Польша / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
В стране отсутствует официальная идеология. Конституция Польши и её политические институты функционируют на основе либерально-демократических принципов и ценностей.
В идеологическом пространстве Польши, которое сложилось в посткоммунистический период, выделяются такие идеологические направления, как либерализм, социал-демократия и консерватизм.
Либеральные принципы лежат в основе идеологий правых партий Польши. Ключевым тезисом либералов выступает первенство свободы над социальной справедливостью. Политика первых лет транзита осуществлялась именно в рамках либеральной доктрины. Приватизация, напр., основывалась на принципе максимума свободы для экономических агентов. Пропорциональная система представительства в Сейме, которая первоначально не предусматривала электорального барьера, также задумывалась как источник максимальной свободы для политических партий и движений. Либеральная эйфория начала 1990-х годов сопровождалась снятием множества ограничений индивидуальной свободы, которые существовали в коммунистическую эпоху. Либеральные политики (Я. Белецкий, Л. Бальцерович) проводили радикальную политику по либерализации польского общества. Однако социальные издержки подобной политики и поражения на выборах заставили либералов пересмотреть свои взгляды и занять более умеренные позиции. Это принесло свои плоды в 1997 году, когда умеренная либеральная риторика и акцент на евроатлантической интеграции обеспечили правому движению ABC успех на выборах в Сейм. На сегодняшний день польские правые в рамках движения «Гражданская платформа» выступают с такими либеральными лозунгами, как стимулирование экономической конкуренции, частной инициативы и частного сектора, приватизация крупных государственных предприятий. Либеральные инициативы польских правых пользуются достаточно высокой популярностью: «Гражданская платформа» была фаворитом на выборах в Сейм в сентябре 2007 года, которые с успехом выиграла.
После краха коммунистического режима в 1989 году социал-демократические принципы стали основанием для идейного обновления левого крыла нарождающейся партийной системы, прежде всего трансформирующейся ПОРП. Левые выдвинули тезис о принципиальном согласии с демократическими правилами игры и выразили готовность к честной конкуренции. При этом во главу угла были поставлены такие принципы социал-демократии, как первенство принципов социального равенства и социального благополучия, отказ от возведения принципа свободы в абсолютную ценность, от принесения в жертву свободе социального благополучия граждан. С этими лозунгами выступил Союз левых демократов (СЛД), который на фоне издержек «шоковой терапии» добился убедительной победы над правыми и до сегодняшнего дня является одной из ведущих политических сил. Социал-демократические принципы лежат также в основе программы Крестьянской партии.
Польский консерватизм имеет в основном радикальный характер. Идеи радикального консерватизма выражаются в программах крайне правых и крайне левых партий, а также партий, делающих акцент на националистическую риторику. Лейтмотив консервативных движений — пересмотр итогов посткоммунистического транзита, преодоление жёсткими мерами таких результатов либеральной политики, как бедность, преступность, коррупция. Так, например, партия «Закон и справедливость» выступила с требованиями возвращения высшей меры наказания, расторжения международных соглашений, вредящих польской экономике, пересмотра конституции в соответствии с национальным духом Польши, ограничения иностранных инвестиций. Программа партии «Самооборона» также призывала к пересмотру «неолиберальных догматов Вашингтонского консенсуса», который стал доктринальным основанием демократического транзита. Представители «Самообороны» считали альтернативу социализм — капитализм тупиковой и предлагали третий путь, который не повторял бы идеологические догматы, но соответствовал бы национальным традициям. К числу таких традиций относятся и католические ценности.
На сегодняшний день наиболее выраженным расколом является, с одной стороны, раскол по линии правые — левые, а с другой — по линии радикализм — умеренные доктрины.
Идеологический раскол по линии левые — правые оформился ещё в начале 1990-х годов на фоне различных подходов к проведению социальных реформ: умеренные правые партии заняли либеральные позиции, тогда как умеренные левые — социал-демократические. Проблема реформ остаётся актуальным поводом для раскола и в настоящее время. В 2001 году левые смогли одержать победу на выборах в Сейм на волне критики правого правительства Ежи Бузека, которое проводило непопулярные реформы социальной сферы, необходимые для вступления в ЕС. Но после своей победы на выборах левые не смогли изменить ситуацию. Безработица осталась на высоком уровне. Курс на урезание социального бюджета до 2007 года, продиктованный потребностями сокращения бюджетного дефицита в свете европейской интеграции, не способствовал улучшению ситуации в таких сферах, как социальное обеспечение и здравоохранение. «Гражданская платформа» выступает с программой законодательного стимулирования развития бизнеса, преодоления бедности путём налоговых льгот, а не социальных дотаций, преодоления безработицы путём упрощения процедуры получения работы, а не искусственного создания рабочих мест и тому подобного. Лидеры СЛД, с другой стороны, в своей предвыборной программе обвиняли правых в подрыве принципов гражданской солидарности и социального равенства, которые подменялись эгоизмом, шаблонным мышлением и популизмом.
Другой повод для раскола между левыми и правыми — европейская политика Польши. Изначально вопросы интеграции в евроатлантические структуры были политическим преимуществом правых партий, хотя такие внешнеполитические приоритеты, как успешная интеграция в ЕС и активное участие в деятельности НАТО, принимались как АБС и «Гражданской платформой», так и СЛД. Под руководством правого премьер-министра Ежи Бузека Польша вступила в НАТО, тогда как под руководством левого премьер-министра Лешека Миллера состоялось вступление в ЕС. Камнем преткновения между правыми и левыми стал не вопрос вступления сам по себе, а скорее условия, необходимые для интеграции в НАТО и ЕС: сокращение и качественные изменения вооружённых сил при увеличении оборонных расходов, реформы социальной сферы, вопросы защиты интересов сельского хозяйства и тому подобного.
Раскол по линии умеренных и радикальных политических доктрин стал достаточно актуальным после того, как конкуренция левых и правых стала сводиться не к принципиальным вопросам и радикальным альтернативам, а к вопросам порядка реализации политической стратегии страны. Умеренно левые и правые (СЛД и «Гражданская платформа») в целом не ставят под сомнение итоги приватизации, существующую конституцию, необходимость интеграции в ЕС, борьбу с терроризмом и тому подобного. Эти вопросы являются предметом их консенсуса. По мере ослабления конкуренции по этим вопросам между основными партиями в Польше образуются движения, набирающие политические очки за счёт радикальной критики сложившегося политического порядка.
Одна из причин популярности этих партий заключается в следующем: если умеренно правые и левые пришли к консенсусу по поводу результатов транзита, то в польском обществе такого консенсуса, похоже, не наблюдается. Именно голоса тех, кто проиграл от реформ, используют партии «Самооборона», «Лига польских семей», «Закон и справедливость». Для радикалов предметом консенсуса являются ущербность и существенные недостатки сложившейся в результате демократических реформ политической и социальной системы, а также призывы к её радикальному изменению. Актуальность этого раскола определяется не только наличием этих партий, но и их политическим весом.
← Назад | Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Польше в 1975–2000 годах
- Язык
- Возникновение Польского государства и феодальная раздробленность
- Объединение польских земель
- Выборные короли и упадок государства
- Разделы Речи Посполитой и иностранное правление
- Польша в период между мировыми войнами
- Польша в годы Второй мировой войны
- Польша в 1960–1980-х годах
- Польша в посткоммунистический период
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Главы государства (президенты) в 1989–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1989–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Сейме по итогам выборов в 2007 году
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов в 2007 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Польши в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности
- Положение Польши в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Автор учёный-этнограф посвящает свою книгу датскому полярному исследователю ...