Танзания, Объединённая Республика / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

Танзания является одной из беднейших стран мира. По классификации Всемирного банка, она относится к категории стран с низким уровнем дохода на душу населения (менее 936 долларов) и высоким уровнем задолженности. В Рейтинге конкурентоспособности экономик мира (2008/2009) ОРТ занимает 113-е место из 134 стран с показателем 3,49. В 2006/07 годах она занимала 97-ю позицию, в 2007/08 годах — 104-ю, в 2005 году индекс конкурентоспособности экономики Танзании составил 5,1 и позволил Танзании занять 71-е место в мировом рейтинге, по сравнению с 82-м местом в 2004 году, что можно объяснить идущими в стране реформами. Специалисты считают, что на показатель конкурентоспособности отрицательно влияют, помимо прочего, плохое состояние инфраструктуры и недостаточное энергоснабжение. Из 50 позиций, по которым проводится характеристика, ОРТ имеет хорошие показатели в системе начального образования (22-е место), уплате государственного долга (25-е место) и регулировании прямых иностранных инвестиций (41-е место).

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 года, Танзания названа страной с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Танзания имеет статус «бедной страны с тяжёлым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определяется как страна-заёмщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений.

ОРТ — аграрная страна. Экспортный аграрный сектор до независимости полностью контролировался иностранным капиталом, преимущественно английским, который монополизировал производство чая, кофе и сахара. К началу 1960-х годов в стране насчитывалось около 1 700 плантаций, принадлежащих иностранному капиталу. Хотя эти плантации занимали лишь около 10 % культивируемых земель, на их долю приходилось 25 % всей сельскохозяйственной продукции, в том числе 35 % товарной и 45 % экспортной.

За годы независимого развития в экономике Танзании произошли позитивные сдвиги: смягчились диспропорции в отраслевой и территориальной структуре экономики, возросла товарность сельскохозяйственного производства, повысился уровень обеспеченности потребителей продовольственными и промышленными товарами за счёт внутреннего производства. Однако уровень развития производительных сил по-прежнему остаётся низким, отраслевая структура экономики — деформированной, а темпы роста — недостаточно высокими.

Нищета подавляющей части населения, большой внешний долг и полная зависимость от иностранной помощи — таковы характерные черты экономики, сложившейся в стране к началу XXI века. Экономический рост был достигнут главным образом за счёт сферы услуг, удельный вес которых в ВВП к 2000 году увеличился почти до 40 % при среднегодовых темпах 5 % (1980–2000).

В государственной экономической политике за почти полвека независимого развития методы, приоритеты и цели неоднократно корректировались и менялись, порой, на диаметрально противоположные. За этот период были опробованы фактически три модели развития: классическая, либеральная модель, принятая на вооружение в 1961–1967 годы; государственно-регулируемая (1967–1985 годы) и неолиберальная (1996 год — по настоящее время). Период с 1985 по 1995 годы был переходным, его характеризовало сочетание элементов государственного дирижизма и либеральных подходов. По итогам применения этих политик произошёл рост ВВП с 2,9 % в 1967 году до 4,0 % в 2004 году.

В 1970-х годах экономика страны развивалась относительно быстрыми темпами, что было связано с высокими мировыми ценами на танзанийскую экспортную продукцию. Со второй половины 1970-х годов наиболее сильные позиции в хозяйственной структуре Танзании занимает государственный сектор. Подавляющее большинство государственных предприятий было создано путём национализации иностранных компаний. В 1966 году в стране было всего 39 предприятий, в которых в той или иной степени был представлен государственный капитал. К середине 1980-х годов насчитывалось уже около 400 крупных государственных предприятий в сельском хозяйстве, обрабатывающей и горнодобывающей промышленности, в финансово-банковской и коммунальной сфере, страховании, торговле и на транспорте. Они создавали 15–17 % ВВП, на их долю приходилось 30 % занятых и около 25 % совокупных валовых капиталовложений. В конце 1970-х годов Танзания вступила в полосу экономического кризиса, что было связано с падением мировых цен на продукты экспорта Танзании, мировым нефтяным кризисом и войной с Угандой.

В середине 1980-х годов правительство Танзании предприняло попытки перестройки хозяйства страны. Они сводились к смене экономического курса страны, предусматривавшего отказ от социалистических методов ведения хозяйства. Встав на путь реформ, Танзания начинает осуществлять приватизацию государственного сектора сельского хозяйства и промышленности, а также стремится к либерализации торговли.

С середины 1990-х годов руководство страны по рекомендации МВФ и ВБ проводит политику свёртывания государственного сектора национальной экономики. В 1993 году была создана Комиссия по реформированию государственного сектора при президенте ОРТ, составлен перечень государственных предприятий, подлежащих приватизации. В него включены 329 наиболее крупных предприятий в ключевых отраслях экономики. На июнь 2002 года было приватизировано 260, из них 70 %, запланированных к продаже. Во время второго этапа приватизационного процесса (2000–2004 годов) упор был сделан на разгосударствление транспортного сектора и сферы коммунальных услуг. К июню 2006 года 329 предприятий были приватизированы.

Период 1995–1999 годов в Танзании можно охарактеризовать как «приватизационный бум». К этому процессу активно подключились частные компании западных стран. Лидируют здесь англичане, швейцарцы, индийцы, южно-корейцы, японцы и представители ЮАР. Особый интерес вызывает у зарубежных партнёров приобретение акций в интенсивно развивающемся туризме и горнодобыче. Имеется практика использования в качестве инвестиций средств из внешнего долга Танзании другим странам. По этой схеме акционерами ряда танзанийских компаний стали фирмы Южной Кореи, Китая, Ливии и Ирана. Приватизация, по мнению танзанийских специалистов, является одним из самых эффективных способов привлечения инвесторов. По оценкам специалистов Танзанийского инвестиционного центра (ТИЦ), в 2003 году в Танзании было зарегистрировано 372 проекта на 1,6 миллиарда долларов, что способствовало созданию 200 тысяч рабочих мест. Из общего количества проектов 229 — новые и 143 проекта по расширению и улучшению уже существующих предприятий.

В ходе выполнения программ МВФ и ВБ за период 1995–2005 годы ОРТ удалось решить ряд экономических проблем: повысились темпы развития, улучшилось положение с государственными финансами, создан, по многим критериям, благоприятный инвестиционный климат. Показатели экономического развития в этот период обнаруживают тенденцию к устойчивому росту. Среднегодовые темпы прироста ВВП в этот период достигли 4,5 % в ценах 1995 года (в 2002 году — 6,1 %; 2003 — 5,7 %; 2004 — 6,75 %; 2005 — 6,7 %; 2006 — 6,2 %). Прирост ВВП за десятилетний период составил в среднем 5 %, за последнее пятилетие — 5,8 %. Крупным достижением стало снижение уровня инфляции с 27 % в 1995 году до 4 % в 2004 году.

Объём экспорта за этот период увеличился более чем вдвое, достигнув в 2002 году 737 миллионов долларов, а импорта — на 23 % (1 889 миллионов долларов). Благодаря успехам во внешнеторговой сфере официальные валютные резервы страны заметно выросли и способны обеспечивать потребности в импортных закупках в течение 8 месяцев, тогда как 10 лет назад — в течение только двух. По оценкам некоторых специалистов, уровень бедности сократился за период с 1994 по 2002 годы на 28 %.

Стратегическое направление развития страны определено в документах: «Национальная стратегия искоренения бедности» (1997 год) и «Перспективы развития Танзании к 2025 году» (1999 год). Для их реализации правительства ОРТ продолжает осуществлять программы, составленные с помощью МВФ и ВБ. В 2000–2003 годы страна выполняла первую программу из серии «Стратегия сокращения бедности» (ПРСП). В 2004 году правительство приступило к реализации второй — «Национальной программы экономического роста и преодоления бедности» (МКУКУТА). Её важной отличительной чертой является то, что она была подготовлена отечественными специалистами, консультировавшимися с донорами. По замыслу разработчиков программы число танзанийских граждан, живущих за чертой бедности, к 2010 году должно сократиться на 50 %. В качестве трёх столпов в достижении результата определены: хорошее управление и отчётность; экономический рост; улучшение качества жизни и социальное благополучие. На ближайшие 3 года планируется: сохранить инфляцию на уровне 4 %, а рост ВВП — 6–7 %; сохранять приемлемый уровень валютных резервов страны, эквивалентный сумме импорта за 6 месяцев; сохранять режим плавающего валютного курса.

Таким образом, правительство продолжает курс реформ, направленных на переход к рыночным отношениям, либерализацию финансовой сферы, широкую программу приватизации государственного сектора. Однако эксперты отмечают, что объективно оценить состояние экономики Танзании трудно, поскольку велика доля теневого сектора в экономике страны, определить масштабы которого практически невозможно.

По данным Human Development Report 2007/08, в 2005 году экономически активное население ОРТ составляло 53 % (27 % мужчин, 26 % женщин) от всей численности населения, из них — 51 % мужчин, 49 % женщин. В сфере сельского хозяйства занято 84 %, 6 % задействованы в неофициальном секторе, 4 % — в официальном частном секторе, 3,5 % — в сфере домашнего хозяйства, 2 % — в государственном управлении. В сравнении с другими сферами занятости сельскохозяйственный сектор ещё долгое время будет являться основным в плане занятости в нем трудоспособного населения.

Безработица в Танзании за период 1996–2005 годов составляла в среднем 5,1 % экономически активного населения. Почти половина из безработных проживает в городских районах страны. Безработица только лишь в столице страны Дар-эс-Саламе составляет 46,5 %, в то время как в остальных городских районах — 25,5 %, а в сельских — 8,4 %. Безработица является серьёзной проблемой для населения страны в возрасте от 10 до 34 лет. Причём в наибольшей степени проблема безработицы затрагивает женское население страны.

Сельское хозяйство является основой экономики Танзании. В 2005 году в аграрном секторе было занято около 80 % (по сравнению с 95 % на начало 60-х годов) экономически активного населения страны, при этом основную часть занятых в сельском хозяйстве работников составляют женщины. Сельское хозяйство даёт около 1/2 ВВП и около 60 % от всей экспортной прибыли. Наблюдается тенденция к снижению доли сельского хозяйства в ВВП: в 1999 году она составляла 48,9 %, 2000 — 48,2 %, 2001 — 48,1 %, 2002 — 47,5 %, 2004 — 46,3 %, 2005 — 44,5 %, 2006 — 44,7 %, 2007 — 42,5 %. Таким образом, доля сельского хозяйства в ВВП за период независимости снизилась с 60 до 42 %. Среднегодовые темпы роста производства в отрасли составляли в среднем 3,1 % (1984–2004 годы) при росте населения в тот же период — 2,9 %, что явно недостаточно для выполнения целей, поставленных в общенациональной программе по преодолению бедности. Для их достижения требуется среднегодовой прирост в 10 %. К 2002 году рост в отрасли составил около 5 %. Этот показатель был достигнут благодаря темпам роста производства земледельческой продукции — как зерновых культур (6,2 %, 2002 год), так и незерновых (6 %). Тем не менее увеличение производства большинства видов продовольственной продукции не поспевало за потребностями быстро увеличивающегося населения.

Отраслевая структура сельского хозяйства ОРТ представлена следующим образом: около 63 % валовой сельскохозяйственной продукции даёт земледелие (55 % — продовольственные культуры, 8 % — экспортные), 30 % — животноводство, 7 % — рыболовство и лесное хозяйство. Страна обладает достаточным запасом земли, пригодной для сельского хозяйства. Погодно-климатические условия благоприятны для выращивания широкого ассортимента сельскохозяйственных культур, развития многоотраслевого животноводства. Правда, определённые факторы (засуха, нашествие саранчи, распространение мухи цеце) наносят большой ущерб сельскому хозяйству. В последние годы в результате проводимых экономических реформ в стране и отказа от социальных программ крестьяне лишились государственной поддержки.

Промышленность в Танзании развита довольно слабо. Удельный вес промышленной продукции в экспорте в последние пять лет колеблется в пределах 5,5–6,5 %. Доля промышленности и ремёсел в ВВП оставалась на уровне 14,5–18,9 % (1993–2007 годы) при среднегодовых темпах роста 4,5 %. Однако число занятых в этой отрасли возросло, составив в 2005 году 10 % экономически активного населения. Структура танзанийской промышленности характеризуется абсолютным преобладанием обрабатывающих отраслей, относительно большим удельным весом горнодобычи и строительства. Примерно половину продукции обрабатывающей промышленности составляют продовольствие, напитки, табачные изделия и товары широкого потребления. Относительно высокие темпы роста в 1990-х годах показало производство текстиля и одежды, а также строительный сектор. В начале 2000-х стала набирать темпы горнодобывающая промышленность (15,6 % роста в 2004 году).

Денежная единица ОРТ — танзанийский шиллинг. В стране действует режим свободно плавающего валютного курса. Пополнение валютных резервов идёт за счёт увеличения экспорта. Туризм также является существенным источником валютных поступлений. Важным источником валютных поступлений является финансовая помощь развитых стран (ежегодно до 1 миллиарда долларов). В условиях нарастания дефицита текущего бюджета в 1980-х годах до 14,8 % ВВП правительство было вынуждено все чаще и во все больших масштабах прибегать к заимствованиям на внутреннем финансовом рынке и привлечению внешних заёмных средств. Вследствие этого резко возросли среднегодовые темпы инфляции: 14 % в 1970–1980 годах; 24 % в 1980–1990 годах; 36 % в 1994 году. После серии девальваций (1983–1985 годы) курс танзанийского шиллинга по отношению к доллару США снизился на 96 %.

В период с 1995 по 2005 год курс танзанийского шиллинга по отношению к доллару США колебался в пределах от 522 танзанийских шиллингов за 1 доллар США до 1 128 танзанийских шиллингов за 1 доллар. Таким образом, за 10 лет курс танзанийского шиллинга снизился более чем на половину. В 2007 году он составил 1 255 танзанийских шиллингов за 1 доллар, в 2006 году — 1 251.

Государственный внешний долг, составлявший в начале 70-х годов 20 % ВВП, вырос до 140 % в 1980–1985 годах, к 1998 году он составлял 100 % ВВП. В натуральном выражении внешний долг Танзании в 2007 году составил 5,37 миллиарда долларов. Платежи по обслуживанию долга росли с 6,5 % бюджета в 1964/65 годы; от 16,1 % в 1975/1976 годах до 19 % в 2002/2003 годах. Реальные же платежи были значительно меньше вследствие списания части внешних долгов и аккумулирования просроченных платежей.

С середины 1990-х годов практически исключительно за счёт безвозмездных внешних субсидий покрывается дефицит текущих расходов государственного бюджета.

Внешняя торговля имеет большое значение для нормального функционирования национальной экономики Танзании. Доля внешней торговли в ВВП в 2005 году составила около 40 %. Экспорт приносит стране большую часть валютных поступлений, импорт покрывает потребности страны в промышленных товарах и восполняет нехватку продовольствия. Ввиду того, что Танзания сугубо аграрная страна, экспорт сельскохозяйственной продукции даёт до 80 % валютных поступлений. Традиционный экспорт танзанийских товаров включает чай, кофе, орехи кешью, табак, хлопок, сизаль. Товарами нетрадиционного экспорта являются полезные ископаемые, цветы, промышленные продукты, рыба и морепродукты и некоторые другие товары. Структура экспорта существенно изменилась за годы реформ в сторону нетрадиционных экспортных товаров, где преобладает экспорт минералов, главным образом золота. Экспорт золота с 1998 по 2007 год увеличился с 200 тысяч долларов до 762 миллионов долларов (44 % стоимости нетрадиционного экспорта в 2007 году). Это увеличение произошло главным образом за счёт открытия рудника в западной части Танзании, а также благодаря деятельности горнодобывающих компаний, владельцами которых являются Австралия, Канада, Гана. Экспорт традиционных товаров имеет тенденцию к росту в последние годы. Так, в 2007 году он составил 290,1 миллиона долларов по сравнению с 267,1 миллионов долларов в 2006 году. Хотя количественные показатели выглядят многообещающе, однако реальные выгоды для государства невысоки, так как большая часть экспорта идёт на финансирование внешних займов, согласно контрактам, заключённым с инвесторами в добывающем секторе. Структура экспорта ОРТ в 2007 году: минеральное сырье — 44,2 %, промышленные товары — 15,4 %, сельхозпродукция — 41,45 %.

Товары, которые импортирует Танзания, включают промышленное оборудование, сельскохозяйственные продукты, фармацевтические изделия, медицинские инструменты и другие товары. Товарная структура импорта в 2007 году имела следующий вид: промышленное оборудование — 39,3 %, полуфабрикаты и продовольствие — 31,3 и 29,3 % соответственно. В последние годы сокращается импорт промышленного оборудования, увеличился импорт нефтяных продуктов и минерального сырья для производства изделий из пластмассы, мыла, текстильной промышленности. Наблюдается увеличение импорта минеральных удобрений, продиктованное решением правительства финансировать подъем сельского хозяйства в южных районах страны. Импорт потребительских товаров увеличивается в результате возрастающего ввоза пищевых продуктов, нехватка которых обусловлена плохими урожаями в некоторых районах страны.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): жемчуг, драгоценные металлы, камни и др. (26,71 %); руды, шлаки, зола (11,23 %); табак и табачные изделия (5,79 %); кофе, чай, мате и специи (5,2 %); рыба и морепродукты (4,5 %); хлопок (4,47 %); электрическое и электронное оборудование (3,51 %) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (29,46 %); энергосиловое оборудование (11,57 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (9,44 %); электрическое и электронное оборудование (7,38 %); чугун и сталь (4,44 %); пластмассы и изделия из них (3,68 %); изделия из чугуна и стали (2,72 %); зерновые культуры (2,57 %); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (2,52 %); удобрения (2,38 %); каучук и изделия из него (1,97 %) и др.

Особенности колониальной эксплуатации страны оказали влияние на специфику внешнеэкономических связей. В период независимости расширилась география внешней торговли, доля Англии в экспорте Танзании значительно снизилась, диверсифицировалась номенклатура экспорта. Однако эффект от этого свёлся на нет продолжившимся падением цен на основные товары танзанийского экспорта, опережающим ростом импорта вследствие застойных тенденций в национальном производстве и увеличением дефицита ресурсов на внутреннем рынке. С начала 1970-х годов внешнеторговый баланс регулярно сводится с отрицательным сальдо, что обусловлено не только сильной зависимостью экспортных показателей от мировых цен на сельскохозяйственные продукты, но также низкими урожаями ввиду ливневых дождей или засухи, а также нерешённости некоторых социальных и экономических проблем в стране. Однако развитие горнодобывающего сектора Танзании имеет благоприятные перспективы и способствует улучшению сальдо торгового баланса.

Ведущие торговые партнёры страны — Великобритания, КНР, Германия, Индия, Франция. Значительную часть сельскохозяйственной продукции Танзания импортирует из стран Южной Африки.

Итоги торговли России с Танзанией на рубеже веков, когда рухнула идеологическая составляющая связей, оказались более чем скромными. Одна из причин — высокая стоимость транспортировки импорта из африканских стран. По данным одной из российских компаний, доставка тонны груза в Россию из Дар-Эс-Салама в 7 раз дороже, чем из Лондона, где функционируют рынки кофе, хлопка и других товаров, производимых на Чёрном континенте. Закупки российских товаров в Лондоне попадают в статистику не российско-африканской, а российско-британской торговли.


←   Назад  |   Национальное хозяйство в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

Море Лаптевых. Энциклопедия / Издание посвящено одному из российских северных морей — морю Лаптевых, входящему в акваторию Северного Ледовитого океана. Энциклопедия содержит около 500 статей о гидрографических, географических объектах и гидрологических особенностях моря. Представлены наиболее значительные природные объекты — остМоре Лаптевых. Энциклопедия
Издание посвящено одному из российских северных морей — морю Лаптевых, входящему ...
Большой Каспий. Строение и история развития / Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на всех побережьях Каспийского моря и представляет один из первых опытов комплексного изучения всей истории Большого Каспия (БК): его водоёмов, фациальной и палеогеографической обстановки, состава и развития фауны на пБольшой Каспий. Строение и история развития
Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на ...
Общий курс петрографии / В книге излагаются основы петрографии горных пород. Даются общие понятия о горных породах, методах их изучения, сообщаются краткие сведения из истории развития петрографии. Излагается материал по кристаллооптике в объёме, необходимом для применения кристаллооптического метода при изучении минералов Общий курс петрографии
В книге излагаются основы петрографии горных пород. Даются общие понятия о горных ...