Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Либерия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Учреждения ООН: МАГАТЭ, Международная финансовая корпорация, Международный фонд развития сельского хозяйства, Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, МОТ, МВФ, Движение неприсоединения, ЮНКТАД, ЮНЕСКО.

Международные блоки и региональные организации: Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, ИКАО, МКСП, МАР, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Интерпол, МОК, Международная организация по вопросам переселения (миграции), Международный союз телекоммуникаций, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, Всемирный почтовый союз, ВКТ, ВФП, ВОЗ, ВОИС, ВМО.

Экономические организации: Африканский банк развития, ЭКОВАС, МБРР, ИФАД, МФСР, МФК.

На протяжении всей истории Либерии эта страна поддерживала самые тесные связи с США. Американская элита управляла государством вплоть до переворота 1980 года. Американские частные инвестиции превалировали в экономике Либерии. Кроме того, между двумя странами был заключён двусторонний оборонительный договор. Хотя США не одобряли режима Доу, договоры оставались в силе. США были основным кредитором Либерии.

Во внешнем мире отношение к переменам в Либерии 1980 было неоднозначным. Переворот приветствовали в Ливии, Эфиопии, Кубе, Восточной Европе.

Что касается Сьерра-Леоне, Нигерии, Кот-д’Ивуара, то они хранили молчание или выражали неодобрение новому режиму. В частности, 25 апреля 1980 года министру иностранных дел Либерии было отказано посетить Лагос (Нигерия) для участия в сессии ОАЕ. 12 мая его не пригласили на сессию ЭКОВАС (Организация экономического сотрудничества стран Западной Африки). 27 мая Доу было отказано участвовать во встрече глав государств в Ломе (Того). Особенно ухудшились отношения с Нигерией, «сверхдержавой» Западной Африки. Она закрыла своё посольство в Монровии. В ответ было закрыто посольство Нигерии. Либерия прервала свои отношения с Кот-д’Ивуаром, Сьерра-Леоне, ЭКОВАС, Союзом реки Мано. Первым нормализовал отношения с Доу Секу Туре, президент Гвинеи. Он пригласил его с визитом к себе, потом стал посредником в нормализации отношений Либерии с другими африканскими странами. 16 июня 1980 года в Абиджане состоялась встреча Доу с президентами Кот-д’Ивуара, Сьерра-Леоне, Гвинеи, Того, а в конце июня эти лица посетили Монровию.

К лету 1980 года новому режиму стало ясно, что экономически Либерия полностью зависит от Запада, и Доу сменил курс. Были восстановлены традиционные отношения с США, Израилем. Ориентация на Запад стала однозначной. Соединённые Штаты пошли на нормализацию отношений, учитывая, прежде всего, стратегическое значение Либерии. В мае 1980 году делегация США высокого ранга посетила Либерию. Она констатировала, что в Либерии размещены: 1) передатчик «Голоса Америки»; 2) телекоммуникационный центр для связи с посольствами во всей Тропической Африке; 3) глобальная навигационная система «Омега» для определения местонахождения кораблей и самолётов. Интерес США к этой стране определялся также тем, что в ней живут 3,5 тысячи американских граждан, в её экономику инвестировано 350 миллионов долларов, её аэропорт в Робертсфилде используется для полётов самолётов американской компании «Пан-Америкэн».

С некоторыми странами Запада отношения налаживались непросто. Многое их омрачало. Так, 14 июня 1980 года солдаты Доу ворвались в посольство Франции и арестовали укрывшегося там А. Бенедикта Толберта, сына бывшего президента. Франция, естественно, заявила решительный протест в связи с нарушением экстерриториальности её представительства, и отношения двух стран резко ухудшились.

Несмотря на наличие отдельных нерешённых вопросов в отношениях с Западом, было очевидно, что режим Доу отказался от курса на переориентацию традиционной внешней политики Либерии. Это стало совершенно ясно, когда в середине 1981 года было закрыто посольство Ливии и резко сокращён состав сотрудников посольства Советского Союза. Если в первые месяцы после переворота 1980 года сотрудничество с соцстранами складывалось нормально, то отныне ситуация резко изменилась, и в 1983 году посол СССР Анатолий Уланов был выдворен из Либерии, а к 1985 году обе страны закрыли свои посольства.

Ещё в 1998 году Либерия обвинила Гвинею в дестабилизации ситуации в стране путём участия в операции ЭКОВАС. Гвинея отрицала обвинения. Этот конфликт совпал с усилением напряжения в отношениях между Либерией, Ганой и Нигерией, которые обвиняли Либерию в оказании помощи повстанцам в Сьерра-Леоне. В результате Нигерия вывела свои миротворческие войска из Либерии.

Кроме того, в апреле 1999 года гвинейцы вторглись в Северо-Западную Либерию. Хотя после этого и была создана трёхсторонняя комиссия для разрешения этого конфликта, и уже в октябре 1999 года и феврале 2000 года были снова открыты границы с Сьерра-Леоне и Гвинеей соответственно.

В связи с непрекращающимися военными столкновениями во всех трёх странах в 2001 года в Западной Африке вновь разыгрался региональный конфликт между военными Гвинеи и Сьерра-Леоне, повстанцами из Либерии и некоторыми племенами из Сьерра-Леоне с одной стороны и либерийской армией, сопротивленцами из Сьерра-Леоне и Гвинеи — с другой. Основной причиной конфликта были богатые алмазами территории, продажа же драгоценных камней позволяла закупать орудие для борьбы с внутренними политическими врагами.

В феврале 2002 года состоялась встреча президентов Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинеи, на которой наконец было достигнуто соглашение об усилении обороны границ, репатриации беженцев и тому подобное, однако полностью отношения между странами восстановлены не были.

Основные направления внешнеполитического курса переходного правительства — это отношения с ближайшими соседями, прежде всего по Союзу реки Мано. О серьёзных намерениях развивать отношения на этом направлении свидетельствуют первые зарубежные поездки главы НППЛ, совершенные им в Сьерра-Леоне, Гвинее, Кот-д’Ивуаре и Буркина-Фасо.

Серьёзное отношение придавалось развитию отношений с ЭКОВАС и, естественно, со странами—лидерами Сообщества — Ганой и Нигерией. Между лидерами этих стран проводятся регулярные консультации.

После разрыва отношений с Тайванем открылись перспективы сотрудничества с КНР. Правительство КНР восстановило работу своего посольства в Монровии, а посетивший Либерию в декабре 2003 года высокопоставленный чиновник МИД Китая подписал, от имени китайского правительства, соглашение с НППЛ об экономическом и техническом сотрудничестве. Высокий уровень сотрудничества поддерживается с ООН. Учитывая вовлечённость Организации в урегулирование конфликта и масштабность стоящих перед ней задач в плане оказания содействия НППЛ, отношения с ООН будут оставаться в центре внимания либерийского руководства на длительную перспективу.

Сейчас Либерия также пытается установить дипломатические отношения с Кубой и Ливией.

Дипломатические отношения между бывшим СССР и Республикой Либерией установлены 11 января 1956 года. Посольства в столицах обеих стран были открыты в 1972 году.

В 1970–1980 годах между нашими странами был заключён целый ряд соглашений, однако требуется инвентаризация юридической базы. В 1977–1978 годах состоялся обмен парламентскими делегациями. Россия подписала с Либерией ряд двусторонних документов: в 1979 году — Торговое соглашение; в 1980 году — Соглашение о воздушном сообщении; 1981 году — Соглашение о сотрудничестве между Гостелерадио СССР и Либерийской радиовещательной и телевизионной системой; 1985 год — Соглашение об обмене информацией между ТАСС и Либерийским агентством новостей. В связи с началом в декабре 1989 года в Либерии гражданской войны все российские загранучреждения в Монровии к июню 1990 года были закрыты. В целях придать импульс двусторонним отношениям с нашей страной в марте 2000 года Москву посетил спецпредставитель президента Ч. Тейлора госминистр Дж. Тейлор, который был принят заместителем министра иностранных дел Российской Федерации С. А. Орджоникидзе и имел беседы в ряде федеральных органов власти. В ходе состоявшейся беседы были обсуждены вопросы состояния и перспективы развития двусторонних отношений. Госминистр информировал о тех трудностях, с которыми либерийское руководство сталкивается на пути возвращения страны к стабильности, национальному согласию и устойчивому экономическому развитию.

С российской стороны была высказана готовность к развитию с Либерией всесторонних взаимовыгодных связей и сотрудничества, в том числе в целях оказания либерийскому народу содействия в преодолении последствий длительной гражданской войны. Были также рассмотрены отдельные аспекты ситуации в субрегионе, а также роль в его делах Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС). Стороны выразили надежду, что визит Дж. Тейлора даст импульс оживлению двусторонних отношений между нашими странами. Достигнута принципиальная договорённость об открытии в Москве посольства Либерии. В феврале 2004 года в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1509 от 19 сентября 2003 года Россия направила в состав Миссии ООН в Либерии до 40 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составе международного полицейского персонала в Либерии. На август 2004 года общая численность россиян в составе МООНЛ составила 27 человек.

Российские авиаперевозчики активно включились в работу по обеспечению Миссии ООН в Либерии. Самолёты ряда авиакомпаний России совершают рейсы в Монровию, доставляя грузы по линии ООН. ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» выиграла тендер и подписала с ООН два контракта на транспортное обслуживание МООНЛ.

Имеются данные о наличии представителей российского бизнеса в Либерии.

В марте 2004 года В. Путин издал указ о том, что с 22 декабря 2003 года до 22 декабря 2004 года запрещаются: продажа или поставка в Либерию вооружения и связанных с ним материальных средств всех видов; предоставление Либерии услуг по техническому обучению или технической помощи. Упомянутые меры не распространяются на поставки вооружения и связанных с ним материальных средств и предоставление услуг по техническому обучению и технической помощи, которые предназначены исключительно для поддержки Миссии Организации Объединённых Наций в Либерии и использования ею, а также на названные поставки и предоставление услуг в рамках международной программы обучения и реформирования вооружённых сил и полицейских подразделений Либерии, если эти поставки и услуги заранее утверждены Комитетом Совета Безопасности ООН, учреждённым в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1521 от 22 декабря 2003 года (далее — Комитет).

Кроме того, данные меры не распространяются на поставки несмертоносного военного имущества, предназначенного исключительно для использования в гуманитарных или защитных целях. С 22 декабря 2003 года до 22 декабря 2004 года запрещаются также: импорт всех видов круглого леса и лесоматериалов либерийского происхождения, а также всех необработанных алмазов из Либерии независимо от того, либерийского происхождения такие алмазы или нет; въезд на территорию Российской Федерации или транзит через неё всех обозначенных Комитетом лиц, которые представляют угрозу мирному процессу в Либерии или занимаются деятельностью, направленной на подрыв мира и стабильности в Либерии и соседних с ней странах, имея в виду, что такой запрет не распространяется на граждан Российской Федерации. В июле 2004 года президент России В. В. Путин подписал Указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1532 от 12 марта 2004 года», в котором постановил следующее: всем государственным учреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, фирмам, банкам, организациям, иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что с 12 марта 2004 года замораживаются денежные средства, другие финансовые активы и экономические ресурсы, принадлежащие (контролируемые), прямо или косвенно, бывшему либерийскому президенту Чарлзу Тейлору, его ближайшим родственникам.

Что касается сотрудничества в других сферах, то, например, в морском регистре Либерии зарегистрировано порядка 66 судов рыболовного и торгового флота России. Ежегодно Либерии предоставляется 10 государственных стипендий для учёбы её граждан в российских вузах.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Каменные факелы Камчатки / Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? Как образуются вулканические горы? Чем обусловлено размещение вулканов на земном шаре? Что такое тихоокеанское огненное кольцо? Чем знамениты камчатские вулканы? Почему обильное тепло вулканов способствует похолоданиюКаменные факелы Камчатки
Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? ...
История поверхности Земли / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года (издательство «Госиздат»).История поверхности Земли
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года ...
Куба / Формально Куба — самостоятельная республика. На деле же она является вассалом США. В книге описывается государственное устройство Кубы, население, экономика, промышленность и внешняя торговля.Куба
Формально Куба — самостоятельная республика. На деле же она является вассалом ...