Куба / Конституционные основы, характеристика формы правления

В Республике Куба продолжает действовать конституция, принятая в 1976 году. С 1976 года она претерпела ряд изменений, обусловленных преимущественно внешнеполитической конъюнктурой.

Первая серия поправок в конституцию Кубы была внесена в 1992 году, когда возникла необходимость в политических и экономических реформах, что во многом было связано с распадом СССР и серьёзными экономическими проблемами. Поправки 1992 года носили достаточно либеральный характер, прежде всего в области внутренней экономической политики. На Кубе была разрешена свобода вероисповедания, возможность иностранных инвестиций в частный сектор, а также реформирована избирательная система.

В 2002 году в кубинскую конституцию был вновь внесён ряд поправок принципиально нового характера. Благодаря наметившимся положительным экономическим тенденциям и частичному ослаблению давления США было принято решение законодательно «обезопасить» кубинский социализм и защитить основы власти КПК. В 2002 году были внесены изменения в ст. 3, 11 и 137 конституции. Ст. 3 декларировала, что революционное правительство и кубинский социализм доказали свою стойкость в борьбе с «самой мощной когда-либо существовавшей страной» и, следовательно, политический строй на Кубе должен оставаться неизменным, «навсегда закрывая возврат к капитализму».

В ст. 11 была внесена поправка, запрещающая переговоры с представителями иностранных государств «в периоды, когда Куба подвержена агрессии, угрозам или насилию со стороны других стран». Согласно ст. 137, конституция Кубы может быть изменена частично или полностью только в том случае, если подобная инициатива будет поддержана 2/3 всех депутатов Национальной ассамблеи народной власти (НАНВ). В случае если конституционные реформы касаются изменений таких статей, как «права и обязанности граждан», самой НАНВ или фундаментальных устоев государственной целостности и политической системы, то, согласно конституции, требуется проведение референдума и поддержка конституционной инициативы простым большинством граждан Кубы.

Конституция Кубы провозглашает свободу и равенство всех кубинских граждан. Источником власти и суверенитета страны являются кубинские граждане (ст. 3). В противовес данному конституционному закону ст. 5 подчёркивает определяющую и направляющую роль Коммунистической партии Кубы в сфере государственного и социального строительства «с целью построения социализма и движения общественного прогресса к формированию коммунистического общества». Общественные собрания, свободная организация и любые формы митингов «признаются, поддерживаются и инкорпорируются кубинским государством» (ст. 7, 54), однако суть подобных общественных актов должна быть направлена на «укрепление основ социалистического общества». Граждане Кубы старше 16 лет имеют право голосовать на выборах как общенационального уровня, так и на выборах в органы местного управления (ст. 132). Право быть избранным в локальные органы власти или НАНВ также предоставляется всем гражданам Кубы старше 18 лет. Ст. 53 кардинально расходится с современными западными демократическими стандартами определения свободы слова и прессы: «Государство признает свободу слова и прессы в рамках преследования целей социалистического общества». В дополнение конституция подчёркивает важность ответственности кубинских граждан за сохранение «национальной социалистической собственности».

Конституция декларирует широкий крут социальных прав граждан и соответствующих государственных обязательств: право на 8-часовой рабочий день, социальное обеспечение малоимущих и инвалидов, право на бесплатную медицинскую помощь, право на бесплатное образование и так далее.

Согласно конституции (ст. 74), главой Республики Куба является председатель Государственного совета (при этом Ф. Кастро упоминается непосредственно в преамбуле конституции). В ст. 1 конституции: Республика Куба — «суверенное и независимое унитарное социалистическое государство в форме объединённой демократической республики».

На практике политические права граждан Кубы постоянно нарушаются, однако сама конституция допускает достаточно гибкие трактовки границ гражданских свобод и обязанностей.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Птицы советского Алтая / Труд Петра Сушкина отличается полнотой и глубиной проработки темы, обилием фактического материала. Здесь впервые предлагается схема истории фауны центральных частей Азиатского материка. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Издательство АН СССР»).Птицы советского Алтая
Труд Петра Сушкина отличается полнотой и глубиной проработки темы, обилием ...
Конкистадоры. История испанских завоеваний XV–XVI веков / Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских завоеваний в Центральной и Южной Америке, о жизни и деятельности предводителей испанских конкистадоров Эрнана Кортеса и Франсиско Писарро, о тайнах древней культуры инков и ацтеков — коренных жителей Центральной и Южной АКонкистадоры. История испанских завоеваний XV–XVI веков
Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских ...
Великий час океанов. Средиземное море / Значение Средиземного моря в истории куда больше, чем любого океана. Оно было колыбелью древнейших цивилизаций. Критяне, финикийцы, египтяне, греки путешествовали по нему и осваивали на его берегах значительные памятники. Ни один океан не кишел таким количеством пиратов, как это «цивилизованное» морВеликий час океанов. Средиземное море
Значение Средиземного моря в истории куда больше, чем любого океана. Оно было ...