Турция / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Турция — президентско-парламентская республика, верховную власть в которой осуществляет избираемый населением президент. Согласно поправкам 2007 года, кандидатуры на пост главы государства выдвигаются из числа членов ВНСТ и других граждан Турции.

Парламент республики избирается гражданами Турции путём прямого тайного голосования на основе всеобщего избирательного права сроком на 4 года (согласно поправкам 2007 года). Правительство формируется главой Совета министров, назначенным президентом по итогам парламентского голосования, из числа членов партии, занимающей большинство мест в парламенте. Если же на национальных выборах ни одна из партий не получила большинства голосов, коалиция партий вправе сформировать правительство сроком на 6 недель. Если в течение этого срока не будет сформирован новый Совет министров, Президент вправе распустить парламент и назначить новые выборы.

В течение недели после формирования правительства парламент решением простого большинства выносит решение о доверии вновь образованному Совету министров.

В случае если парламентское большинство выражает правительству (в любой период его функционирования) вотум недоверия, министры уходят в отставку.

Наряду с Советом министров и ВНСТ центральную власть в республике осуществляют Совет государственного контроля и Совет национальной безопасности. Совет государственного контроля образуется при Президенте с целью содействия эффективному функционированию управления и соблюдению законов.

Совет национальной безопасности состоит из премьер-министра, начальника Генштаба, министра национальной обороны, министра внутренних дел и иностранных дел, командующих армии, флота и воздушных сил, а также Главнокомандующего жандармерии, и осуществляет политику в области национальной безопасности.

Президент республики наделён широкими полномочиями в области управления государством: так, например, все решения и постановления, подписанные президентом, не могут быть обжалованы или изменены ни одной инстанцией. Единственным способом влияния, предусмотренным для законодательной власти, является процедура импичмента.

Президент Республики может быть привлечён к ответственности за государственную измену по предложению не менее одной трети от общего числа членов Великого национального собрания Турции; решение считается принятым, если за него проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Собрания.

При выдвижении законопроекта Президент имеет 15-дневный срок для его промульгации. В случае если законопроект отправляется в ВНСТ для доработки и возвращается президенту в неизменном виде, то он обязан его принять, если Великое национальное собрание Турции вносит изменения в возвращённый закон, Президент Республики может снова вернуть изменённый закон в Собрание.

Конституция 1982 года ослабила роль Национального Собрания и законодательной власти в целом, наделив Совет министров правом издавать инструкции, регулирующие порядок исполнения законов. Вместе с тем следует отметить, что функционирование Совета министров напрямую зависит от одобрения его работы Президентом, обладающим правом смещения с должности любого министра и назначения нового кандидата. Таким образом, принцип разделения властей, провозглашаемый турецкой конституцией, действует, тем не менее, в пользу доминирования исполнительной власти и расширения президентских полномочий.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Африка. Энциклопедический справочник (комплект из 2 книг) / Энциклопедический справочник «Африка», выпускаемый издательством в 2-х томах, отражает важные социально-экономические и политические перемены, происходящие на Африканском континенте. В справочнике освещаются самые различные стороны экономического развития, географии, истории, идеологии и культуры афАфрика. Энциклопедический справочник (комплект из 2 книг)
Энциклопедический справочник «Африка», выпускаемый издательством в 2-х томах, ...
Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX века / Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX столетия. По описанию Хорунжего Н. И. Потанина. Омск, 1896 год. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1896 года (издательство «Омск»).Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX века
Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX столетия. По описанию Хорунжего ...
Практикум по физической географии материков и океанов / Пособие содержит задания и вопросы для проведения лабораторных и практических работ и организации самостоятельной работы студентов по физической географии материков и океанов. В пособие включены географическая номенклатура, списки специальных терминов и понятий, занимательные географические материалПрактикум по физической географии материков и океанов
Пособие содержит задания и вопросы для проведения лабораторных и практических ...