Турция / Особенности судебной власти

В Турции судебная система представлена тремя основными видами судов: общей юрисдикции, военными и гражданскими. Важным органом является существующий при Министерстве юстиции Высший совет судей и прокуроров. Согласно конституции, он формируется следующим образом: на 3 основных и 2 резервных места по три претендента рекомендует пленум Высшего кассационного суда; на 2 основных и 2 резервных места рекомендует пленум Государственного совета. Президент из числа рекомендуемых отбирает 5 основных и 4 резервных членов совета сроком на 4 года. Совет решает кадровые вопросы в отношении судей и прокуроров, а именно назначает местных судей и прокуроров, переводит их в другие суды, повышает в должности и выносит дисциплинарные наказания. Председателем Совета является министр юстиции, а его помощником — член Совета по должности. Прокуратура в Турции полностью зависит от исполнительной власти: её сотрудники назначаются и смещаются по предложению Министерства юстиции.

Высшими судами общей юрисдикции являются Конституционный суд и Высший кассационный суд (Яргытай). Конституционный суд состоит из 11 основных и 4 резервных членов. Они избираются Президентом из числа кандидатов, выдвигаемых Высшим кассационным судом (2 основных и 2 резервных), Государственным советом (2 основных и одного резервного), адвокатурой (3 основных и одного резервного), Счётным судом, Высшим советом по образованию, Высшим военным административным судом, Военным кассационным судом (все выдвигают по одному основному). Необходимыми условиями для работы в Конституционном суде являются 15 лет юридического стажа и минимум 40-летний возраст. Этот суд рассматривает на предмет соответствия Конституции законы, постановления, имеющие силу закона, и внутренний устав ВНСТ.

Также рассматриваются законы об изменении Конституции, однако лишь на предмет соответствия форме. Суд не имеет права рассматривать постановления, имеющие силу закона, принятые при чрезвычайном, осадном положении и в случае войны. Также не могут быть рассмотрены на предмет соответствия конституции по форме законы, с момента публикации которых прошло десять дней. Также Конституционный суд действует как Верховный суд в отношении дел против Президента, министров, председателей и членов Конституционного суда и судей высшей инстанции. Обязанности прокурора в этом случае исполняет главный прокурор Республики или его заместитель. Решения этого суда окончательны и обжалованию не подлежат. Отменяя закон полностью или частично, суд не имеет права устанавливать новые нормы (ст. 153 конституции).

Члены Высшего кассационного суда избираются пленумом Высшего совета судей и прокуроров сроком на 4 года. Главного прокурора и его заместителя Президент назначает из числа 5 кандидатов, предложенных пленумом Кассационного суда. Последний делится на 7 палат по уголовным делам, 9 палат по гражданским делам и несколько палат по делам о банкротстве и коммерческим делам. Каждая палата состоит из Председателя суда, четырёх основных членов и одного резервного. Этот суд рассматривает жалобы на суды и обжалования решений судов всех инстанций общей юрисдикции, за исключением Конституционного суда. Он также следит за единообразием толкования и применения процессуального законодательства всеми уголовно-гражданскими судами. В случае совершения особо опасных преступлений (в частности, террористических актов) он может выступать судом первой инстанции.

В Турции также традиционно сложилась система административных судов. В провинции они обычно представлены административными советами и налогово-претенцзиозными комиссиями. Они рассматривают жалобы на действия должностных лиц и органов управления. Судом последней инстанции в этой ветви судопроизводства является Государственный Совет (Даныштай). В настоящее время это высшая кассационная инстанция. В его обязанности входит консультирование Правительства по поводу законопроектов, изучение проектов уставов, конвенций и договоров, а также разрешение административных споров. Четверть судей (11) назначается Президентом, три четверти (32) избираются Высшим советом судей и прокуроров из числа судей административного права.

Локальные споры решают мировые судьи (иски до 2 тысяч лир). Второй инстанцией являются основные суды (аслие), действующие в центрах провинций и в крупных городах. В их состав входят председатель, двое судей и один резервный судья. Решаются уголовные, гражданские и коммерческие дела.

Военные судьи назначаются Президентом. В мирное время функционируют Высший военный кассационный суд и Высший военный административный суд. В военное время могут учреждаться военные суды чрезвычайного положения. Военно-дисциплинарные суды создаются по инициативе командиров полков и более крупных воинских частей в составе военного судьи и двух офицеров соответствующего звания. Военные суды учреждаются Министерством национальной обороны в составе двух военных судей и одного офицера.


←   Назад  |   Особенности судебной власти   |   Вперёд   →



 

Ледовая книга / Настоящая книга представляет собой авторизованный перевод с эстонского языка антарктического дневника лауреата Ленинской премии Юхана Смуула.Ледовая книга
Настоящая книга представляет собой авторизованный перевод с эстонского языка ...
Теория определения сопротивления горных пород по способу каротажа / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «ГТТИ»).Теория определения сопротивления горных пород по способу каротажа
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Теория и методология географической науки / В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из представлений о том, что теория — это совокупность знаний об объективном мире, а методология — учение о знании, охватывающее его с точки зрения объекта, отражения и выражения. Исходя из этого, была выстроена трёхчленная структТеория и методология географической науки
В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из ...