Турция / Конституционные основы, характеристика формы правления
Первая конституция была принята в Турции в 1876 году. В 1920 году принимается промежуточная, вторая конституция, иначе именуемая «Национальным пактом». В январе 1921 года был принят дополнительный закон об основах организации, в котором была провозглашена республика, а Мустафа Кемаль (Ататюрк) был объявлен президентом.
В 1924 году, после завершения революции 1920–1923 годов, принимается третья конституция. Согласно ей, главным органом Республики становилось Великое национальное собрание, избираемое сроком на 4 года путём всеобщего голосования.
В 1961 году временное офицерское правительство приняло новую конституцию, в соответствии с которой был учреждён Сенат (Верхняя палата ВНСТ).
В 1980 году представители вооружённых сил республики предложили новую конституцию, вновь создававшую однопалатный парламент и ещё больше усиливавшую власть президента. В 1982 году была принята конституция Турецкой Республики, действующая и по сей день.
В 1995 году Великое национальное собрание Турции приняло значительное число поправок в конституцию, в частности, убрав из неё положение о том, что «народ согласен принять правление армии». В 1997 году Совет Национальной Безопасности предложил правительству пакет предложений по сохранению секулярного характера Турецкой Республики. Часть предложений была принята в виде законов и постановлений, имеющих силу закона.
В марте 2004 года президент Турции объявил о скорейших конституционных реформах, направленных на подготовку законодательства к вступлению в Евросоюз.
В 2007 году в результате политического кризиса, который был вызван желанием правящей партии избрать на пост главы государства своего представителя и невозможностью это осуществить вследствие процедурных казусов, был проведён референдум по вопросу о процедуре избрания президента всеобщим голосованием.
Механизм внесения поправок в конституцию сложен. Согласно ст. 175, не менее У3 членов Великого национального собрания должны проголосовать за внесение соответствующей поправки на рассмотрение. Далее это предложение обсуждается дважды на пленарных заседаниях. При условии, что 3/5 членов Собрания проголосуют за принятие предложения о поправке, оно выносится на рассмотрение Президента. Президент имеет право либо наложить вето, либо отправить предложение на рассмотрение в Конституционный суд. В случае если Собрание 2/3 голосов примет проект закона, то Президент вправе вынести рассмотрение проекта на референдум. Поправка считается принятой, если на референдуме за неё проголосует простое большинство (50 % + 1) участвовавших граждан. Кроме того, ст. 4 конституции запрещает изменение положений конституции, касающихся республиканской формы правления (ст. 1) и характеристик республики (ст. 2 и 3).
В конституции закреплены все основные права, указанные во Всеобщей декларации прав человека. Неприкосновенность личности (ст. 17), личная свобода и безопасность (ст. 19) гарантируются каждому гражданину, независимо от пола, расы и вероисповедания. Разделы 4–9 (ст. 20–27) конституции обеспечивают различные гражданские свободы — общения, выбора места жительства, религии, мысли и убеждений, а также науки и искусства. Свободы политических ассоциаций оговариваются в ст. 33. Ст. 35 закрепляет за гражданами Турецкой Республики права собственности и наследования. Разд. 10 конституции содержит статьи, призванные защитить свободы печати и средств массовой информации, за исключением тех случаев, когда им грозит арест по обвинению в совершении преступления, посягающего на территориальную и национальную целостность государства, основные принципы Республики или национальную безопасность (ст. 30).
Конституция гарантирует всем гражданам, достигшим 18 лет, равные гражданские и избирательные права, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, религиозных и политических убеждений. Право быть избранным в органы власти граждане обретают в 30 лет, право быть избранными на пост Президента — в 40 лет и при обязательном наличии высшего образования. Военнослужащие в званиях ниже офицерских, а также курсанты военных вузов и заключённые не имеют права принимать участие в выборах.
В Турции существует смешанная президентско-парламентская республика. Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент — Великое национальное собрание Турции. Главой Турецкой Республики является Президент, избираемый прямым тайным голосованием на 5 лет (не более чем на два срока). Исполнительная власть в стране представлена Советом министров, формирующимся из членов Национального собрания по представлению премьер-министра, назначаемого Президентом. Высшую судебную власть осуществляют Высшие суды общей юрисдикции — Конституционный суд и Высший кассационный суд.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Османская империя
- Республиканский период
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1973–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Парламенте по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Турции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Турции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1941 года ...
Предлагаем вашему вниманию книгу «В двух шагах от экватора». Книга рассказывает о ...