Афганистан / События после 1965 года
В январе 1965 года состоялись первые парламентские выборы, проводившиеся в соответствии с новой конституцией, в преддверии которых образовались различные политические партии, в том числе Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) — партия левого крыла. Первоначально НДПА была сформирована как коалиция близких политических сил для получения большего числа депутатских мест в парламенте. Усилия коалиции увенчались успехом и левым лидерам (Нур Мухаммеду Тараки и Бабраку Кармалю) удалось получить значительное влияние в парламенте, несмотря на сопротивление со стороны правительства. Однако в 1967 году партия раскололась на два блока, что в большой степени было вызвано разногласиями её лидеров. Блок «Хальк» (во главе с Тараки) пользовался меньшей поддержкой в рядах правящих элит из-за своих радикальных взглядов (в частности, газета, издававшаяся партией, была запрещена), в то время как Блок Кармаля «Парчам» свободно вёл политическую деятельность.
Захир Шах осознавал потенциальную силу растущего коммунистического движения, поэтому правительство активно вмешивалось в процесс парламентских выборов 1969 года. Большинство мест получили консерваторы, поддерживавшие короля. Обстановка в стране продолжала ухудшаться вследствие деятельности различных, в том числе радикальных, политических сил, в то время как королевская власть была слишком слаба, чтобы урегулировать нараставший кризис традиционными авторитарными методами. К 1973 году кризис достиг угрожающих масштабов, и во время отсутствия короля Мухаммеду Дауду во главе небольшой вооружённой группы и при поддержке левой партии «Парчам» удалось совершить государственный переворот.
Возвращение Дауда привнесло кардинальные изменения в политический курс страны. Дауд вновь приступил к усилению единоличной власти, однако в его взглядах на внешнюю политику произошли серьёзные изменения. Стратегия Дауда заключалась в постепенном подавлении левых движений. Последовательно устраняя коммунистических лидеров с ключевых позиций, Мухаммед Дауд перешёл в активное наступление, форсировав принятие новой конституции Лойа Джиргой в 1977 году. Новая конституция, трансформировавшая политическую систему Афганистана в однопартийную президентскую республику, позволила Дауду существенно расширить своё политическое влияние и в парламенте: одновременно была создана собственная партия Мухаммеда Дауда — Национальная революционная партия (НРП). Таким образом, новому президенту удалось сконцентрировать в своих руках всю политическую власть (все ветви власти), став главой исполнительной власти и по совместительству лидером единственной партии, представленной в парламенте.
Советский Союз сохранял статус основного экономического донора страны, но ограничение коммунистического движения в Афганистане привнесло напряжённость в двусторонние отношения. К 1978 году позиции Дауда стали ослабевать, что объяснялось неудачами в экономике и растущим недовольством пуштунов, связанным с отказом в финансировании пуштунов на территории Пакистана.
В 1978 году политический кризис достиг своего пика, когда лидерам левой партии «Парчам» Тараки и Кармалю удалось собрать на митинге на улицах Кабула около 30 000 человек, спровоцировав, таким образом, правительство Дауда на жёсткие полицейские меры. Тараки был арестован, а Хафи-зулла Амин (правая рука Тараки) был заключён под домашний арест. Находясь под арестом, Амин написал письмо военному командованию страны (у которого были разногласия с Даудом) с предложением начать силовой захват власти и сместить действующее правительство. Расчёт Амина оказался точным, и 27 апреля 1978 года начались бои повстанцев с военными силами, остававшимися лояльными Мухаммеду Дауду. В течение 24 часов силы повстанцев взяли верх как в Кабуле, так и в его окрестностях. Мухаммед Дауд и вся королевская семья были расстреляны прямо во дворце.
После падения старого режима Афганистан был объявлен Демократической Республикой, а организаторы государственного переворота захватили власть и поделили сферы влияния. Хотя события апреля 1978 года и были итогом активности со стороны обоих блоков партии НДПА, внутренне напряжение сохранялось. Временно предотвратить конфликт удалось благодаря распределению ключевых постов между новыми лидерами: Тараки получил пост премьер-министра, его главный оппонент Кармаль стал первым заместителем премьер-министра, а Хафизулла Амин занял пост министра иностранных дел. Однако такая ситуация не устраивала в полной мере ни одну из сторон, и уже спустя несколько месяцев давление «Халька» на «Парчам» приняло ярко выраженную форму — начались «чистки» на основных постах. Знаковым событием стало решение о назначении Кармаля в качестве посла в Чехословакию. Укрепив свои позиции, Тараки одновременно занял пост председателя Революционного Совета, премьер-министра и генерального секретаря ЦК НДПА и приступил к реализации своих реформ. Наиболее важными преобразованиями стали аграрная реформа (направленная на ликвидацию системы помещичьего землевладения), эмансипация женщин и коренные изменения в системе образования.
Новый режим угрожал основам политических и культурных традиций Афганистана. Начались народные волнения, которые оказывали растущее политическое давление на власть. В антиправительственных движениях приняли участие и фундаменталисты, и сторонники партии Кармаля. Таким образом, в стране образовалась острая политическая ситуация, которая постепенно обретала черты гражданской войны. Первым всплеском насилия явилось восстание в Нуристане, вслед за которым последовала серия подобных инцидентов по всей стране. Организационное и идеологическое обеспечение восстаний осуществлялось главным образом партией «Парчам», однако новым источником опасности для стабильности государства стало движение, пришедшее извне и нашедшее поддержку среди исламского фундаментально ориентированного населения, — моджахеды.
Афганское движение моджахедов образовалось вследствие нескольких процессов, связанных с миграцией радикально настроенного населения на территорию Пакистана и Ирана в результате преобразований Тараки и Амина. Афганские эмигранты, найдя поддержку среди определённых влиятельных групп в обеих странах, приступили к мобилизации и подготовке к вооружённому вторжению в Афганистан с целью защиты исламских ценностей. Финансовое обеспечение поначалу осуществлялось богатыми афганскими кланами, для которых использование потенциальной силы этого нового движений было главной надеждой на возвращение стабильности и экономической безопасности. Таким образом, образовалось движение «борцов за свободу», или моджахедов, состоявшее из двух субобъединений — традиционалистов (стремившихся установить законы шариата в качестве судебного законодательства) и фундаменталистов (заинтересованных в расширении распространения ислама и защите исторических традиций Афганистана).
Первоначально Тараки питал надежды на возможное подавление восстания с помощью внутренних сил, так как обращение за помощью к СССР могло ухудшить ситуацию в стране, вызвав недовольство консервативно настроенных кругов. Однако с развалом афганской армии стало очевидно, что государство не в состоянии разрешить внутренний кризис. Было принято совместное решение Тараки и Амина (занявшего в марте пост премьер-министра) обратиться за помощью к Советскому Союзу. В ходе визита в Москву Тараки был радушно принят советским руководством и получил необходимую финансовую и военную поддержку. Однако вскоре после возвращения в Кабул он был убит (возможно, по приказу Амина). Амин захватил всю власть, и, таким образом, достигнутые в Москве соглашения по проведению компромиссной политики в Афганистане так и не были реализованы.
Подход Хафизуллы Амина к разрешению кризиса был радикально другим: обособление от СССР (что должно было вернуть часть кредита народного доверия) и привлечение внешней помощи со стороны США и Пакистана под предлогом стратегической важности стабильности и безопасности в регионе.
Известие о смерти Тараки изменило отношение Москвы к сложившейся ситуации в этом регионе — на афганского лидера возлагались большие надежды в плане «оздоровления» Афганистана и защиты советских интересов и инвестиций, в то время как агрессивная политика Амина считалась одной из причин начала масштабного кризиса. После ряда неудачных попыток покушения на Амина в Москве было принято решение о немедленном начале военной операции с целью защиты своих интересов.
24 декабря 1979 года советские войска перешли границу Афганистана. В течение трёх дней с момента начала военной кампании советским войскам удалось провести успешный штурм дворца Даруламан, в ходе которого погиб Амин вместе со своими соратниками. После падения режима Амина Бабрак Кармаль занял пост председателя Революционного Совета и генерального секретаря ЦК НДПА. Советские войска проводили захват ключевых городов страны.
Страны западного блока наряду с близлежащими исламскими странами осудили действия СССР и режим Бабрака Кармаля. Таким образом, Афганистан стал ареной столкновения США (и др. стран-членов НАТО) и государств исламского блока, с одной стороны, и стран социалистического лагеря — с другой. Моджахеды активизировали свои действия и при поддержке местного населения начали активное сопротивление советским войскам под лозунгом джихада. США, Пакистан, Китай, Саудовская Аравия и Иран, руководствуясь разными стратегическими политическими интересами, но, имея общую цель, оказывали силам афганского сопротивления финансовую и военную помощь. Война в Афганистане перешла от открытого противостояния во множество мелких локальных партизанских столкновений, наносивших колоссальный урон советским войскам. Особенно эффективными оказались войска сопротивления под предводительством Ахмад Шаха Масуда — его войска снабжались американским оружием, в частности, противовоздушными переносными ракетными установками системы «стингер», которые осложняли действия советских воздушных войск.
В 1986 году на высших постах Бабрака Кармаля заменил Мухаммед Наджибулла, бывший глава секретной службы Афганистана. В 1987 году, после подписания воюющими сторонами соглашения о «прекращении огня», принятия новой конституции, переименования страны в Республику Афганистан, а НДПА — в Партию Отечества, другие партии получили доступ к политической деятельности в парламенте.
В 1987 году Наджибулла был избран президентом страны. В отличие от Тараки и Кармаля, новый президент акцентировал свои усилия на национальном примирении и выводе советских войск с территории страны. Однако, несмотря на соглашение о «прекращении огня», из-за постоянных атак моджахедов на советские базы военное противостояние не прекращалось. Мирное соглашение было подписано лишь в 1988 году с последующим окончательным выводом советских войск к февралю 1989 года. Война нанесла колоссальный ущерб странам — участникам конфликта, создала предпосылки для последующего развития кризиса в Афганистане. Армия Афганистана сократилась приблизительно со 105 000 до 20 000 человек. В ходе боевых действий около 2 миллионов человек были ранены, 1 миллион убиты и около 5 миллионов человек покинули территорию страны. Администрация США затратила приблизительно 5 миллиардов долларов США на поддержку афганских повстанцев, приблизительно в такую же сумму вылились затраты Саудовской Аравии.
← Назад | События после 1965 года | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Доисламский период в истории Афганистана
- Становление государства Афганистан
- Англо-афганские войны
- Конец монархического периода
- События после 1965 года
- Период моджахедов и талибов
- Постталибский период
- Конституционные основы, форма правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1977–2012 годах
- Главы Революционного совета в 1978–2001 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Афганистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура ВВП в 2005 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Афганистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга известного английского географа П. Хаггета представляет собой своего рода ...
Эта книга — рассказ о путешествиях в неведомое от древнейших времён до наших дней ...
В настоящей работе на фоне изучения особенностей природопользования на Севере ...