Афганистан / Особенности законодательной власти

Согласно ст. 81, основным законодательным органом является парламент (Национальная Ассамблея — Маджлесе Мелли), состоящий из двух палат: нижней — Народного собрания (Вулуси Джирга) и верхней — Сената (Ды Мышрано Джирга).

Нижняя палата состоит из 249 депутатов (старше 25 лет), избираемых путём свободного, прямого, тайного голосования в один тур сроком на пять лет; выборы в новый парламент начинаются за 30 — 60 дней до окончания срока полномочий прежнего парламента (ст. 83). Количество депутатов в нижней палате не должно превышать 250 человек — выборы проходят по пропорциональной системе в каждом регионе.

Верхняя палата состоит из 102 членов (старше 35 лет), разделяемых на три группы в зависимости от принципа избрания или назначения. Треть депутатов Сената избирается из членов Провинциального совета сроком на четыре года (ст. 84): каждый Провинциальный совет выдвигает одного из своих членов. Вторая треть депутатов избирается из членов Окружного совета сроком на три года; выборы проходят аналогичным способом (в течение периода переизбрания представителей Окружного совета в Сенат их места временно замещают избранные члены Провинциального совета). Последняя треть депутатов Сената назначается президентом из опытных и почётных граждан Афганистана, причём половину назначаемых сенаторов составляют женщины, два сенатора должны иметь инвалидную степень и два сенатора избираются среди кочевников.

Любой кандидат в депутаты парламента Афганистана должен отвечать следующим требованиям (ст. 85): быть гражданином Афганистана (в течение не менее 10 лет) и не иметь судимостей.

С началом работы нового парламента депутаты избирают председателя вместе с двумя заместителями для каждой палаты и назначают специальные комиссии для рассмотрения вопросов, попадающих под полномочия той или иной палаты.

В полномочия и обязанности парламента входят (ст. 90): разработка и принятие законов, принятие и утверждение планов правительства (включая назначения на отдельные государственные посты), изменение и создание административных единиц. Парламент обладает главной законодательной инициативой и несёт ответственность только перед народом. В случае несогласия правительства с новым законом, при повторном несогласии с законом (по прошествии 15 дней с момента первого отказа об утверждении президентом) закон, тем не менее, автоматически вступает в силу (ст. 94). Палаты заседают отдельно — в каждой палате кворум достигается простым большинством голосов (ст. 106).

Особыми полномочиями нижней палаты является право на выдвижение вотума недоверия правительству и на инициацию процедуры импичмента. Нижняя палата также принимает последнее решение в области утверждения министерских программ в случае разногласий с Сенатом (ст. 91, 92).

Главной обязанностью Сената является утверждение представленного правительством бюджета: Сенат принимает последнее решение в случае разногласий с нижней палатой.

В Афганистане существует ещё один традиционный законодательный орган — Лойя Джирга. Данный законодательный орган существует на непостоянной основе: заседания проводятся при возникновении тех или иных ситуаций. Лойя Джирга состоит из депутатов Национальной Ассамблеи, председателей Провинциальных и Окружных советов (ст. 110). На первом заседании Лойя Джирги избирается председатель, его заместитель, секретарь и помощник секретаря. В полномочия этого законодательного органа входит принятие окончательных решений об отставке президента (ст. 69), внесение поправок в конституцию, а также разрешение вопросов, связанных с независимостью, территориальной целостностью и интересами страны (ст. 111).

Конституция объективно предоставляет обширный спектр законодательных полномочий законодательным органам Афганистана. Приоритетным направлением внутренней политики Афганистана все ещё является обеспечение безопасности. В условиях переходного периода от тоталитарного теократического режима талибов этот процесс существенно усложняется сильной децентрализацией власти и существенной стратификацией интересов в органах законодательной власти. Результаты последних выборов показали разрозненность политических стремлений и отсутствие консолидированных групп интересов и партий. Определённая скоординированность политических интересов в законодательных органах существует лишь на провинциальном уровне.


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России / Отпечатано по распоряжению Канцелярии Министерства путей сообщения. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1900 года (издательство «С.-Петербург, Типография Министерства путей сообщения»).Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России
Отпечатано по распоряжению Канцелярии Министерства путей сообщения. ...
Фауна Мордовского Государственного Заповедника им. П. Г. Смидовича / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Москва»).Фауна Мордовского Государственного Заповедника им. П. Г. Смидовича
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Теоретические основы географии / В век бурного развития техники и роста народонаселения резко усилилось воздействие на природу, нередко имеющее вредные последствия: отравляются воздух и вода, возникают пыльные бури, растёт эрозия, на месте полей и пастбищ появляются «бросовые» земли, пустыни. Отсюда особая актуальность географии — Теоретические основы географии
В век бурного развития техники и роста народонаселения резко усилилось ...