Афганистан / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Афганистан участвует во многих международных организациях, среди которых — ООН, ЮНЕСКО (и др. организации и программы ООН), ВБ, МВФ, а также множество др. международных, региональных и экономических организаций.
Общий размер взносов Афганистана в регулярный бюджет ООН в 2010 году определён в размере 94 024 долларов США, или 0,004 % взносов всех стран-участниц (у США — 22 %).
Квота Афганистана в МВФ в 2010 году составила 0,07 % от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений — 0,08 % от общего числа голосов (у США эти показатели составили, соответственно, 17,09 и 16,74 %).
Афганистан в нынешнем состоянии полностью зависит от международной помощи (не только экономической). Поэтому в политическом процессе в Афганистане участвует множество стран. В области экономики среди основных внешнеторговых партнёров страны — Пакистан, Япония, ОАЭ, Иран, Бельгия и Южная Корея и Саудовская Аравия.
На данном этапе развития Афганистана многие страны оказывают этой республике разнообразную помощь. Важнейшую роль в Афганистане играют США, Франция, Германия и Нидерланды, которые оказывают значительное содействие в формировании афганской профессиональной армии. ЕС оказывает большую помощь в подготовке полицейских Афганистана. РФ осуществляет безвозмездные поставки оружия.
Однако особую роль играют отношения Афганистана с соседними странами. Отношения с Пакистаном исторически развивались крайне напряжённо, во многом из-за «пуштунского вопроса», до сих пор являющегося актуальной проблемой для Афганистана, заинтересованного в присоединении пуштунских племён. Граница с Пакистаном остаётся проблемной зоной из-за её проницаемости; ключ к разрешению проблемы миграции пуштунских племён всё ещё не найден, что, в свою очередь, облегчает пересечение границы террористами. Таким образом, «пуштунский вопрос» постоянно приводит к возникновению новых территориальных конфликтов между двумя странами, а проницаемость границ — к ухудшению отношений.
Отношения с Саудовской Аравией складывались значительно более мирно. Во время советской интервенции движение моджахедов находилось в значительной финансовой зависимости от Саудовской Аравии. Кроме того, фанатично настроенные жители этой страны всегда стремились поучаствовать в афганских конфликтах, чтобы проявить себя в джихаде — священной исламской войне. Идеологические лидеры Саудовской Аравии продолжают действия по распространению влияния секты «ваххабитов» в Афганистане (одного из наиболее распространённых движений в Саудовской Аравии), что в определённой степени способствует нестабильности и существованию радикальных движений талибов и моджахедов.
Отношения Афганистана с Ираном остаются достаточно прочными благодаря общности языка, культуры и сходства географического положения. Наиболее тесные контакты иранцы поддерживают главным образом с хазарейцами Афганистана, исповедующими, как и иранцы, шиитский ислам и использующими язык дари. Иран финансировал партии моджахедов-шиитов, нашедших приют на его территории. Одной из целей Ирана в отношениях с Афганистаном была и остаётся помощь в улучшении существования афганских шиитов-хазарейцев и обеспечение их равноправия с представителями других народов, Россия была первым государством, признавшим независимость Афганистана и установившим с ним дипломатические отношения. 28 февраля 1921 года в Кабуле был подписан Договор о дружбе между Россией и Афганистаном, заложивший основы добрососедства между двумя странами.
В апреле 1992 года Россия признала Исламское Государство Афганистан. Отношения между странами получили дальнейшее развитие после крушения режима талибов и формирования нового правительства в Афганистане.
Важное значение для развития отношений между двумя странами имеют встречи на высшем уровне. 22 октября 2001 года в Душанбе состоялась встреча В. В. Путина с Б. Раббани. В. В. Путин провёл ряд встреч с президентом Афганистана X. Карзаем в 2002–2007 годах.
В 2002–2004 годах. Москву посещал министр иностранных дел Афганистана А. Абдулла, в 2006–2008 годах — министр иностранных дел Афганистана Р. Д. Спанта. В 2002–2003 годах Кабул посещал министр иностранных дел России И. С. Иванов.
В 2002 году было подписан ряд протоколов и меморандумов о российско-афганском сотрудничестве в области добычи нефти и газа, промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, телекоммуникаций. Россия оказывает гуманитарную помощь Афганистану. В целом на решение этих задач с ноября по декабрь 2002 года было затрачено свыше 30 миллионов долларов США. В январе 2008 года Россия в счёт добровольного взноса в фонд Всемирной продовольственной программы ООН оказала Афганистану гуманитарную помощь, поставив 3 134 тонн пшеничной муки. В ходе визита министра иностранных дел Афганистана Р. Д. Спанты в Москву в мае того же года была достигнута договорённость о поставках Афганистану 15 тысяч тонн зерна в качестве гуманитарной помощи. Ежегодно афганским абитуриентам предоставляется 75 квот для обучения в вузах Российской Федерации.
В 2002–2005 годах по линии Министерства обороны российская сторона передала Афганистану на безвозмездной основе транспортной техники и другого военного имущества на сумму более 200 миллионов долларов США. В ходе визита Спанты была достигнута договорённость о возобновлении сотрудничества в военно-технической сфере. Российскими специалистами осуществляется ремонт самолётов и вертолётов ВВС Афганистана. Через российские курсы уже прошли подготовку порядка 162 афганских офицеров.
Значительной проблемой двусторонних отношений Афганистана и России являлся афганский долг, который достался России как преемнице Советского Союза. Общая сумма долга составляет 10,66 миллиарда долларов, большая часть которых — военные кредиты. Но уже в январе 2006 года РФ приняла принципиальное решение о списании афганского долга бывшему СССР. В ходе Лондонской международной конференции по Афганистану, состоявшейся 31 января — 1 февраля 2006 года, Афганистан согласился рассматривать проблему своей задолженности России в рамках Парижского клуба. 6 августа 2007 года в Москве министрами финансов обеих стран подписано соглашение по урегулированию афганского долга перед бывшим СССР в соответствии с многосторонним соглашением о списании долга Афганистана в рамках Парижского клуба. Соглашение предполагает списание 93 % долга, что составляет 10,4 миллиарда долларов. Была достигнута также договорённость о том, что оставшуюся часть долга в 730 миллионов долларов. Россия готова списать в последующий период.
Урегулирование проблемы долга Афганистана СССР открывает перед Россией возможности участвовать в восстановлении этой страны.
В апреле 2006 года ВО «Технопромэкспорт» выиграло соответствующий международный тендер на восстановление ГЭС «Наглу» (построенной в начале 1970-х годов при советском содействии) с увеличением мощности её четырёх энергоблоков на 5 % до 105 МВт. Финансирование в размере 32,5 миллионов долларов США предоставляет Всемирный банк.
Афганистан рассматривается российскими энергетическими компаниями в качестве как крупного потенциального покупателя электроэнергии, так и транзитного коридора для передачи электроэнергии в Пакистан. Для покрытия имеющегося и прогнозируемого дефицита электроэнергии афганцы высказали заинтересованность в приобретении по 1500–2000 МВт ежегодно. Наряду с этим была достигнута договорённость о проведении консультаций по разработке проекта прокладки двух транзитных ЛЭП по 500 КВт через территорию ИРА на Пакистан, а также по сооружению местных афганских магистральных ЛЭП, развитию распределительных электросетей и строительству трансформаторных подстанций.
Перспективы инвестиционного сотрудничества России с Афганистаном главным образом связаны с восстановлением и модернизацией возведённых при техническом содействии СССР объектов, которые составляют значительную часть промышленно-экономической базы страны. При сотрудничестве с СССР в Афганистане было построено 142 объекта в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, включая ирригацию, транспорте, связи, энергетике, лёгкой и пищевой промышленности и жилищном строительстве.
Хороший потенциал для развития сотрудничества между Россией и Афганистаном имеется в области реконструкции и строительства автомобильных дорог, являющихся практически единственным каналом грузо-пассажирских перевозок как между провинциями, так и в соседние страны. Богатый опыт работы и наличие у российских компаний геолого-разведочной и технической документации являются благоприятными факторами для развития сотрудничества в горнодобывающем секторе экономики Афганистана.
Торгово-промышленными палатами России и Афганистана создан двусторонний Деловой совет, в который вошли представители делового бизнеса обоих государств.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Доисламский период в истории Афганистана
- Становление государства Афганистан
- Англо-афганские войны
- Конец монархического периода
- События после 1965 года
- Период моджахедов и талибов
- Постталибский период
- Конституционные основы, форма правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1977–2012 годах
- Главы Революционного совета в 1978–2001 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Афганистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура ВВП в 2005 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Афганистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Нам часто приходится собирать чемоданы. Таковы уж наши профессии — журналиста ...