Алжир / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Официальная идеология Алжира основана на смеси социализма, ислама и арабского национализма.

После освобождения от колониальной зависимости наиболее привлекательной политической моделью для Алжира стала советская модель народной демократии, признававшая за государством особые полномочия и не препятствовавшая сохранению ряда общинных элементов в жизни страны. После обретения независимости в 1962 году Алжир провозгласил политику социалистической ориентации. По существу, под «социализмом» в данном случае понимался этатизм в политике и создание сильного государственного сектора в экономике. Эта ориентация сохранялась на протяжении 1970-х и начала 1980-х годов. В конституцию Алжира 1976 года был включён раздел «О социализме». В ст. 10, 12 и 195 конституции 1976 года говорилось о необратимости выбора алжирского народа. Подчёркивалось, что социализм — «единственный путь, способный упрочить национальную независимость, создать общество, свободное от эксплуатации человека человеком и обеспечить свободное развитие и расцвет личности». Особо отмечалось, что «никакой законопроект, направленный на пересмотр конституции, не может посягать на социалистический выбор».

Конституция 1976 года подчёркивала руководящую роль государства в создании национальной экономической структуры. В ст. 29 говорилось, что «государство руководит национальной экономикой и обеспечивает её развитие на основе научного планирования, оно является главным орудием преобразования экономики и всех социальных отношений». В то же время даже в 1970-х годах правящая партия не могла полностью игнорировать исламский идеологический фактор. В программном документе Алжирского правительства — Национальной хартии говорилось об отсутствии прямой связи алжирской концепции социализма с марксизмом и о национальном и исламском характере этой концепции. В частности, в Национальной хартии утверждалось, что ислам принёс миру «возвышенную концепцию человеческого достоинства, которая осуждает расизм, шовинизм, эксплуатацию человека человеком».

Конец 1980-х и 1990-е годы привели к выдвижению на первый план исламских ценностей. Конституция Алжира 1996 года начинается со слов «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». В её преамбуле подчёркиваются исторические ценности ислама и его неотъемлемая связь с национально-освободительной борьбой алжирского народа. Ст. 5 гласит, что Алжир — исламское государство. Ст. 9 содержит прямой запрет в государственных учреждениях практики, «противоречащей исламской морали». Согласно ст. 73, кандидат в президенты Алжира обязательно должен быть мусульманином. Конституция также предусматривает создание консультативно-согласительного органа при президенте, формируемого на основе принципов ислама. В ст. 171 конституции провозглашается создание Высшего исламского совета при президенте республики.

В то же время социалистический компонент идеологии Алжира сохранил определённое значение. В ст. 1 той же конституции 1996 года Алжир назван народной демократической республикой, что подразумевает сохранение приверженности идеологии социализма. В преамбуле и в ряде статей конституции упоминается «социальная справедливость».

Хотя влиятельная в арабских странах концепция единой арабской нации не нашла прямого отражения в конституции Алжира, преамбула конституции 1996 года говорит об Алжире как об арабской стране и неотъемлемой части Великого Магриба.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Антарктическая одиссея / Издание 1989 года. Сохранность хорошая. Реймонд Пристли — участник антарктической экспедиции английского полярного исследователя Р. Скотта (1911–1914 годы). Однако, если Южной партии этой экспедиции, трагическому финалу похода к Южному полюсу посвящены десятки книг, то о Северной партии, судьба котоАнтарктическая одиссея
Издание 1989 года. Сохранность хорошая. Реймонд Пристли — участник антарктической ...
История открытия и исследования Антарктиды / В начале прошлого века русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли самый южный материк — Антарктиду. С тех пор многие путешественники, мореплаватели, учёные открывали и исследовали береговую линию, острова и полуострова, заливы и проливы, горные хребты, ледники и гигантские снеИстория открытия и исследования Антарктиды
В начале прошлого века русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев ...
Теоретические основы географии / В век бурного развития техники и роста народонаселения резко усилилось воздействие на природу, нередко имеющее вредные последствия: отравляются воздух и вода, возникают пыльные бури, растёт эрозия, на месте полей и пастбищ появляются «бросовые» земли, пустыни. Отсюда особая актуальность географии — Теоретические основы географии
В век бурного развития техники и роста народонаселения резко усилилось ...