Турция / Религия и государство, роль религии в политике

История религиозных верований на территории Малой Азии уходит в глубокую древность. Среди крупных восточных культов можно отметить фригийские мистерии Аттиса и Кибелы, получившие широкое распространение в эллинистический период. Это был типичный малоазийский культ плодородия, служители которого отождествляли себя с древними хтоническими божествами (корибанты, кабиры, куреты и пр.). По свидетельствам римских писателей (Апулей, Катулл), корибанты достигали экстаза с помощью ритуальных плясок и порой доходили до самооскопления. Служители Реи-Кибелы, матери богов, практиковали оргии с целью достичь «очищения» (катарсис) или «священного неистовства», что способствовало широкому распространению культа в народных массах.

Тюркские племена в Анатолии первоначально придерживались племенных верований (шаманизм). Впоследствии языческие культы смешались с зороастризмом (в том числе реформированным), позднее с манихейством и до сих пор продолжают оказывать влияние на религиозную жизнь Турции в рамках различных течений неортодоксального ислама. Езидизм, национальная религия курдов-езидов, берет своё начало в доисламском курдском язычестве и включает многие элементы гностического христианства и суфизма.

Малая Азия является колыбелью христианства. В Антиохии римские власти впервые употребили само название «христиане» по отношению к множеству различных церквей, члены которых верили в Христа. Апостол Павел странствовал по территории современной Турции, проповедуя новую религию спасения. Именно здесь христианство становится мировой религией, выходя за рамки иудейских общин. На Первом Вселенском соборе (325) в Никее (совр. Изник) был сформулирован Символ веры, в котором нашла отражение ранняя антиарианская полемика.

В 330 году Константин Великий официально утверждает православие в качестве государственной религии Восточной Римской империи. В эпоху Вселенских соборов христологические споры между духовными авторитетами церкви привели к возникновению несторианства. Среди других важных этапов развития церкви можно отметить иконоборческое движение, а также проблему примата римского епископа, которая, наряду с политическими разногласиями, привела к разделению церкви на Римско-католическую и Православную. Со времён взятия Константинополя крестоносцами в Турции проживает небольшое количество католиков (35 000 человек); протестантские объединения существуют с XIX века.

Турецкие протестанты (баптисты, адвентисты седьмого дня и др.) являются религиозным меньшинством (менее 1 % населения; среди протестантов много армян) и объединены в рамках организации Альянс протестантских церквей.

Турки начали массово принимать ислам спустя почти триста лет после его возникновения; к X веку уже существовали многочисленные турецкие общины как суннитского, так и шиитского вероисповеданий. Шииты (около 300 000 человек) проживают в вилайете (районе) Карс на востоке страны, а также в Стамбуле. Сунниты, преимущественно ханафитского толка, составляют подавляющее большинство населения современной Турции (почти 98 %, около 63 миллионов человек). Турецкий ислам имеет ярко выраженную национальную специфику, что, в первую очередь, связано с деятельностью суфийских орденов. Многие ордены в своей вероучительной практике (акыда) отошли от традиционного суннитского ислама (ахль уссунна уаль-джама’а) и существуют в виде обособленных религиозных культов. К ним, в частности, относится ранее (до 1826 года) связанный с военным корпусом янычаров орден Бекташи, а также группы алевитов. Несмотря на определённое сходство с иснаашаритами (крупнейшее шиитское течение, так называемые «двенадцатиричники») в вопросах, связанных с концепцией имамата, алевиты не придерживаются целого ряда религиозных практик, предписанных ортодоксальным мусульманам (хадж, аурат у женщин, пост в Рамадан). Алевиты (численность почти 14 миллионов человек, около 20 % населения) не являются признанным религиозным меньшинством и зачастую становятся жертвами дискриминационной политики. Многие из них придерживаются левых политических взглядов и симпатизируют марксизму.

Хотя создание религиозных братств по политическим причинам было запрещено в 1923 году, влияние суфизма на религиозную жизнь Турции и сегодня остаётся определяющим, особенно в сферах образования, СМИ и культуры. Ордены объединяют членов крупных турецких диаспор за рубежом, воздействуют на политические процессы. Среди крупных тарикатов, существующих в Турции, можно выделить такие, как накшбандийский, кадирийский, рифаийя, мевлеви (основан в XIII в. в Турции суфийским поэтом и философом Дж. Руми) и некоторые другие. Несмотря на то что доктринальные различия между группами достаточно велики, для всех характерно наличие харизматического лидера (шейха), мистико-аскетические практики и символическое истолкование Корана (та’виль).

С момента создания республики фундаменталистские группы постоянно оказывали противодействие распространению секулярных принципов, заложенных в конституции республики, а с 1950-х годов начали активно искать пути воздействия на политику. Под их давлением тенденции модернизации и вестернизации постепенно отходят на второй план в общественно-политической жизни, что даёт повод многим европейским правозащитным организациям критиковать ситуацию с соблюдением в стране прав человека. Особенно остро обсуждается вопрос о статусе религиозных меньшинств.

После запрета в 2001 году радикальной партии «Рефах» представители консервативного ислама сделали ставку на достижение постепенного контроля над политической системой. Сторонники секулярного наследия Кемаля, среди которых много военных, пытаются противодействовать «мягкой» исламизации, которую проводит Партия справедливости и развития (АКП) под руководством премьер-министра Эрдогана (бывшего члена «Рефах»).

Обострение проблемы курдского сепаратизма в 2007 году и поддержка Брюсселя на сегодняшний день обеспечивают военному истеблишменту прочные позиции в политической жизни страны. Несмотря на активную происламскую риторику, партия Эрдогана пока не выдвигает никаких радикальных требований ни в вопросах внутренней политики (образование, положение немусульманских меньшинств), ни в вопросах международного сотрудничества (отношения с США, проблема евроинтеграции).

На протяжении последних ста лет социальные концепции турецкого ислама развивались в активном взаимодействии с европейской (особенно французской) политической мыслью. Формально принцип секуляризма закреплён в качестве конституционного законом 1937 года; официальная религия отсутствует. Согласно ст. 24 действующей конституции, в республике гарантируется свобода вероисповедания; никто не может быть принуждён к участию в религиозных обрядах; граждане вправе свободно изменять свои религиозные убеждения; запрещается использование религии в политических целях.

Серьёзным фактором в религиозной жизни Турции остаются немусульманские общины. Департамент религиозных объединений контролирует деятельность церквей, монастырей и синагог.

Крупнейшее объединение христиан в Турции — Армянская апостольская церковь (50 000 человек), наряду с которой существуют Сирийская (православная якобитская) церковь (численность около 17 000 человек), а также небольшое число православных греков (2 000 человек) и несториан (менее 1 000 человек).

Определённые нарекания со стороны автокефальных православных церквей вызывает позиция Стамбульского патриархата (Фанар), который позиционирует себя в качестве вселенского патриархата и вмешивается в процессы, происходящие на канонических территориях других православных церквей. Существующая тенденция такова, что численность христиан в Турции уменьшается. В ходе визита Папы Римского Бенедикта XVIII в Турцию в 2007 году обсуждались эта и многие другие проблемы, например, межрелигиозный диалог в контексте экуменической политики Ватикана на востоке и положение эмигрантов из Турции.

Масонский орден играл видную роль во многих событиях турецкой истории начиная с середины XVIII века. Большое количество лож различных ветвей европейского масонства возникло в Турции в период Крымской войны, однако наибольшее распространение они приобрели в 1908–1923 годах. До сих пор Великая ложа Турции является одной из самых влиятельных организаций в стране; среди её членов — высший генералитет, государственные чиновники, представители интеллигенции.

Историю евреев в Турции можно проследить вплоть до древнейших времён: согласно археологическим данным, еврейское поселение существовало в городе Сардис ещё в IV веке до н. э. Византийская и Османская империи предоставляли евреям статус автономной общины, причём объем прав и свобод был значительно шире, чем в западноевропейских государствах.

Так, после изгнания сефардов из Испании многие из них переселились в Стамбул. Важным событием в религиозной жизни евреев Турции стал переход в ислам Саббатая Цви, одного из известнейших лжемессий иудейской религии; многие его последователи также формально принимали мусульманство. Таким образом, возникло криптоиудейское движение денме, причём некоторые исследователи отмечают связи денме с орденом Бекташи, а позднее и с масонством. На протяжении всей истории Турции денме представляли собой антисистемный элемент в государстве и в начале XX веке активно поддержали революцию младотурок. Сегодня община денме насчитывает около 2 500 человек.

В настоящее время численность евреев составляет 24 000 человек, большинство проживает в столице. Несмотря на периодические проявления антисемитизма в обществе, на протяжении последних десятилетий отношения между Турцией и Израилем развивались стабильно, особенно в области экономического сотрудничества; Турция была первым мусульманским государством, признавшим легитимность государства Израиль.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Острова в сердце Африки / Книга финляндской писательницы У.-Л.Лундберг, пишущей на шведском языке, представляет собой научно-художественное описание четырёх районов Внутренней Африки: влажного тропического леса (горы Абердэр), саванны (Серенгети-Нгоронгоро), долины реки Луангвы и пустыни Калахари. Автор рассказывает о богатоОстрова в сердце Африки
Книга финляндской писательницы У.-Л.Лундберг, пишущей на шведском языке, ...
Четыре корифея петрографии. Вашингтон, Дюпарк, Седергольм, Фогт / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство «Известия академии наук»).Четыре корифея петрографии. Вашингтон, Дюпарк, Седергольм, Фогт
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
Тихоокеанским маршрутом / Книга участника экспедиций АН СССР на научно-исследовательских судах в Тихом океане знакомит читателя с природой ряда островов, историей их заселения, современным состоянием их природных ресурсов, экономикой, культурой и бытом населения. Большое внимание автор уделяет деятельности человека на островТихоокеанским маршрутом
Книга участника экспедиций АН СССР на научно-исследовательских судах в Тихом ...