Афганистан / Особенности законодательной власти
Согласно ст. 81, основным законодательным органом является парламент (Национальная Ассамблея — Маджлесе Мелли), состоящий из двух палат: нижней — Народного собрания (Вулуси Джирга) и верхней — Сената (Ды Мышрано Джирга).
Нижняя палата состоит из 249 депутатов (старше 25 лет), избираемых путём свободного, прямого, тайного голосования в один тур сроком на пять лет; выборы в новый парламент начинаются за 30 — 60 дней до окончания срока полномочий прежнего парламента (ст. 83). Количество депутатов в нижней палате не должно превышать 250 человек — выборы проходят по пропорциональной системе в каждом регионе.
Верхняя палата состоит из 102 членов (старше 35 лет), разделяемых на три группы в зависимости от принципа избрания или назначения. Треть депутатов Сената избирается из членов Провинциального совета сроком на четыре года (ст. 84): каждый Провинциальный совет выдвигает одного из своих членов. Вторая треть депутатов избирается из членов Окружного совета сроком на три года; выборы проходят аналогичным способом (в течение периода переизбрания представителей Окружного совета в Сенат их места временно замещают избранные члены Провинциального совета). Последняя треть депутатов Сената назначается президентом из опытных и почётных граждан Афганистана, причём половину назначаемых сенаторов составляют женщины, два сенатора должны иметь инвалидную степень и два сенатора избираются среди кочевников.
Любой кандидат в депутаты парламента Афганистана должен отвечать следующим требованиям (ст. 85): быть гражданином Афганистана (в течение не менее 10 лет) и не иметь судимостей.
С началом работы нового парламента депутаты избирают председателя вместе с двумя заместителями для каждой палаты и назначают специальные комиссии для рассмотрения вопросов, попадающих под полномочия той или иной палаты.
В полномочия и обязанности парламента входят (ст. 90): разработка и принятие законов, принятие и утверждение планов правительства (включая назначения на отдельные государственные посты), изменение и создание административных единиц. Парламент обладает главной законодательной инициативой и несёт ответственность только перед народом. В случае несогласия правительства с новым законом, при повторном несогласии с законом (по прошествии 15 дней с момента первого отказа об утверждении президентом) закон, тем не менее, автоматически вступает в силу (ст. 94). Палаты заседают отдельно — в каждой палате кворум достигается простым большинством голосов (ст. 106).
Особыми полномочиями нижней палаты является право на выдвижение вотума недоверия правительству и на инициацию процедуры импичмента. Нижняя палата также принимает последнее решение в области утверждения министерских программ в случае разногласий с Сенатом (ст. 91, 92).
Главной обязанностью Сената является утверждение представленного правительством бюджета: Сенат принимает последнее решение в случае разногласий с нижней палатой.
В Афганистане существует ещё один традиционный законодательный орган — Лойя Джирга. Данный законодательный орган существует на непостоянной основе: заседания проводятся при возникновении тех или иных ситуаций. Лойя Джирга состоит из депутатов Национальной Ассамблеи, председателей Провинциальных и Окружных советов (ст. 110). На первом заседании Лойя Джирги избирается председатель, его заместитель, секретарь и помощник секретаря. В полномочия этого законодательного органа входит принятие окончательных решений об отставке президента (ст. 69), внесение поправок в конституцию, а также разрешение вопросов, связанных с независимостью, территориальной целостностью и интересами страны (ст. 111).
Конституция объективно предоставляет обширный спектр законодательных полномочий законодательным органам Афганистана. Приоритетным направлением внутренней политики Афганистана все ещё является обеспечение безопасности. В условиях переходного периода от тоталитарного теократического режима талибов этот процесс существенно усложняется сильной децентрализацией власти и существенной стратификацией интересов в органах законодательной власти. Результаты последних выборов показали разрозненность политических стремлений и отсутствие консолидированных групп интересов и партий. Определённая скоординированность политических интересов в законодательных органах существует лишь на провинциальном уровне.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Доисламский период в истории Афганистана
- Становление государства Афганистан
- Англо-афганские войны
- Конец монархического периода
- События после 1965 года
- Период моджахедов и талибов
- Постталибский период
- Конституционные основы, форма правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1977–2012 годах
- Главы Революционного совета в 1978–2001 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Афганистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура ВВП в 2005 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Афганистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание посвящено одному из российских северных морей — Чукотскому морю, ...