Афганистан / Особенности законодательной власти
Согласно ст. 81, основным законодательным органом является парламент (Национальная Ассамблея — Маджлесе Мелли), состоящий из двух палат: нижней — Народного собрания (Вулуси Джирга) и верхней — Сената (Ды Мышрано Джирга).
Нижняя палата состоит из 249 депутатов (старше 25 лет), избираемых путём свободного, прямого, тайного голосования в один тур сроком на пять лет; выборы в новый парламент начинаются за 30 — 60 дней до окончания срока полномочий прежнего парламента (ст. 83). Количество депутатов в нижней палате не должно превышать 250 человек — выборы проходят по пропорциональной системе в каждом регионе.
Верхняя палата состоит из 102 членов (старше 35 лет), разделяемых на три группы в зависимости от принципа избрания или назначения. Треть депутатов Сената избирается из членов Провинциального совета сроком на четыре года (ст. 84): каждый Провинциальный совет выдвигает одного из своих членов. Вторая треть депутатов избирается из членов Окружного совета сроком на три года; выборы проходят аналогичным способом (в течение периода переизбрания представителей Окружного совета в Сенат их места временно замещают избранные члены Провинциального совета). Последняя треть депутатов Сената назначается президентом из опытных и почётных граждан Афганистана, причём половину назначаемых сенаторов составляют женщины, два сенатора должны иметь инвалидную степень и два сенатора избираются среди кочевников.
Любой кандидат в депутаты парламента Афганистана должен отвечать следующим требованиям (ст. 85): быть гражданином Афганистана (в течение не менее 10 лет) и не иметь судимостей.
С началом работы нового парламента депутаты избирают председателя вместе с двумя заместителями для каждой палаты и назначают специальные комиссии для рассмотрения вопросов, попадающих под полномочия той или иной палаты.
В полномочия и обязанности парламента входят (ст. 90): разработка и принятие законов, принятие и утверждение планов правительства (включая назначения на отдельные государственные посты), изменение и создание административных единиц. Парламент обладает главной законодательной инициативой и несёт ответственность только перед народом. В случае несогласия правительства с новым законом, при повторном несогласии с законом (по прошествии 15 дней с момента первого отказа об утверждении президентом) закон, тем не менее, автоматически вступает в силу (ст. 94). Палаты заседают отдельно — в каждой палате кворум достигается простым большинством голосов (ст. 106).
Особыми полномочиями нижней палаты является право на выдвижение вотума недоверия правительству и на инициацию процедуры импичмента. Нижняя палата также принимает последнее решение в области утверждения министерских программ в случае разногласий с Сенатом (ст. 91, 92).
Главной обязанностью Сената является утверждение представленного правительством бюджета: Сенат принимает последнее решение в случае разногласий с нижней палатой.
В Афганистане существует ещё один традиционный законодательный орган — Лойя Джирга. Данный законодательный орган существует на непостоянной основе: заседания проводятся при возникновении тех или иных ситуаций. Лойя Джирга состоит из депутатов Национальной Ассамблеи, председателей Провинциальных и Окружных советов (ст. 110). На первом заседании Лойя Джирги избирается председатель, его заместитель, секретарь и помощник секретаря. В полномочия этого законодательного органа входит принятие окончательных решений об отставке президента (ст. 69), внесение поправок в конституцию, а также разрешение вопросов, связанных с независимостью, территориальной целостностью и интересами страны (ст. 111).
Конституция объективно предоставляет обширный спектр законодательных полномочий законодательным органам Афганистана. Приоритетным направлением внутренней политики Афганистана все ещё является обеспечение безопасности. В условиях переходного периода от тоталитарного теократического режима талибов этот процесс существенно усложняется сильной децентрализацией власти и существенной стратификацией интересов в органах законодательной власти. Результаты последних выборов показали разрозненность политических стремлений и отсутствие консолидированных групп интересов и партий. Определённая скоординированность политических интересов в законодательных органах существует лишь на провинциальном уровне.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Доисламский период в истории Афганистана
- Становление государства Афганистан
- Англо-афганские войны
- Конец монархического периода
- События после 1965 года
- Период моджахедов и талибов
- Постталибский период
- Конституционные основы, форма правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1977–2012 годах
- Главы Революционного совета в 1978–2001 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Афганистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура ВВП в 2005 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Афганистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Острова, затерянные во льдах Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
Основы палеонтологии (в 15 томах) том 13. Млекопитающие Фундаментальная работа по палеонтологии. В 15 томах данного справочника ...
