Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты, отношения с Россией

Руанда / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты, отношения с Россией

Руанда участвует в следующих международных организациях: Организация Объединённых Наций (ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по вопросам культуры и образования (ЮНЕСКО), Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО, с мая 1996 года), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная организация гражданской авиации, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная ассоциация развития, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международный олимпийский комитет (МОК), Международная организация по вопросам переселения, Международный союз телекоммуникаций, Всемирная организация по туризму, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности, Всемирная конфедерация труда, Всемирный почтовый союз, Агентство по культурному и техническому сотрудничеству, Африканский банк развития и ряд других.

Руанда член ООН с 1962 года. После событий 1994 года руандийское руководство упрекали ООН и её генсека Кофи Аннана (руководившего в 1994 году миротворческими операциями) в пассивности и бездействии в период геноцида в Руанде. ООН создала независимую комиссию по расследованию массовых убийств в 1994 году, доклад которой, опубликованный в декабре 1999 году, признавал, что международное сообщество не в полной мере выполнило свои обязательства в ходе внутрируандийского конфликта. Руанда признает необходимость укрепления роли ООН как основного механизма системы международных отношений, выступает за повышение эффективности этой организации, её демократизацию. Она считает необходимым реформирование СБ ООН путём расширения состава его постоянных членов за счёт включения в него какого-либо «влиятельного» африканского государства.

Руанда получает значительную экономическую помощь со стороны ООН и её специализированных организаций: Программы развития (PNUD), Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO), Всемирной продовольственной программы (РАМ) и Верховного комиссариата по делам беженцев (HCR). В частности, PNUD выделила 120 миллионов долларов США на реализацию в 1997–2000 годах программ строительства дешёвого жилья для возвращающихся в Руанду беженцев, развития систем водоснабжения, строительства школьных помещений, содействия развитию системы высшего образования (создание в Кигали Института науки и технологий). 180 миллионов долларов США было выделено Всемирной продовольственной программой в 1994–1997 годах на оказание срочной продовольственной помощи возвращающимся в Руанду беженцам. На обустройство тех же беженцев (всего в страну возвратилось около 2,8 миллиона человек) HCR ежегодно расходовал порядка 40 миллионов долларов США (41,7 миллионов долларов в 1998 году). Ещё 5,5 миллионов долларов предоставила FAO для обеспечения руандийских крестьян в 1997–2002 годах семенами, сельхозинвентарём и удобрениями.

Со времени создания в 1963 году Организации африканского единства (ОАЕ) Руанда входит в эту организацию (ныне — Африканский союз). Руандийские подходы к основным международным проблемам, как правило, базировались на соответствующих решениях этой общеафриканской организации.

В своей внешней политике Руанда придерживается прагматической линии, призванной укрепить её позиции в РВО и Африке и обеспечить поддержку мирового сообщества в поддержании внутренней стабильности и устойчивого экономического роста.

Руководство Руанды стремится к укреплению политических и экономических связей со своими соседями, государствами Восточной Африки. Она поддерживает интенсивное торгово-экономическое сотрудничество со своими партнёрами по Общему рынку стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в который она была принята вместе с Бурунди в 2000 году. Страна является также членом созданного в 1976 году Экономического сообщества стран Великих озёр (ЭССВО), в которое, кроме неё, входят Бурунди и ДРК. Несмотря на четырёхлетнюю паузу в деятельности ЭССВО, вызванную руандийско-конголезским конфликтом 1998–2002 годов, Сообщество имеет неплохие перспективы для дальнейшего развития и расширения. О своём намерении вступить в него заявляли, в частности, Уганда и Танзания. В 1977 году Руанда вошла в состав Организации бассейна реки Кагера (ОБК), в которую, кроме неё, входят Бурунди, Танзания и Уганда. В 1998 году Руанда приостановила своё членство в Экономическом сообществе государств Центральной Африки (ЭСГЦА), мотивируя это тем, что её экономические интересы тяготеют к восточной части Африки. Однако в январе 2004 года она приняла участие в совещании лидеров 11 стран сообщества, на котором было принято решение создать к концу 2007 года в рамках ЭСГЦА зону свободной торговли. Вместе с другими членами организации Руанда обязалась сотрудничать в реализации долгосрочной социально-экономической программы «Новое партнёрство для развития Африки» (НЕПАД). С 2007 года Руанда — член Восточно-Африканского сообщества.

Одной из основных внешнеполитических проблем руандийского руководства в последние годы было урегулирование конфликтной ситуации с соседней ДРК, куда в августе 1998 года Руанда ввела свои армейские подразделения, чтобы обезопасить свои западные районы от набегов с конголезской территории укрывшихся там боевиков хуту — бывших военнослужащих армии Хабьяриманы. После трудных многосторонних переговоров (в конголезский конфликт оказались втянуты несколько близлежащих африканских стран) руандийская сторона, вместе с другими участниками конфликта, подписала 10 июля 1999 года в Лусаке (Замбия) соглашение о мирном урегулировании в ДРК. Однако потребовалось ещё три года двусторонних переговоров о гарантиях безопасности для каждой из сторон, прежде чем Руанда и ДРК подписали 30 июля 2002 года в Претории (ЮАР) мирное соглашение, позволившее руандийцам начать вывод своих войск с конголезской территории. Соглашение ослабило напряжённость в отношениях между двумя странами, стабилизировало положение в районах, примыкающих к руандийско-конголезской границе. Улучшению ситуации способствовало также размещение миротворческих сил ООН в восточных провинциях ДРК.

Особый характер носят отношения с Угандой — страной, во многом благодаря поддержке которой нынешний руандийский режим смог утвердиться у власти. Правда, в конце прошлого — начале нынешнего столетия отношения между двумя странами подверглись серьёзным испытаниям из-за разногласий по поводу тактики совместных действий в ДРК и поддержки действующих там повстанческих движений. Имели место вооружённые столкновения между экспедиционными силами двух стран в районе конголезского города Кисангани (август 1999 года). По существу, причиной возникшей напряжённости были разногласия по поводу дележа полезных ископаемых и других природных ресурсов, вывозимых обеими странами из восточных районов ДРК. В последующем, в связи с выводом руандийских и угандийских войск из этих районов и их возвращением на родину, претензии сторон потеряли актуальность.

Традиционно добрососедскими являются отношения с Бурунди. Руанда оказывала политическую поддержку бурундийскому руководству в тяжёлый для него период действия экономических санкций (1996–1999 годы) со стороны государств РВО (инициаторами были Кения и Танзания), поддержанных ООН. Руанда в целом положительно относится к усилиям правительства Бурунди по стабилизации положения в стране, проявляет готовность к расширению с ней взаимовыгодного сотрудничества.

Всё более важное место во внешнеполитических связях Руанды на Африканском континенте занимает Южно-Африканская Республика, являющаяся одним из крупнейших зарубежных инвесторов в руандийскую экономику. В конце 1990-х годов между двумя странами был заключён ряд соглашений о сотрудничестве в области гражданской авиации, в развитии топливно-энергетического сектора, в сфере сельского хозяйства, культуры, образования и торговли.

В отношениях с индустриально развитыми странами Запада руандийское руководство придерживается линии, направленной на привлечение их финансово-экономической помощи для восстановления и развития страны. Основные западные партнёры и доноры — США, ФРГ, Бельгия, Великобритания, Канада, Нидерланды.

Мощную поддержку руандийский частный бизнес получает от США. В частности, он имеет возможность пользоваться средствами созданного Соединёнными Штатами в 1999 году Фонда для стран Африки южнее Сахары в размере 350 миллионов долларов, предназначенного для развития инфраструктуры частного предпринимательства (связь, транспорт, энергоснабжение). Руандийские предприниматели, ведущие дела с американскими партнёрами, получают долгосрочные (на 5 и 10 лет) визы для въезда в США. В октябре 1999 года США списали 77 % руандийской задолженности с условием, что оставшаяся часть долга будет использована для развития частного бизнеса в Руанде и для расширения связей между предпринимателями двух стран.

В том, что касается сотрудничества со странами ЕС, то в рамках двусторонних соглашений с ними руандийская сторона, как правило, пользуется определёнными льготами по доступу на рынки этих стран. Кроме того, на средства Европейского союза в Руанде реализуется ряд программ экономической помощи как на возвратной (кредиты), так и на безвозмездной основе

После 1994 года довольно долго не могли наладиться отношения с Францией, которая, по мнению руководства РПФ, активно поддерживала правительство Ж. Хабьяриманы во время гражданской войны. Некоторое улучшение наметилось после визита в Кигали в январе 2000 года французского министра по делам сотрудничества с заморскими территориями LLI. Жосслена — первого официального представителя Франции, посетившего Руанду после 1994 года.

До 1998 года достаточно прохладными были и отношения Руанды с её бывшей метрополией — Бельгией, которую руандийское руководство упрекало в уклонении от её части ответственности за геноцид 1994 года и в укрывательстве его активных участников. Улучшение отношений наступило после официального визита П. Кагаме в Брюссель в январе 1998 года. Визиту, в свою очередь, предшествовало опубликование доклада сенатской комиссии Бельгии по расследованию событий 1994 года в Руанде, в котором, в частности, указывалось на определённую ответственность бельгийского правительства за трагическое развитие этих событий.

Дипломатические отношения с СССР установлены 17 октября 1963 года. Руандийская Республика признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника СССР в январе 1992 года. Двусторонние отношения носят ровный, дружественный характер. Договорно-правовая база включает соглашения о культурном и научном сотрудничестве (1966 год); об эквивалентности документов и свидетельств об образовании (1972 год); о воздушном сообщении (1973 год); о торговле (1974 год); о подготовке кадров (1988 год); об обучении студентов на компенсационной основе (1993 год); Протокол о межмидовских консультациях (2004 год). Торгово-экономические связи в период гражданской войны в Руанде были приостановлены. С 1994 года прекратились полёты «Аэрофлота» в Кигали.

Вплоть до начала 1990-х годов между двумя странами развивалась взаимовыгодная торговля, происходил обмен делегациями общественных деятелей, парламентариев, артистов, спортсменов. В советских вузах с 1966 по 1994 годы было подготовлено около 700 руандийских специалистов для различных отраслей экономики, здравоохранения, образования, науки, культуры.

После распада СССР России, как его правопреемнице, пришлось корректировать объём и характер своих связей с Руандой с учётом имевшихся у обеих сторон возможностей. Новая ситуация требовала создания новой правовой базы двусторонних отношений, но эта работа шла очень медленно из-за гражданской войны в Руанде, а после 6 апреля 1994 года вообще была приостановлена в связи со сменой правящего режима и эвакуацией российского посольства из Кигали до ноября того же года. Российско-руандийские экономические проекты были заморожены. Лишь послевоенная стабилизация обстановки в Руанде и участие России в программах помощи ООН позволили приступить к восстановлению двусторонних связей и поиску новых форм сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды.

Россия приняла активное участие в программах международной помощи Руанде. По договорённости между Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) с апреля 1994 года в течение нескольких месяцев в Танзании работал российский автотранспортный отряд для доставки гуманитарных грузов в лагеря руандийских беженцев. В ноябре 1996 года в связи с массовым возвращением беженцев из Заира тремя авиарейсами МЧС в Кигали было доставлено 80 тонн медикаментов и продовольствия.

При финансовом участии PNUD был реализован трёхсторонний (ООН, Руанда, Россия) проект по созданию автошколы в Кавуму-Ньянза для подготовки водителей большегрузных автомобилей и автомехаников. Техническое оборудование для школы (на сумму около 1 миллиона долларов США) и штат преподавателей были предоставлены российской стороной (МЧС РФ в лице его внешнеэкономического агентства ЭМЕРКОМ). Школа начала функционировать летом 1997 года. На её открытие приезжала делегация МЧС во главе с министром С. К. Шойгу. В феврале 1998 года в Москве по приглашению МЧС России побывала официальная руандийская делегация во главе с министром по делам молодёжи, спорта, культуры и профессиональной подготовки Ж. Биозагара. Это был первый после войны 1994 года визит в Россию правительственной делегации Руанды.

На базе автошколы в 2000 году был создан политехнический центр, в котором специалистами МЧС был подготовлен первый в Центрально-африканском регионе мобильный спасательный отряд. В феврале 1998 года в Москве по приглашению МЧС России побывала официальная руандийская делегация во главе с министром по делам молодёжи, спорта, культуры и профессиональной подготовки Ж. Биозагара. Это был первый после войны 1994 года визит в Россию правительственной делегации Руанды.

Из-за финансовых трудностей Руанда вынуждена была в конце 1995 года закрыть своё посольство в Москве и поручить представление её интересов в России своему послу в ФРГ. Основной акцент делается на взаимодействие в политической сфере. Периодически проводятся консультации между министерствами иностранных дел Руанды и России по различным вопросам национальной и международной политики. Политические связи осуществляются и на уровне представительств обеих стран в ООН.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

О некоторых очередных проблемах радиогеологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство «Известия академии наук»).О некоторых очередных проблемах радиогеологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
Вулканы / Справочник содержит характеристику около трёх тысяч вулканов земного шара, сгруппированных по вулканическим поясам и другим районам проявления вулканизма. Этим поясам и районам предшествует их общая геолого-географическая характеристика. Сведения о вулканах включают географическое положение, морфолоВулканы
Справочник содержит характеристику около трёх тысяч вулканов земного шара, ...
Город Архангельск / Книга содержит краеведческую информацию об Архангельске. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1928 года (издательство «Архангельск, без издательства»).Город Архангельск
Книга содержит краеведческую информацию об Архангельске. Воспроизведено в ...