Танзания, Объединённая Республика / Положение и роль СМИ в обществе

Постановление о прессе 1968 года (англ. The Newspaper Ordinance of 1968) наделяло президента правом запрещать издание той или иной газеты, если он сочтёт это необходимым для «национального интереса». Согласно закону о прессе 1976 года для новой публикации необходимо было получить разрешение правительства. Ко всему прочему, Палата представителей Занзибара в сентябре 1988 года приняла закон о заключении под стражу авторов статей, порочащих правительство. С введением в Танзании в 1992 году многопартийности и появлением легальной оппозиции начался новый этап развития СМИ страны. Появились новые периодические издания, активно стали развиваться электронные средства массовой информации, стал доступнее Интернет. Пресса, радио и телевидение действуют опираясь на принципы свободы печати и слова (ст. 18 конституции страны), поскольку прежние законодательные акты о СМИ устарели и не соответствуют сегодняшней действительности. Институт цензуры как таковой отсутствует.

В 1995 году инициативной группой журналистов, издателей и юристов был создан Совет СМИ Танзании (ССТ). Эта неправительственная организация является, по сути, контрольно-регулирующим механизмом в сфере деятельности СМИ. ССТ призван отстаивать независимость прессы, защищая её от попыток давления со стороны властей, и одновременно быть органом, контролирующим журналистскую этику. ССТ активно участвует в подготовке нового законодательства по СМИ, а в 2003 году ССТ принимал участие в работе специальной комиссии по разработке национальной политики в области СМИ. Предложения комиссии включали: разрешение частному инвестору владеть более чем одной информационной организацией; разрешение иностранному инвестору вкладывать средства в национальные СМИ только на правах партнёра с танзанийским инвестором, которому должно принадлежать не менее 51 % акционерного фонда создаваемой компании, главным управляющим которой должен быть танзаниец; поощрение со стороны государства инвестиций в СМИ в аграрных районах страны, особенно удалённых на значительные расстояния от крупных городов; предоставление работникам СМИ права создавать свои профессиональные союзы.

Сложная ситуация со свободой слова и прессы складывается на Занзибаре, где все газетные издания и вещательные станции принадлежат правительству. Правительство Занзибара избирательно может наложить запрет на деятельность той или иной газеты. Так, в ноябре 2003 года было прекращено издание еженедельной газеты «Дира». Однако население острова может выписывать и читать газеты с материка.

В рейтинге «Свобода прессы 2007» организации Freedom House Танзания характеризуется как страна с частично свободной прессой.

По сведениям информационной службы Танзании, на 2005 год в стране зарегистрировано 693 периодических печатных издания, но регулярно выходит лишь 171. Несмотря на большое количество периодических изданий, не все общество имеет к ним широкий доступ. Около 90 % газет распространяется в городах, охватывая только 17 % населения. 50 % изданий распространяются только в Дар-эс-Саламе. С 1976 года в стране действовало государственное новостное агентство (суахили Shihata, англ. Tanzanian News Agency). Однако в апреле 2000 года Национальное собрание Танзании проголосовало за упразднение данного агентства и передачу его функций в ведение государственного информационного департамента (суахили Maelezo). В стране также действует частная пресс-служба Танзании (Press Services Tanzania). Быстрый рост числа СМИ привёл к росту числа журналистов — с 1991 по 2002 годы их число возросло с 230 человек до 2 тысяч. Кадры для СМИ готовит Школа журналистики, существующая с 1975 года.

Работа корреспондентов иностранных СМИ находится в ведении Департамента информации, подчиняющегося канцелярии премьер-министра. Ведущие позиции занимают агентства Рейтер, Синьхуа, Франс Пресс, Си-эн-эн, Би-би-си.

Самыми крупными и успешными медиагруппами в Танзании сейчас являются: «Гардиан Труп», она владеет 10 газетами и контролирует несколько радио- и телестанций. Газеты, принадлежащие этой группе, отличаются сдержанностью в критике правительства. Группа «Хабари корпорейшн» владеет пятью газетами, принадлежит правящей партии ЧЧМ. Правящая партия Чама Ча Мапиндузи имеет собственные газеты: «Ухуру («Свобода»), тираж 120 тысяч и «Мзалендо» («Патриот»). Группа «Бизнес тайме» имеет репутацию независимой, свободной и рыночно-ориентированной. Самая популярная газета, принадлежащая этой группе, — «Маджира» явно симпатизирует оппозиции.

В настоящее время в Дар-эс-Саламе выходят следующие крупнейшие издания: ежедневная газета «Ухуру» (суахили Uhuru), издаваемая с 1961 года, тираж 100 тысяч экз., на языке суахили, орган Революционной партии Танзании (воскресное издание — «Мзалендо» (суахили Mzalendo)), тираж 116 тысяч экз.; ежедневная газета «Дейли ньюс» (англ. Daily News), издаваемая с 1972 года, тираж 30 тысяч экз., на английском языке, официальный орган правительства (воскресное издание — «Санди ньюс» (англ. Sunday News); «Мфаньяка-зи» (суахили Mfanyakazi), издаваемая с 1964 года, выходит по средам (70 тысяч экз.) и субботам (120 тысяч экз.), на языке суахили; «Гардиан» (англ. The Guardian), независимая, выходит на английском языке.

Радиовещание в Танзании ведётся с 1956 года. Радио до сих пор является главным источником информации, особенно для жителей отдалённых районов страны, куда практически не поступают печатные издания. По данным экспедиции Института Африки, около 77 % опрошенных танзанийцев назвали радио главным источником информации о национальных событиях. 60 % семей имеют радиоприёмники. В 1993 году парламент принял закон, разрешающий создание частных радиостанций, первая из которых («Радио уан») возникла в январе 1994 года. До этого в стране действовала одна государственная радиостанция — «Радио Танзания». К 2006 году на территории ОРТ действовало 33 радиостанции, из них 14 — в Дар-эс-Саламе.

После 2003 года частные радио- и телекомпании получили право транслировать свои программы на всей территории Танзании (ранее зона их действия ограничивалась 25 % территории). В 2004 году, в результате слияния «Радио Танзания» и «Танзаниа Телевижн» возникла «Танзаниа Бродкастинг Сёвис» (ТБС). ТБС располагает 9 радиопередающими и 4 телепередающими ретрансляторами. Государственная компания «Радио Танзания Дар-эс-Салам» (Radio Tanzania Dar es Salam, RTD), действующая в стране с 1965 года, ведёт свои трансляции на 85 % территории, на суахили и английском языке. В 2000 году «Радио Танзания» получило премию ЮНЕСКО за цикл передач для сельского населения страны под названием «В ногу со временем». Традиционными рубриками этой передачи были проблемы повышения плодородия почв, семейное планирование, борьба со СПИДом, школьное обучение девочек, а также разъяснение пагубности некоторых традиций прошлого. «Радио Танзания-Занзи-бар» ведёт передачи на суахили. В ноябре 1993 года на Занзибаре начало работать «Радио Тумаини» (Надежды) с целью просвещения населения по важным социальным вопросам и «Радио Один», вещающие из города Дар-эс-Салам.

Телевидение появилось на материковой части Танзании только в 1994 году. В отличие от других стран оно сначала возникло как коммерческое, поэтому первая станция была частной. После этого возникло ещё 6 частных телевизионных станций, и лишь в 2000 году было создано общественное телевидение Танзании. Официально оно начало вещание в марте 2001 года. Общественное телевидение является частью Танзанийской вещательной службы «Танзаниа Бродкастин Сёвис», которая была основана в 2002 году как общественное агентство. На Занзибаре первая станция появилась в 1972 году, в 1974 году начались регулярные трансляции. Это были первые цветные телепередачи в Африке южнее Сахары. К 2005 году на территории ОРТ действовали 15 лицензированных телеканалов (8 частных, 6 смешанных каналов и 1 правительственный на Занзибаре) и 17 кабельных каналов. Широко распространено спутниковое телевидение. По данным социологических обследований, телевизоры имеют менее 5 танзанийцев, причём большая их часть проживает в Дар-эс-Саламе.

«Телевижн яТаифа» (Televisheniуа Taifa — TVT) — государственная телестанция.

«Индепендент Телевижн» (Independent Television — ITV) — влиятельная частная сеть, владеющая тремя каналами.

«Дар-эс-Салам Телевижн» (Dar es Salam Television — DTV) — частная сеть, принадлежащая «Африка Медиа Груп» (Africa Media Group).

«Стар ТВ» (Star TV) — частная станция, базируется в Мванзе.

«Телевижн Занзибар» (Television Zanzibar) — государственное телевидение, работает с 1973 года.


←   Назад  |   Положение и роль СМИ в обществе   |   Вперёд   →



 

Международный полярный год / Книга рассказывает об истории изучения Арктики, русских, голландских, американских и международных полярных экспедициях.Международный полярный год
Книга рассказывает об истории изучения Арктики, русских, голландских, ...
К островам Индийского океана / Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 год). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар,К островам Индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их ...
Общая и историческая геология и геология СССР / Рассмотрены внутреннее строение Земли, геологическая деятельность главных факторов её внешней и внутренней динамики, формы залегания горных пород, тектонические движения и методы их изучения, типы структур тектоно- и литосферы. Изложены основы палеонтологии, главные этапы геологической истории развиОбщая и историческая геология и геология СССР
Рассмотрены внутреннее строение Земли, геологическая деятельность главных ...