Польша / Местное управление и самоуправление
Согласно конституции Польши, территориальное самоуправление выполняет публичные задачи, не закреплённые конституцией или законами за органами иных публичных властей (ст. 163).
В 1990 году в Польше началась масштабная реформа органов местного самоуправления, которая была проведена в два этапа: в 1990 году — на уровне гмины и в 1998 году — на уровне повята и воеводства. Её цель — демократизация и децентрализация управления. Это осуществлялось путём ограничения на уровне воеводства функций правительственной администрации, действующей наряду с администрацией самоуправления воеводства, и введения администрации самоуправления на всех трёх уровнях территориального деления — гмины, повята и воеводства. Гмина была с 1990 по 1998 год основной единицей местных органов власти, всего по стране их насчитывалось 2 121. Следующим уровнем деления были воеводства, которых насчитывалось 49. В 1998 году был проведён второй этап административной реформы, во время которого были восстановлены повяты — промежуточное звено территориального управления (ликвидированы в 1975 году), каждый из повятов включает в себя несколько гмин. В результате в стране теперь насчитывается 308 сельских и 65 городских повятов, а число воеводств было сокращено до 16. На местных выборах в октябре 1998 году были избраны 63,8 тысяч представителей местных органов власти, в том числе 855 членов законодательных органов воеводств, 10 тысяч представителей повятов и 52 тысячи членов муниципальных советов.
Воеводство является самой крупной единицей территориального самоуправления и региональным самоуправляющимся сообществом, которое в силу закона образуют жители воеводства. Самоуправление воеводства определяет стратегию развития воеводства. Оно выполняет задачи воеводского характера в следующих областях: образование, здравоохранение, общественная безопасность, обороноспособность. Органами самоуправления воеводства являются: воеводский сеймик и правление воеводства. В состав сеймика входят депутаты, избираемые на четырёхлетний срок.
Повят выполняет предусмотренные законами публичные задачи, выходящие по своему характеру за пределы гмин, в следующих областях: образование, санитарно-просветительная работа и здравоохранение, социальная помощь, семейная политика, общественный транспорт и дороги, культура и охрана культурных ценностей, физкультура и туризм, геодезия, картография и кадастр, распоряжение недвижимостью, благоустройство территорий и строительный надзор, водное хозяйство, охрана окружающей среды, сельское и лесное хозяйство, речное рыболовство, общественный порядок и безопасность граждан и др.
Круг действия гмины охватывает все публичные дела местного значения. К собственным задачам гмины относится удовлетворение нужд и потребностей сообщества. Эти задачи охватывают, в частности: благоустройство территории, распоряжение земельными площадями и охрану окружающей среды, гминные дороги, улицы, мосты, площади, а также организацию дорожного движения. К собственным задачам гмины относятся также такие вопросы, как: водопроводы и водоснабжение, канализация, отвод и очистка коммунальных сточных вод, забота о чистоте и порядке, санитарное оборудование, мусорные свалки и обезвреживание коммунальных отходов, электро- и теплоснабжение, местный общественный транспорт, здравоохранение, социальная помощь, коммунальное жилищное строительство, просвещение, культура и др.
← Назад | Местное управление и самоуправление | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Польше в 1975–2000 годах
- Язык
- Возникновение Польского государства и феодальная раздробленность
- Объединение польских земель
- Выборные короли и упадок государства
- Разделы Речи Посполитой и иностранное правление
- Польша в период между мировыми войнами
- Польша в годы Второй мировой войны
- Польша в 1960–1980-х годах
- Польша в посткоммунистический период
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Главы государства (президенты) в 1989–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1989–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Сейме по итогам выборов в 2007 году
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов в 2007 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Польши в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности
- Положение Польши в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга состоит из трёх больших глав, в которых с исчерпывающей полнотой разобраны ...
Книга финляндской писательницы У.-Л.Лундберг, пишущей на шведском языке, ...
В книге изложены азы и чуть глубже по геологии, добыче и транспорту нефти, ППД, ...