Никарагуа / Разделение и взаимодействие ветвей власти

В конституции предусмотрено разделение властей на исполнительную, законодательную, судебную и избирательную (ст. 129); в той же статье говорится о необходимости координации действий всех ветвей власти «на благо нации». Тем самым подразумевается не только разделение, но и взаимное дополнение и частичное пересечение функциональных обязанностей различных ветвей власти, их взаимный контроль, обеспечивающий соблюдение принципа сдержек и противовесов.

Президент Никарагуа является главой государства и одновременно главой правительства, а также верховным главнокомандующим (ст. 144). Президент обладает правом полного или частичного вето по отношению к любому законопроекту, рассматриваемому парламентом (кроме поправок к конституции), но вето может быть преодолено простым большинством голосов депутатов (ст. 142, 143). Будучи главой исполнительной власти, президент назначает и освобождает от должности министров и председательствует на заседаниях Совета министров.

Высший законодательный орган Никарагуа — однопалатное Национальное собрание. Его члены избираются всенародным прямым голосованием, а по два места сохраняются для кандидатов в президенты и вице-президенты, проигравших во втором туре, и бывших президента и вице-президента (ст. 133). Собрание может отстранить президента от должности 2/3 голосов в случае неспособности последнего выполнять свои обязанности либо в случае возбуждения против него уголовного дела (предварительно он лишается иммунитета, и дело подлежит разбирательству в Верховном суде) (ст. 130). Министры не несут ответственности перед парламентом, хотя последний может запрашивать отчёт об их деятельности. Президент не может распустить Национальное собрание. Таким образом, Никарагуа представляет собой классическую президентскую республику.

Законодательной инициативой обладают депутаты Национального собрания, президент, Верховный суд, Верховный избирательный совет, советы муниципалитетов и автономий, депутаты Центрально-Американского парламента, а также группа из не менее 5 000 граждан (ст. 140).

Судебная власть представляет собой независимую ветвь власти. Судьи Верховного суда избираются Национальным собранием из списка кандидатов, предложенного президентом. Из числа избранных судей президент выбирает председателя Верховного суда (ст. 163).

Конституционный контроль осуществляет Верховный суд (ст. 164), а толкование законов и конституции может быть осуществлено и Национальным собранием (ст. 138).

Также в конституции выделяется в отдельную ветвь власти избирательная власть. Её представляет Верховный избирательный совет, который состоит из семи членов, избираемых Национальным собранием сроком на пять лет (ст. 170).


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Воздух / На страницах этой книги нашли своё отображение освежающие бризы, разрушительные торнадо и свирепые ураганы; формы рельефа, буквально навеянные ветром; флюгеры, ветряные мельницы и ветровые энергетические установки; величественные парусные корабли и стремительные яхты; разнообразные духовые инструменВоздух
На страницах этой книги нашли своё отображение освежающие бризы, разрушительные ...
Индонезия / Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития современной Индонезии. В ней отражены общие сведения, краткий исторический очерк, характеристика эко­номики, особенности социально-экономического развития, рассказы­вается о положении трудящихся и др. Брошюра содержит маИндонезия
Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития ...
Бентос лососёвых рек Урала и Тимана / В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических исследований, проведённых на водотоках, стекающих с Тиманского кряжа и западного склона Уральских гор и входящих в систему основных лососёвых притоков крупных северных рек Печора, Мезень и Северная Двина. В работе изложБентос лососёвых рек Урала и Тимана
В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических ...