Танзания, Объединённая Республика / Религия и государство, роль религии в политике

На материковой части Танзании около 35 % населения исповедует местные традиционные верования, 35 % — мусульмане, 30 % — христиане, на Занзибаре почти 99 % населения исповедуют ислам. Конституция страны провозглашает свободу вероисповедания, а правительство на практике обеспечивает положение конституции. В Танзании, в частности, равное (по 4) количество праздничных дней для христиан и мусульман.

Местные традиционные верования и культы всё ещё занимают важное место в жизни танзанийцев, хотя официальное число их приверженцев как бы сокращается с ростом числа христиан и мусульман. Самыми распространёнными среди народов Танзании являются культы сил природы и предков.

Ислам впервые появился на территории современной Танзании в период позднего Средневековья, когда арабские купцы начали проникновение на Занзибар и восточноафриканское побережье. Ислам распространялся по прибрежным районам через торговую деятельность и длительное время оставался феноменом городской жизни. В период политического доминирования оманцев в прибрежной области начинается более интенсивное проникновение ислама в континентальную часть страны. Торговые контакты с народами континентальной части, особенно с ньямвезиг привели к тому, что Табора и Унджиджи (на озере Танганьика) стали важными центрами торговли рабами и слоновой кости и распространения ислама.

Многие вожди приняли ислам и сотрудничали с мусульманами побережья. Более мощная экспансия ислама во внутренние районы Танганьики началась с приходом германской колониальной эры. После захвата прибрежных районов германцы использовали суахили в качестве помощников местной администрации в дальнейшем продвижении в глубь страны. Германские колонизаторы создали систему правительственных школ на побережье, где преподавание велось на суахили. С помощью этих местных кадров и солдат-мусульман распространение ислама на территориях, подконтрольных Германии, шло гораздо быстрее, чем на землях, оккупированных англичанами. После Первой мировой войны, когда контроль над Танганьикой перешёл к Британии, распространение ислама несколько замедлилось. Система косвенного управления, поощрявшая местных вождей в большей степени, чем мусульман побережья, усиливающаяся миссионерская деятельность, открытие школ — все это способствовало распространению христианства.

Мусульмане постепенно вытеснялись из администрации и с политической сцены. Однако в период после Второй мировой войны и подъёма антиколониального движения роль ислама опять возрастает. В современной Танзании большинство мусульман проживает на островах Занзибар и Пемба, а также в городах Дар-эс-Салам, Кигома, Табора, Танга, Кондоя, Сингида. Значительное количество мусульманского населения проживает также в городах, расположенных по реке Рувума. На материковой части страны делами мусульман управляет Национальный совет мусульман Танзании (БАКВАТА), созданный в 1969 году, который выбирает муфтия. На островной части с 1991 года действует Высший мусульманский совет. Среди танзанийских мусульман преобладает суннитское направление ислама Шиизма придерживается часть суахили и индо-пакистанского населения.

Христианство начало распространяться на территории современной Танзании с начала XVI века. С приходом независимости большинство христианских организаций действуют под эгидой Христианского совета Танзании, который был образован в 1934 году. Население, исповедующее христианство, преобладает в областях: Килиманджаро (70 %), Морогоро (50 %), Мбея и Иринга (более 45 %), Додома и Сингида (25 %), в областях, примыкающих к озеру Виктория (25 %). Христианство в Танзании представлено несколькими направлениями. Одно из самых значимых — Римско-католическая церковь, которая насчитывает свыше 10 миллионов прихожан (25,8 % всего населения, 2001 год).

Особенностью деятельности католической церкви в Танзании является её стремление приблизиться к местной культуре. Богослужебные книги и песнопения переведены на язык суахили. При богослужении разрешено использование традиционных музыкальных инструментов. В организационном отношении католическая церковь Танзании делится на пять архиепископств (Аруша, Дар-эс-Салам, Мванза, Сонгеа, Табора), 24 епархии, большинство из которых территориально совпадает с областями, и апостолическую префектуру. Возглавляет церковь кардинал П. Пенго. Римско-католическая церковь Танзании располагает культовыми сооружениями, число которых превышает 1,6 тысяч. Духовенство насчитывает свыше 1,5 тысячи священнослужителей, большая часть из которых африканцы. Их готовят в 23 местных семинариях, самые крупные из которых находятся в городах Морогоро, Перамихо, Кипалала, а первая из них была открыта в городе Букоба в 1904 году. В стране действуют 34 мужские конгрегации и 18 женских, насчитывающих около 6 тысяч монахов и монахинь. В 1991 году в ведении католической церкви было 413 детских садов, 82 средние школы, 73 технических и профессиональных училища, 48 центров кустарных промыслов для девочек, два педагогических колледжа и 6 школ для детей-инвалидов. В области медицины — 36 больниц и 223 медицинских центра и аптеки.

Католики Танзании с 1980 года объединены в Танзанийскую епископальную конференцию (ТЕК). Они имеют также молодёжные и женские объединения: Организация женщин-католичек, Молодые христиане-рабочие Танзании, Организация студентов-католиков Танзании.

Протестантская церковь Танзании представлена несколькими направлениями. Самое мощное из них — Евангелическая лютеранская церковь Танзании (ЕЛЦТ), которая насчитывает, по разным оценкам, от 1,5 до 2,5 миллионов прихожан (одна из самых больших лютеранских церквей в мире). Организационно она подразделяется на 20 епархий во главе с епископами. Для подготовки местного духовенства существует сеть богословских учебных заведений, самое крупное из которых не только в ОРТ, но и во всей Африке — университетский колледж Макумира (расположенный в предгорьях Килиманджаро), который является составной частью университета Тумаини. В нем обучаются не только танзанийцы и граждане соседних стран, но также студенты из Азии. ЕЛЦТ имеет в своём ведении сеть больниц (21) и аптек. Играет заметную роль в борьбе со СПИДом, центром этой деятельности стал лютеранский госпиталь Хайдом. Среднее образование — ещё один приоритет ЕЛЦТ. В её ведении 50 средних школ, 20 технических школ, а также два педагогических колледжа. Лучшее учебное заведение этой сети — Junior Seminary в Морогоро.

Вторую по численности протестантскую общину составляют представители англиканской церкви. Она является составной частью англиканской церкви Восточной Африки, состоит из 16 епархий, возглавляется архиепископом. Имеет две семинарии в городах Линди и Конгва. Из других протестантских организаций в ОРТ действуют: моравская церковь (около 115 тысяч человек); секта пятидесятников; секта адвентистов 7-го дня; Миссия баптистов Танзании (с 1956 года); Африканская внутренняя церковь (более 110 тысяч человек); меннониты; Армия спасения.

Из христианско-африканских церквей Танзании наибольшее число последователей имеет Церковь Святого Духа, возникшая в 1950-х годах в Западной Озёрной области среди бахайя.

В ОРТ действует также Греческая ортодоксальная церковь, которой руководит архиепископ Восточной Африки (резиденция в Найроби, Кения). Сторонники этой церкви проживают в основном в областях Мванза и Иринга.

Деятельность христианских церквей в Объединённой Республике Танзании (ОРТ) характеризуется определённой прочностью позиций, завоёванных в ходе многих десятилетий активной деятельностью священников, миссионеров, монахов, опирающихся на систему различных подчинённых организаций: просветительских, молодёжных, женских. Религиозные организации имеют свои собственные газеты, радио- и телепрограммы. Религия не входит в государственную систему образования. Христианские организации Танзании активно участвуют в развитии образования, системы здравоохранения путём открытия своих учебных заведений и больниц. Многие из них имеют тесные связи с зарубежными и международными центрами, получая от них значительную, часто безвозмездную, финансовую помощь.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Путевые записки по России / Путевые записки по России, в двадцати губерниях: С.-Петербургской, Новгородской, Тверской, Московской, Владимирской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Харьковской, Екатеринославской, Полтавской, Киевской, Черниговской, Могилёвской, Витебской, Псковской, Ярославской, КостромсПутевые записки по России
Путевые записки по России, в двадцати губерниях: С.-Петербургской, Новгородской, ...
Физико-химические основы искусственной структуры почв / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство «Сельхозгиз»).Физико-химические основы искусственной структуры почв
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
Геологическая история Кузнецкого каменноугольного бассейна / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года (издательство «Библиотека горнорабочего»).Геологическая история Кузнецкого каменноугольного бассейна
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...