Куба / Конституционные основы, характеристика формы правления

В Республике Куба продолжает действовать конституция, принятая в 1976 году. С 1976 года она претерпела ряд изменений, обусловленных преимущественно внешнеполитической конъюнктурой.

Первая серия поправок в конституцию Кубы была внесена в 1992 году, когда возникла необходимость в политических и экономических реформах, что во многом было связано с распадом СССР и серьёзными экономическими проблемами. Поправки 1992 года носили достаточно либеральный характер, прежде всего в области внутренней экономической политики. На Кубе была разрешена свобода вероисповедания, возможность иностранных инвестиций в частный сектор, а также реформирована избирательная система.

В 2002 году в кубинскую конституцию был вновь внесён ряд поправок принципиально нового характера. Благодаря наметившимся положительным экономическим тенденциям и частичному ослаблению давления США было принято решение законодательно «обезопасить» кубинский социализм и защитить основы власти КПК. В 2002 году были внесены изменения в ст. 3, 11 и 137 конституции. Ст. 3 декларировала, что революционное правительство и кубинский социализм доказали свою стойкость в борьбе с «самой мощной когда-либо существовавшей страной» и, следовательно, политический строй на Кубе должен оставаться неизменным, «навсегда закрывая возврат к капитализму».

В ст. 11 была внесена поправка, запрещающая переговоры с представителями иностранных государств «в периоды, когда Куба подвержена агрессии, угрозам или насилию со стороны других стран». Согласно ст. 137, конституция Кубы может быть изменена частично или полностью только в том случае, если подобная инициатива будет поддержана 2/3 всех депутатов Национальной ассамблеи народной власти (НАНВ). В случае если конституционные реформы касаются изменений таких статей, как «права и обязанности граждан», самой НАНВ или фундаментальных устоев государственной целостности и политической системы, то, согласно конституции, требуется проведение референдума и поддержка конституционной инициативы простым большинством граждан Кубы.

Конституция Кубы провозглашает свободу и равенство всех кубинских граждан. Источником власти и суверенитета страны являются кубинские граждане (ст. 3). В противовес данному конституционному закону ст. 5 подчёркивает определяющую и направляющую роль Коммунистической партии Кубы в сфере государственного и социального строительства «с целью построения социализма и движения общественного прогресса к формированию коммунистического общества». Общественные собрания, свободная организация и любые формы митингов «признаются, поддерживаются и инкорпорируются кубинским государством» (ст. 7, 54), однако суть подобных общественных актов должна быть направлена на «укрепление основ социалистического общества». Граждане Кубы старше 16 лет имеют право голосовать на выборах как общенационального уровня, так и на выборах в органы местного управления (ст. 132). Право быть избранным в локальные органы власти или НАНВ также предоставляется всем гражданам Кубы старше 18 лет. Ст. 53 кардинально расходится с современными западными демократическими стандартами определения свободы слова и прессы: «Государство признает свободу слова и прессы в рамках преследования целей социалистического общества». В дополнение конституция подчёркивает важность ответственности кубинских граждан за сохранение «национальной социалистической собственности».

Конституция декларирует широкий крут социальных прав граждан и соответствующих государственных обязательств: право на 8-часовой рабочий день, социальное обеспечение малоимущих и инвалидов, право на бесплатную медицинскую помощь, право на бесплатное образование и так далее.

Согласно конституции (ст. 74), главой Республики Куба является председатель Государственного совета (при этом Ф. Кастро упоминается непосредственно в преамбуле конституции). В ст. 1 конституции: Республика Куба — «суверенное и независимое унитарное социалистическое государство в форме объединённой демократической республики».

На практике политические права граждан Кубы постоянно нарушаются, однако сама конституция допускает достаточно гибкие трактовки границ гражданских свобод и обязанностей.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России / Отпечатано по распоряжению Канцелярии Министерства путей сообщения. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1900 года (издательство «С.-Петербург, Типография Министерства путей сообщения»).Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России
Отпечатано по распоряжению Канцелярии Министерства путей сообщения. ...
Вселенная. Рассказы из физической, математической и политической географии / Санкт-Петербург-Москва, начало ХХ века. Издание Товарищества М. О. Вольф. Владельческий переплёт. С 6 картинами и 7 географическими картами. Сохранность хорошая. Потёки. Рассказы для детей из физической, математической и политической географии Ф. Герштекера. В предлагаемой книге автор стремится датьВселенная. Рассказы из физической, математической и политической географии
Санкт-Петербург-Москва, начало ХХ века. Издание Товарищества М. О. Вольф. ...
Мы живем в ледниковый период? / Автор книги, молодой учёный, сам неоднократно участвовал в экспедициях на ледники, зимовал в Антарктиде и на Новой Земле, работал на ледниках высочайшей вершины Европы — Эльбруса. На страницах книги он делится своими впечатлениями о путешествиях в далёкие полярные страны, о чудесной природе ледниковМы живем в ледниковый период?
Автор книги, молодой учёный, сам неоднократно участвовал в экспедициях на ледники ...