Джибути / Основные политические традиции и этапы политического развития

В доколониальный период территория современной Республики Джибути была населена преимущественно кочевыми сомалийскими и афарскими племенами, организация которых на основе клановой системы, по разным источникам, насчитывает более 1 000 лет. Одно из первых упоминаний о Джибути, находившейся под властью арабских султанов, датируется VII веком.

Республика Джибути является наследницей так называемого Французского Сомали — колонии Франции, созданной в первой половине XIX века. В 1839–1842 годах были проведены первые французские экспедиции на земли Шоа (южное побережье Аденского залива и Бабэль-Мандебского пролива) под руководством Роше д’Эрикура. Дальнейшие экспедиции посланника французского консульства (французского консульского агента) в Адене Анри Ламбера и капитана Флери де Лангле способствовали заключению договора о дружбе и содействии между Францией и султанами Рахейта, Таджура и Гобаада в обмен на возможность преференциального использования Францией порта Обок в 1862 году. В дальнейшем здесь был установлен протекторат Франции. Усилия по развитию инфраструктуры протектората были расширены в связи с открытием Суэцкого канала в 1869 году. В 1884–1885 годах под действие протектората попали берега Таджурского залива и Сомалиленд. В 1896 году протекторату было присвоено название Французский Берег Сомали (также известно как Французское Сомали). В 1897 году между Францией и Эфиопией был подписан договор о разграничении территориальных владений в регионе. В дальнейшем он был подтверждён императором Эфиопии Хайле Селассие в 1945 и 1954 годах.

Схема колониального управления Французского Сомали была изменена после переноса административного центра из города-порта Обок в город-порт Джибути, что было обусловлено более выгодным положением города Джибути как торгового центра: здесь проходили важнейшие караванные пути из Эфиопии и к портам Французского Сомали. Для увеличения торгово-экономического и политического потенциала территории большую роль оказало строительство Франко-эфиопской железной дороги Джибути — Аддис-Абеба в 1897–1917 годах.

В период Второй мировой войны данная территория управлялась французским правительством Виши с 1940 по декабрь 1942 года. Силы Виши покинули Французское Сомали после поражения Италии от Великобритании в ходе Восточно-Африканской кампании 1941 года. Начался период изоляции колонии, который продолжался 101 день и завершился падением Французского Сомалиленда. После этого территория Французского Сомали была оккупирована войсками «Свободной Франции» и союзников. В 1949 году город Джибути был объявлен свободным портом.

В июне 1957 года в системе управления Французского Сомали было расширено самоуправление. Тогда же вступил в действие Акт о заграничных территориях, согласно которому создавалась территориальная ассамблея, выбиравшая 8 представителей в исполнительный комитет. Члены комитета считались министрами, ответственными за определённые сферы развития колонии при общем подчинении генерал-губернатору, назначаемому из Франции.

В сентябре 1958 году по итогам всенародного референдума территория Французского Сомалиленда вошла в состав Франции на правах заграничной территории (заграничного департамента). Этот статус предоставил возможность выбора одного представителя и одного сенатора от территории в парламенте Франции и одного советника в ассамблее Французского союза (Союза Франкофонии).

Первые выборы были проведены 23 ноября 1958 года по пропорциональной системе. Следующие выборы состоялись в 1963 году в соответствии с изменённым законом о выборах (в действие вступила смешанная система). Председателем исполнительного совета территории был избран Али Алеф Бурхан.

В ходе всенародного голосования в марте 1967 года по вопросу о нахождении в составе Франции 60 % проголосовавших высказались за сохранение статус-кво. В июле 1967 года правительство Франции переименовало колонию во Французскую территорию Афар и Исса. Одновременно была реорганизована система управления: представителем Франции на Территории Афар и Исса стал верховный комиссар, а не генерал-губернатор. Кроме того, исполнительный комитет был преобразован в совет правительства, в состав которого избиралось 9 членов.

31 декабря 1975 года Генеральная Ассамблея ООН призвала Францию вывести войска и администрацию из Джибути, и с 1975 года правительство Франции было вынуждено изменить политику по отношению к данной территории с учётом усилившихся призывов к независимости. В течение 1976 года в Париже велись продолжительные переговоры между представителями правительства Франции и представителями народностей Джибути. В итоге переговоров было достигнуто соглашение о том, что президент Джибутийского совета (представитель народности афар) Али Ареф Бурхан более не будет представлять интересы большинства населения страны, и в обмен власти Франции согласились признать новый закон о гражданстве Джибути, а также согласиться на проведение нового референдума по вопросу о независимости Джибути. Али Ареф подал в отставку.

В июне 1976 года был изменён закон о гражданстве, до 1976 года благоприятствовавший народности афар, с целью усиления прав народности исса. 8 мая 1977 года население страны (98,8 %) проголосовало за предоставление территории независимости, и 27 июня 1977 года была образована Республика Джибути. Первым президентом страны стал Хасан Гулед Аптидон (он был единогласно избран будущим президентом 24 июня 1977 года в ходе голосования в Совете). На референдуме по вопросу о предоставлении независимости также было проведено голосование в отношении депутатов будущего парламента страны. Все 65 кандидатов были одобрены. После официального предоставления независимости от Франции и утверждения в должности президента страны Хасан Гулед Аптидон назначил премьер-министра страны, которым стал представитель народности Афар Ахмед Дини Ахмед.

17 декабря премьер-министр Ахмед сложил свои полномочия с связи с обвинениями в «подавлении племенных интересов», и его функции взял на себя президент страны до 5 февраля 1978 года, когда премьер-министром был назначен Абдалла Мохаммед Камил. Камил был сменён на этом посту 30 сентября 1978 года Баркатом Гурадом Хамаду. Гурад, который был сторонником идеи «отказа от трайбализма», сформировал правительства по итогам перевыборов президента и членов парламента 7 июля 1981 года, 5 июня 1982 года и 23 ноября 1987 года.

В 1981 году Аптидон ввёл в стране однопартийную систему, объявив Движение народа за прогресс единственной легальной партией. В 1991 году в стране началась гражданская война между правительством и повстанческой группировкой (при доминировании народности афар) Фронт за восстановление единства и демократии. Война продолжалась до декабря 1994 года, когда Фронт подписал мирное соглашение с правительством. По условиям соглашения, два представителя Фронта были назначены министрами. В 1999 году взаимодействие Фронта с правящей партией привело к тому, что Фронт выступил на её стороне в ходе президентских выборов. В том же году Аптидон подал в отставку в возрасте 83 лет после того, как был избран на этот пост в пятый раз, и фактически передал управление государством своему племяннику Исмаилу Омару Гелле. 12 мая 2001 года было подписано окончательное мирное соглашение между правящей партией и Фронтом, которое было поддержано вооружёнными формированиями Фронта и положило конец многолетней гражданской войне.

8 апреля 2005 года в ходе президентских выборов Исмаил Омар Гелле был избран на второй президентский срок. При этом он выступил в качестве главы многопартийной коалиции, которая включала Фронт и другие политические партии. Оппозиция выборы бойкотировала.

Государственная власть фактически разделена между президентом-сомалийцем и премьер-министром — афаром.

Большое значение при распределении государственных постов имеет национальная принадлежность кандидата, так как до сих пор продолжается негласное противостояние между афарами и сомалийцами. Однако при этом существует доминирование народности исса в составе членов правительства, аппарата государственного управления и правящей партии. С учётом практического отсутствия представленности в правительстве негосударственных организаций возрастает политическая конкуренция между народностями афар и исса.

В марте 2006 года в Джибути были проведены первые региональные выборы и начата реализация плана децентрализации. Широкая проправительственная коалиция вновь одержала победу при отсутствии активного участия со стороны оппозиции, так как не была достигнута договорённость об условиях её участия в выборах. 8 февраля 2008 года были проведены выборы, в результате которых победу одержала правящая партия, и 65 мест в парламенте Джибути — Национальной ассамблее — были заняты её представителями. Следующие выборы запланированы на февраль 2013 года.

В апреле 2010 года парламент Джибути проголосовал за принятие поправки к конституции страны, согласно которой президент может избираться на третий срок, и в 2011 году Гелле был избран на третий срок.

В начале 2011 года жители Джибути выступили с целым рядом антиправительственных протестов, которые связывали с охватившей весь регион «Арабской весной». 31 марта 2013 года Гелле снял премьер-министра Дилейту Мохаммеда Дилейту, который занимал этот пост с 2001 года, и назначил бывшего министра обороны Абдулкадера Камил Мохаммеда.


←   Назад  |   Основные политические традиции и этапы политического развития   |   Вперёд   →



 

Степи Северо-Кавказского края / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Северный Кавказ»).Степи Северо-Кавказского края
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Геологический очерк Сибири / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года (издательство «Издание М. и С. Сабашниковых»).Геологический очерк Сибири
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Кварц и его применение / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Кварц и его применение
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года ...