Алжир / Алжир под властью арабов

В VII веке Северная Африка была завоёвана арабами. Первый военный поход арабов в Северную Африку, начавшийся в 642 году, был скорее следствием инициативы арабских военачальников в Египте, чем осознанной политикой халифата. В это время основные силы арабов воевали на востоке с сасанидским Ираном. Однако с решением иранского вопроса на востоке и приходом к власти в халифате династии Омейядов (661 год) арабские войска начали наступление на запад. Омейяды осознали необходимость захвата североафриканских территорий для более эффективного контроля над Средиземным морем. В 670 году арабская армия основала город Аль-Караван, ставший базой арабских операций в регионе. К 711 года африканские владения Византии были полностью захвачены арабами и берберами. Эти земли получили арабское имя Магриб (арабское, «запад»). Начался процесс арабизации и исламизации территории.

Хотя кочевники-берберы были довольно быстро обращены в новую веру, до XII веке христианская и иудейская общины сохраняли значительное влияние на дела Алжира. Более того, переход берберов в ислам не привёл к гармоничному сосуществованию с новыми хозяевами Северной Африки. Берберы были обложены высокими налогами, их нередко обращали в рабство и относились как к мусульманам второго сорта. Поэтому ислам среди берберов Северной Африки распространялся в форме хариджизма. Берберов привлекало, прежде всего, эгалитаристское учение хариджитов, а также то, что это учение предполагало оппозицию к омейядским (дамаскским), а позже аббасидским (багдадским) халифам. Впрочем, доктринально хариджизм мало отличался от традиционного суннизма. Это позволило суннитским теологам основать в Аль-Караване ставшую знаменитой религиозную школу, способствовавшую распространению ислама на всем протяжении IX и X веках.

Вследствие недовольства политикой арабских завоевателей, а также ослабления халифата Омейядов в 739–740 годы в Северной Африке произошли открытые антиарабские выступления под хариджитскими знамёнами. За десятилетие с 740 по 750 годы арабы почти полностью потеряли контроль над североафриканскими провинциями. Они сумели удержать только отстроенные за годы пребывания в Северной Африке военные лагеря, окружённые со всех сторон враждебными племенами. Самым крупным из арабских военных центров оставался город Аль-Караван.

В результате восстания берберам-хариджитам удалось основать несколько теократических племенных королевств, но большинство из них просуществовало недолго. Приход к власти в 750 году новой династии Аббасидов привёл к временному восстановлению центральной власти в Арабском халифате. Однако раздача земель знати и повышение налогов привело к волне восстаний в разных частях халифата, что позволило эмирам (арабское, «наместник халифа») Кордовы (Испания), Марокко и Восточного Магриба (Алжир и Тунис) отделиться от халифата. В VIII–IX веках в Северной Африке образовалось три практически независимых от Багдада эмирата: идриситов (территория нынешнего Марокко), рустамидов (территория нынешнего Алжира) и аглабидов (территория нынешнего Туниса). Эмират рустамидов, занимавший значительную часть территории Алжира, был создан в 777 году.

Столицей эмирата стал город Тахарт, расположенный на пересечении транс сахарских караванных путей, что способствовало экономическому процветанию эмирата. Основателем эмирата был Абд ар-Рахман ибн Рустам (предположительно иранец по происхождению). В отличие от многих берберских племен Магриба алжирские хариджиты восприняли умеренный вариант хариджитского учения — ибадизм. В 777 году Рустам был признан имамом всех ибадитов. Город Тархат довольно быстро стал крупным экономическим и культурным центром. Сюда стекалось население многих африканских провинций, причём немалую роль стали играть христиане. Оказавшись в окружении шиитов-идрисидов на западе и суннитов-аглабидов на востоке, рустамиды опирались на помощь кордовских правителей и установили обширные экономические и культурные контакты с Андалузией. Умеренное религиозное учение и обширные торговые связи способствовали относительно бесконфликтному существованию эмирата вплоть до фатимидского завоевания в 909 году.

К концу IX века. пошатнулись позиции аглабидских и рустамидских властителей. Шиитско-исмаилистская проповедь пришедшего из Сирии фатимидского проповедника (даси) Абу Абдаллаха нашла поддержку у одного из наиболее крупных берберских племён — кетам. Под предводительством Абу Абдаллаха племя кетам в 909 году захватило Тахарт. Однако власть Фатимидов вызывала неприязнь как хариджитов, так и суннитов, поэтому в 941–947 годах Фатимидам с трудом удалось подавить мощное хариджитское восстание под предводительством Абу Язида. Большую роль в подавлении хариджитского восстания сыграли оседлые берберы Большой Кабилии — племя санхаджа. В 969 году Фатимиды захватили Египет и основали там новый город Аль-Кахир (Каир), ставший столицей их государства. В 970 году Фатимиды присоединили Сирию и Палестину, а несколько позже Западную Аравию с Меккой и Мединой. После переноса столицы фатимидского имамата в Каир в 972 году. Фатимиды передали власть в Алжире вождю берберов санхаджа Бологгину ибн Зири. Он стал основателем династии Зиридов — фатимидских наместников в Магрибе. В начале XI века фатимидские правители приняли титул халифов, причём их притязания были признаны во многих частях мусульманского мира.

Однако в XI веке могущество халифата Фатимидов ослабевает. В 1014 году произошёл раскол среди правящей верхушки сан-хаджей, приведший к разделу Магриба. Арабская Ифрикия (нынешний Тунис) осталась под управлением Зиридов, а Алжир перешел под власть боковой ветви Зиридов — Хаммадидов. Борясь с Зиридами, Хаммадиды порвали с фатимидским государством и признали верховную власть халифата Аббасидов. В течение всего правления Хаммадидам пришлось вести упорную борьбу с нашествиями берберов-кочевников из Сахары. В XI веке в Северной Африке зародилось движение альморавидов — суннитское движение за религиозное обновление. К середине XI века альморавиды захватили Марокко, в 1082 году вторглись в Алжир и захватили западную часть страны, включая Тлемсен. Приняв на службу кочевые арабские племена, Хаммадиды смогли отразить нашествие альморавидов и отбить Тлемсен в 1102 году. Однако упадок торговли и земледелия вследствие нашествия кочевников ослабил Хаммадидское государство.

В 1152 году власть Хаммадидов пала под ударами войск аль-мохадов, захвативших до этого Испанию и Марокко. В период правления альмохадов в Алжире сформировался ряд институтов: акт (пожалование земли за военную службу), государственный контроль над производством, привилегии племенам мазхен. Однако продолжавшийся упадок торговли и земледелия, а также начавшаяся в Испании Реконкиста привели к распаду Альмохадской державы.

В 1235 году в Алжире сформировалось племенное государство абдальвадидов. Его основателем стал вождь зенатского племени Бану Абд аль-Вад Ягморасан ибн Зайян. В условиях продолжающегося ослабления Центрального Магриба государство абдальвадидов постоянно подвергалось нападениям более могущественных тунисских и марокканских соседей. Фактически под их ударами страна распалась на отдельные эмираты, независимые города и территории бедуинских племён, слабо связанные между собой.


←   Назад  |   Алжир под властью арабов   |   Вперёд   →



 

Между Гималаями и Аравийским морем / Книга написана почвоведом, доктором географических наук В.М.Фридландом, изучавшим в экспедиционных условиях почвы Западного Пакистана, возможности их улучшения и расширения орошаемых площадей. В книге многосторонне рассмотрены трудности, возникающие в сельском хозяйстве пустынных территорий как при Между Гималаями и Аравийским морем
Книга написана почвоведом, доктором географических наук В.М.Фридландом, ...
Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным / Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых по геохимическим данным основан на использовании функции связи объёма руды и содержания металла в объектах любого ранга. Метод использует модель вычисления, принятую при оценке промышленных запасов месторождений со слоКоличественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...
Иллюстрированная энциклопедия лесов / Раньше лес упрощённо считали «средой, в которой растёт большое количество деревьев». Автор смотрит на лес иначе — как на цельный организм, состоящий из бактерий, грибов, мхов, Растений, кустов, простейших, червей, моллюсков, земноводных, насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих, живущих под сенью лИллюстрированная энциклопедия лесов
Раньше лес упрощённо считали «средой, в которой растёт большое количество ...