Буркина-Фасо / Основные политические традиции и этапы политического развития
В XI веке на территорию, позднее получившую название Верхняя Вольта, вторглись захватчики из Гамбаги (территория современной Ганы). Племена, проживающие на центральных и восточных равнинах, были покорены, однако западные народности не покорились захватчикам и оказали ожесточённое сопротивление. Со временем произошла ассимиляция пришельцев с местным населением, сопровождающаяся принятием его языков и религии. Потомки завоевателей составили правящую элиту государств — Ятенга, Уагадугу, Фадан-Гурма, Тенкодого. В XIV–XVI веках армией Ятенги были завоёваны территории Мали и Сонгай. Ятенга, Уагадугу, Фадан-Гурма, Тенкодого как государства существовали вплоть до XX века. Правящие элиты использовали культ предков для сплочения народностей, объявив себя потомками основателей государств. Существовали и политические предпосылки устойчивости образовавшихся государств: была создана административная система, способная поддерживать равновесие между центром и местной автономией.
В 1895 году Франция установила господство над государством Ятенга. В 1897 году метрополии удалось включить в свои владения королевство Фадан-Гурма. В 1908 по англо-французскому соглашению была зафиксирована пограничная линия между районами Верхней Вольты и принадлежавшей Великобритании северной частью Золотого Берега.
В 1959 году Верхняя Вольта стала самоуправляемой республикой под предводительством лидера Вольтийского демократического союза (ВДС) М. Ямеого. В 1960 году, 5 августа, Верхняя Вольта стала независимым государством. Первым президентом страны стал Ямеого. Пробыв у власти два президентских срока, Ямеого, оказавшийся не в состоянии предотвратить студенческие волнения, был смещён с поста в результате военного переворота в 1966 году.
В результате путча к власти пришёл полковник С. Ламизана, занявший одновременно посты президента и премьер-министра. Он установил в стране военную диктатуру, прекратил действие конституции на четыре года, распустил Национальное собрание, ввёл запрет на политическую деятельность и превратил Верховный суд военных сил в главный орган государственной администрации. В 1970 году Ламизана провёл референдум по принятию новой конституции, основу которой составили принципы гражданского правления. В действие эта конституция вступила только через четыре года. Одновременно с принятием конституции прошли выборы в законодательный орган, в которых ВДС получил большинство голосов. Однако в 1974 году генерал Ламизана восстановил военную диктатуру и вновь распустил Национальное собрание. На выборах 1978 года ВДС набрал наибольшее число голосов, Ламизана был переизбран на пост президента. В следующие два года в стране происходил резкий спад экономики, приведший к массовым беспорядкам и в конце концов к смещению Ламизаны с поста.
До 1980 года Верхняя Вольта, несмотря на ограничение деятельности всех, кроме находящихся у власти, политических объединений, оставалась одной из двух многопартийных демократий (наряду с Сенегалом) на территории бывшей французской колониальной империи в Африке. В 1980 году к власти пришёл полковник С. Зербо. Он сформировал правительство национального восстановления, распустил действующее Национальное собрание и снова отменил конституцию.
Группа военных, обвинившая Зербо в государственном терроре, захватила власть в 1982 году под предводительством Жан-Батиста Уэдраого. Капитан Томас Санкара, назначенный премьер-министром, возглавил ещё один военный переворот, свергнувший режим Уэдраого. Санкара сформировал Национальный совет революции (НСР). В 1984 году Санкара переименовал страну в Буркина-Фасо, объявил переход к развитию социальной политики, всеобщей грамотности, начал налаживать отношения с Ганой и развивать экономические связи с Бенином и Ливией. После визита в Буркина-Фасо ливийского лидера Каддафи в 1985 году Санкара заявил о создании по примеру Ливии системы Джамахирии, характеризующейся сближением политики правительства с пожеланиями граждан путём создания комитетов защиты революции (КЗР).
В 1987 году Санкара был убит во время военного переворота, организованного его ближайшим соратником, капитаном Блэзом Компаоре. Были распущены НСР, КЗР, получили отставку верховные комиссары в провинциях, вместо НСР был создан Народный фронт. В марте 1988 года Б. Компаоре предпринял масштабную реорганизацию правительства. В рамках своей программы реконструкции он опирался на профсоюзы, племенных вождей, состоятельных граждан и военную элиту. Однако реформы Компаоре не были широко поддержаны населением. В 1989 году была предпринята попытка сместить его с должности, не увенчавшаяся успехом. Необходимость создания более демократического правительства стала явной, и в 1991 году была принята новая конституция, действующая до сих пор. Была введена многопартийная система. В этом же году было сформировано новое правительство, состоявшее из 28 министров и 6 государственных секретарей. К ядру Народного фронта, Организации за народную демократию — Движению труда (ОНД-ДТ), принадлежал 21 человек из состава нового правительства.
В 1991 году Б. Компаоре, уволившийся из вооружённых сил, как этого требовала конституция, выдвинул свою кандидатуру на очередные президентские выборы. В это же время усилилось противостояние между Народным фронтом и оппозицией. Оппозиция, объединившись в Конфедерацию демократических сил, угрожала бойкотировать выборы и требовала проведения национальной конференции. В ответ на это Компаоре предложил провести референдум по образованию временных организаций. Однако это предложение было отозвано под давлением сторонников правительства. В результате кандидаты от оппозиции отказались участвовать в выборах, и Компаоре был вновь переизбран на пост президента республики.
В 1992 году на пост премьер-министра был назначен экономист Уэдраого, который покинул пост в 1994 году после обвала национальной валюты и последующего разрыва соглашения по оплате труда с профсоюзами. Новым главой правительства страны стал Марк Кристиан Рок Каборе. После его ухода на посту его сменил Кадре Уэдраого.
В январе 1997 года парламент принял поправки к конституции и новый закон о выборах. Были сняты ограничения на продление пребывания президента у власти (до того он мог занимать свой пост не более двух сроков подряд), а число мест в парламенте было увеличено со 107 до 111. Число провинций возросло с 30 до 45. В апреле 1998 года правительство Компаоре объявило о создании независимой избирательной комиссии, в обязанности которой входила организация президентских выборов. Целью создания комиссии было желание сделать процесс более прозрачным. Большинство оппозиционных партий отвергли предложение о создании комиссии, угрожая бойкотировать выборы, пока не будут проведены реформы. После неудачных переговоров Компаоре с лидерами оппозиции президентские выборы были проведены, и лидер победил в втором туре, обойдя кандидатов от оппозиционных партий.
После острого социально-политического кризиса 1997–1999 годов в стране наступил период стабильности вследствие создания в 1999 году Коллегии старейшин из бывших глав государства, религиозных и этнических лидеров и авторитетных граждан для содействия в расследовании громких нераскрытых преступлений; Комитета по выяснению обстоятельств гибели бывшего президента Т. Санкары; Комиссии по национальному примирению для расследования фактов экономических преступлений, совершенных с 1960 года.
В 2000 году с поста премьер-министра ушёл Кадре Уэдраого. Новым главой правительства стал Э. Йонли. В апреле 2000 года парламент внёс изменения в законодательный кодекс и принял поправки к конституции, согласно которым президент избирается на 5 лет (прежде 7) и может пребывать у власти только 2 срока подряд. Были внесены изменения в порядок формирования Национального собрания, в соответствии с которым 90 членов парламента (из 111) избираются по региональным спискам, а 21 — по национальным.
5 мая 2002 года состоялись очередные парламентские выборы. Правящая партия Конгресс за демократию и прогресс, получив 57 мест (из 111), сохранила большинство. Оппозиция получила 54 места. На президентских выборах, состоявшихся 13 ноября 2005 года, был переизбран Б. Компаоре. За него проголосовали 80,5 % избирателей. Правящая партия также выиграла последние парламентские выборы 6 мая 2007 года, получив в итоге 73 места в парламенте. Так и на выборах 21 ноября 2010 года Блэз Компаоре был вновь выбран президентом страны, набрав 80,15 % голосов избирателей. После волнения в военных казармах президентского полка 15 апреля 2011 года, Компаоре отправил в отставку правительство и начальников штабов сухопутных войск, а также сместил командующего президентским полком. 22 апреля 2011 года Компаоре назначил себя министром обороны страны.
← Назад | Основные политические традиции и этапы политического развития | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2010 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1966–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2 декабря 2012 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Буркина-Фасо в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Буркина-Фасо в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге «Глубина 11 тысяч метров» рассказывается о создании и погружении ...