Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Либерия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Учреждения ООН: МАГАТЭ, Международная финансовая корпорация, Международный фонд развития сельского хозяйства, Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, МОТ, МВФ, Движение неприсоединения, ЮНКТАД, ЮНЕСКО.

Международные блоки и региональные организации: Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, ИКАО, МКСП, МАР, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Интерпол, МОК, Международная организация по вопросам переселения (миграции), Международный союз телекоммуникаций, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, Всемирный почтовый союз, ВКТ, ВФП, ВОЗ, ВОИС, ВМО.

Экономические организации: Африканский банк развития, ЭКОВАС, МБРР, ИФАД, МФСР, МФК.

На протяжении всей истории Либерии эта страна поддерживала самые тесные связи с США. Американская элита управляла государством вплоть до переворота 1980 года. Американские частные инвестиции превалировали в экономике Либерии. Кроме того, между двумя странами был заключён двусторонний оборонительный договор. Хотя США не одобряли режима Доу, договоры оставались в силе. США были основным кредитором Либерии.

Во внешнем мире отношение к переменам в Либерии 1980 было неоднозначным. Переворот приветствовали в Ливии, Эфиопии, Кубе, Восточной Европе.

Что касается Сьерра-Леоне, Нигерии, Кот-д’Ивуара, то они хранили молчание или выражали неодобрение новому режиму. В частности, 25 апреля 1980 года министру иностранных дел Либерии было отказано посетить Лагос (Нигерия) для участия в сессии ОАЕ. 12 мая его не пригласили на сессию ЭКОВАС (Организация экономического сотрудничества стран Западной Африки). 27 мая Доу было отказано участвовать во встрече глав государств в Ломе (Того). Особенно ухудшились отношения с Нигерией, «сверхдержавой» Западной Африки. Она закрыла своё посольство в Монровии. В ответ было закрыто посольство Нигерии. Либерия прервала свои отношения с Кот-д’Ивуаром, Сьерра-Леоне, ЭКОВАС, Союзом реки Мано. Первым нормализовал отношения с Доу Секу Туре, президент Гвинеи. Он пригласил его с визитом к себе, потом стал посредником в нормализации отношений Либерии с другими африканскими странами. 16 июня 1980 года в Абиджане состоялась встреча Доу с президентами Кот-д’Ивуара, Сьерра-Леоне, Гвинеи, Того, а в конце июня эти лица посетили Монровию.

К лету 1980 года новому режиму стало ясно, что экономически Либерия полностью зависит от Запада, и Доу сменил курс. Были восстановлены традиционные отношения с США, Израилем. Ориентация на Запад стала однозначной. Соединённые Штаты пошли на нормализацию отношений, учитывая, прежде всего, стратегическое значение Либерии. В мае 1980 году делегация США высокого ранга посетила Либерию. Она констатировала, что в Либерии размещены: 1) передатчик «Голоса Америки»; 2) телекоммуникационный центр для связи с посольствами во всей Тропической Африке; 3) глобальная навигационная система «Омега» для определения местонахождения кораблей и самолётов. Интерес США к этой стране определялся также тем, что в ней живут 3,5 тысячи американских граждан, в её экономику инвестировано 350 миллионов долларов, её аэропорт в Робертсфилде используется для полётов самолётов американской компании «Пан-Америкэн».

С некоторыми странами Запада отношения налаживались непросто. Многое их омрачало. Так, 14 июня 1980 года солдаты Доу ворвались в посольство Франции и арестовали укрывшегося там А. Бенедикта Толберта, сына бывшего президента. Франция, естественно, заявила решительный протест в связи с нарушением экстерриториальности её представительства, и отношения двух стран резко ухудшились.

Несмотря на наличие отдельных нерешённых вопросов в отношениях с Западом, было очевидно, что режим Доу отказался от курса на переориентацию традиционной внешней политики Либерии. Это стало совершенно ясно, когда в середине 1981 года было закрыто посольство Ливии и резко сокращён состав сотрудников посольства Советского Союза. Если в первые месяцы после переворота 1980 года сотрудничество с соцстранами складывалось нормально, то отныне ситуация резко изменилась, и в 1983 году посол СССР Анатолий Уланов был выдворен из Либерии, а к 1985 году обе страны закрыли свои посольства.

Ещё в 1998 году Либерия обвинила Гвинею в дестабилизации ситуации в стране путём участия в операции ЭКОВАС. Гвинея отрицала обвинения. Этот конфликт совпал с усилением напряжения в отношениях между Либерией, Ганой и Нигерией, которые обвиняли Либерию в оказании помощи повстанцам в Сьерра-Леоне. В результате Нигерия вывела свои миротворческие войска из Либерии.

Кроме того, в апреле 1999 года гвинейцы вторглись в Северо-Западную Либерию. Хотя после этого и была создана трёхсторонняя комиссия для разрешения этого конфликта, и уже в октябре 1999 года и феврале 2000 года были снова открыты границы с Сьерра-Леоне и Гвинеей соответственно.

В связи с непрекращающимися военными столкновениями во всех трёх странах в 2001 года в Западной Африке вновь разыгрался региональный конфликт между военными Гвинеи и Сьерра-Леоне, повстанцами из Либерии и некоторыми племенами из Сьерра-Леоне с одной стороны и либерийской армией, сопротивленцами из Сьерра-Леоне и Гвинеи — с другой. Основной причиной конфликта были богатые алмазами территории, продажа же драгоценных камней позволяла закупать орудие для борьбы с внутренними политическими врагами.

В феврале 2002 года состоялась встреча президентов Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинеи, на которой наконец было достигнуто соглашение об усилении обороны границ, репатриации беженцев и тому подобное, однако полностью отношения между странами восстановлены не были.

Основные направления внешнеполитического курса переходного правительства — это отношения с ближайшими соседями, прежде всего по Союзу реки Мано. О серьёзных намерениях развивать отношения на этом направлении свидетельствуют первые зарубежные поездки главы НППЛ, совершенные им в Сьерра-Леоне, Гвинее, Кот-д’Ивуаре и Буркина-Фасо.

Серьёзное отношение придавалось развитию отношений с ЭКОВАС и, естественно, со странами—лидерами Сообщества — Ганой и Нигерией. Между лидерами этих стран проводятся регулярные консультации.

После разрыва отношений с Тайванем открылись перспективы сотрудничества с КНР. Правительство КНР восстановило работу своего посольства в Монровии, а посетивший Либерию в декабре 2003 года высокопоставленный чиновник МИД Китая подписал, от имени китайского правительства, соглашение с НППЛ об экономическом и техническом сотрудничестве. Высокий уровень сотрудничества поддерживается с ООН. Учитывая вовлечённость Организации в урегулирование конфликта и масштабность стоящих перед ней задач в плане оказания содействия НППЛ, отношения с ООН будут оставаться в центре внимания либерийского руководства на длительную перспективу.

Сейчас Либерия также пытается установить дипломатические отношения с Кубой и Ливией.

Дипломатические отношения между бывшим СССР и Республикой Либерией установлены 11 января 1956 года. Посольства в столицах обеих стран были открыты в 1972 году.

В 1970–1980 годах между нашими странами был заключён целый ряд соглашений, однако требуется инвентаризация юридической базы. В 1977–1978 годах состоялся обмен парламентскими делегациями. Россия подписала с Либерией ряд двусторонних документов: в 1979 году — Торговое соглашение; в 1980 году — Соглашение о воздушном сообщении; 1981 году — Соглашение о сотрудничестве между Гостелерадио СССР и Либерийской радиовещательной и телевизионной системой; 1985 год — Соглашение об обмене информацией между ТАСС и Либерийским агентством новостей. В связи с началом в декабре 1989 года в Либерии гражданской войны все российские загранучреждения в Монровии к июню 1990 года были закрыты. В целях придать импульс двусторонним отношениям с нашей страной в марте 2000 года Москву посетил спецпредставитель президента Ч. Тейлора госминистр Дж. Тейлор, который был принят заместителем министра иностранных дел Российской Федерации С. А. Орджоникидзе и имел беседы в ряде федеральных органов власти. В ходе состоявшейся беседы были обсуждены вопросы состояния и перспективы развития двусторонних отношений. Госминистр информировал о тех трудностях, с которыми либерийское руководство сталкивается на пути возвращения страны к стабильности, национальному согласию и устойчивому экономическому развитию.

С российской стороны была высказана готовность к развитию с Либерией всесторонних взаимовыгодных связей и сотрудничества, в том числе в целях оказания либерийскому народу содействия в преодолении последствий длительной гражданской войны. Были также рассмотрены отдельные аспекты ситуации в субрегионе, а также роль в его делах Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС). Стороны выразили надежду, что визит Дж. Тейлора даст импульс оживлению двусторонних отношений между нашими странами. Достигнута принципиальная договорённость об открытии в Москве посольства Либерии. В феврале 2004 года в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1509 от 19 сентября 2003 года Россия направила в состав Миссии ООН в Либерии до 40 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составе международного полицейского персонала в Либерии. На август 2004 года общая численность россиян в составе МООНЛ составила 27 человек.

Российские авиаперевозчики активно включились в работу по обеспечению Миссии ООН в Либерии. Самолёты ряда авиакомпаний России совершают рейсы в Монровию, доставляя грузы по линии ООН. ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» выиграла тендер и подписала с ООН два контракта на транспортное обслуживание МООНЛ.

Имеются данные о наличии представителей российского бизнеса в Либерии.

В марте 2004 года В. Путин издал указ о том, что с 22 декабря 2003 года до 22 декабря 2004 года запрещаются: продажа или поставка в Либерию вооружения и связанных с ним материальных средств всех видов; предоставление Либерии услуг по техническому обучению или технической помощи. Упомянутые меры не распространяются на поставки вооружения и связанных с ним материальных средств и предоставление услуг по техническому обучению и технической помощи, которые предназначены исключительно для поддержки Миссии Организации Объединённых Наций в Либерии и использования ею, а также на названные поставки и предоставление услуг в рамках международной программы обучения и реформирования вооружённых сил и полицейских подразделений Либерии, если эти поставки и услуги заранее утверждены Комитетом Совета Безопасности ООН, учреждённым в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1521 от 22 декабря 2003 года (далее — Комитет).

Кроме того, данные меры не распространяются на поставки несмертоносного военного имущества, предназначенного исключительно для использования в гуманитарных или защитных целях. С 22 декабря 2003 года до 22 декабря 2004 года запрещаются также: импорт всех видов круглого леса и лесоматериалов либерийского происхождения, а также всех необработанных алмазов из Либерии независимо от того, либерийского происхождения такие алмазы или нет; въезд на территорию Российской Федерации или транзит через неё всех обозначенных Комитетом лиц, которые представляют угрозу мирному процессу в Либерии или занимаются деятельностью, направленной на подрыв мира и стабильности в Либерии и соседних с ней странах, имея в виду, что такой запрет не распространяется на граждан Российской Федерации. В июле 2004 года президент России В. В. Путин подписал Указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1532 от 12 марта 2004 года», в котором постановил следующее: всем государственным учреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, фирмам, банкам, организациям, иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что с 12 марта 2004 года замораживаются денежные средства, другие финансовые активы и экономические ресурсы, принадлежащие (контролируемые), прямо или косвенно, бывшему либерийскому президенту Чарлзу Тейлору, его ближайшим родственникам.

Что касается сотрудничества в других сферах, то, например, в морском регистре Либерии зарегистрировано порядка 66 судов рыболовного и торгового флота России. Ежегодно Либерии предоставляется 10 государственных стипендий для учёбы её граждан в российских вузах.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Охота за камнями / Научно-художественная книга для юных геологов-разведчиков. Книга вооружает читателя необходимыми знаниями для того, чтобы самостоятельно разобраться в геологическом строении местности, найти обнажения горных пород, опробовать россыпь, взять образец и документировать свою разведочную работу. Книга учОхота за камнями
Научно-художественная книга для юных геологов-разведчиков. Книга вооружает ...
Основы палеонтологии (в 15 томах) том 12. Земноводные, пресмыкающиеся, птицы / Фундаментальная работа по палеонтологии. В 15 томах данного справочника содержится описание различных групп ископаемых организмов — от простейших до млекопитающих и от водорослей до покрытосеменных растений. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1964 года (издательство «ИздательОсновы палеонтологии (в 15 томах) том 12. Земноводные, пресмыкающиеся, птицы
Фундаментальная работа по палеонтологии. В 15 томах данного справочника ...
Растительность Туркестана / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года (издательство «Петроград»).Растительность Туркестана
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...