Турция / Особенности исполнительной власти
В Турции исполнительную власть осуществляют Совет министров и Президент. Президент является главой государства и обладает существенными полномочиями как в области исполнительной власти, так и в законодательной и судебной. Согласно конституции, Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к парламенту, чтобы быть как можно более объективным. Поэтому депутат, который хочет быть избранным в президенты, должен предварительно выйти из партии. Чтобы получить право быть избранным в президенты, гражданин должен удовлетворять следующим требованиям: быть старше 40 лет, иметь законченное высшее образование, иметь право быть избранным в парламент.
Согласно поправкам, которые были приняты 21 октября 2007 года, президент Турции избирается в результате прямых выборов путём тайного голосования всех граждан страны.
Президент практически не несёт прямой политической ответственности за свои действия, так как почти все его постановления заверяются Премьер-министром или профильным министром, которые, таким образом, и несут за них полную ответственность.
Президент играет ведущую роль в работе государственного аппарата. Согласно конституции, он может выступать с программным обращением на ежегодно открывающейся 1 октября сессии парламента. Он может созывать парламент на внеочередную сессию, распускать его и назначать досрочные выборы. Он утверждает принятые меджлисом законопроекты и промульгирует их. Он обладает правом отлагательного вето. Он также имеет право выносить на референдум законопроекты, которые предполагают изменение конституции, имеет право обращаться в Конституционный суд по поводу проектов законов, постановлений правительства, имеющих силу законов, части статей или всего внутреннего устава ВНСТ, если те, по его мнению, противоречат конституции. Он также может обращаться в Конституционный суд по поводу пересмотра действующего законодательства.
Что касается полномочий в области исполнительной власти, Президент выполняет ряд ключевых функций. Он назначает Премьер-министра и принимает его отставку, назначает и увольняет министров, опираясь на предложение Премьер-министра. Он может созвать внеочередное заседание кабинета министров под своим председательством. Он отправляет дипломатических представителей Турции в иностранные государства и принимает верительные грамоты от послов иностранных государств. Он парафирует международные договоры и соглашения. Действуя от имени ВНСТ, он вправе принять на себя функции главнокомандующего ВС Турции. Он назначает начальника Генерального Штаба ВС Турции. В его полномочия входит созыв под собственным председательством Совета национальной безопасности. Он имеет право объявлять чрезвычайное и осадное положения и принимать постановления, имеющие силу закона. Он также утверждает все постановления Правительства. Он имеет право смягчать или отменять наказание, предусмотренное для осуждённых, в связи с их продолжительной болезнью, инвалидностью или старостью. В его компетенцию входит назначение председателя и членов Совета государственного контроля, которому он может поручить изучение, проверку и наблюдение за государственными делами. Он избирает членов Совета высших учебных заведений и университетов.
У Президента также есть целый ряд полномочий в отношении судебной власти. Он имеет право назначать членов в Конституционный суд по представлению ряда органов. Он может назначать У4 членов Государственного совета. Он также назначает генерального прокурора республики и его заместителя, а также судей Высшего военного кассационного суда, членов Высшего военного административного суда, членов Высшего совета судей и прокуроров.
Президенту может быть объявлен импичмент. Для этого одна треть депутатов меджлиса должна внести это предложение, а затем три четверти депутатов на голосовании должны его одобрить. Импичмент в Турции возможен только в случае государственной измены Президента, во всех остальных случаях, согласно ст. 105 конституции, недопустимо обращение в какую-либо судебную инстанцию по поводу любых действий, предпринятых Президентом Турецкой Республики.
По итогам выборов в ВНСТ Президент Турции назначает главу победившей партии на пост Премьер-министра. Тот, в свою очередь, должен предложить министров, а Президент одобряет их кандидатуры. Только после того, как Правительство было сформировано, в пределах семи дней оно должно представить свою программу парламенту. Парламент же должен одобрить программу и вынести вотум доверия. Если в течение 45 дней после представления программы и правительства ВНСТ последний не одобряет его, Президент вправе после консультаций с председателем парламента распустить законодательное собрание и объявить новые выборы. Та же процедура действует и в случае неподтверждения полномочий премьер-министра и правительства, предложенных вместо прошлого Правительства, ушедшего в результате вотума недоверия или по схожим причинам.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Османская империя
- Республиканский период
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1973–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Парламенте по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Турции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Турции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В поисках Индии. Великие географические открытия с древности до начала XVI века Первые дальние плавания народов Средиземноморья. Необыкновенные путешествия ...
Величайшие реки мира История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история ...
Конго глазами художника Автор посетил Конго-Браззавиль, где провёл своё детство. Он прошёл по большим ...