растительного и животного мира, о богатейших природных ресурсах — минеральных и энергетических. Автор освещает широкий круг вопросов, связанных с использованием этих богатГоры служат людям
Эта книга — популярный рассказ об особенностях природы горных районов — ...