Венесуэла / Конституционные основы, характеристика формы правления
Венесуэла является президентской республикой. После обретения независимости и до 1960-х годов её политическая жизнь характеризовалась сочетанием длительных периодов политической нестабильности, сопровождавшихся ростом центробежных тенденций и увеличением веса властей штатов в политическом процессе (на фоне ослабления центрального правительства) и авторитарного правления (этому сопутствовали тенденции централизации), с неудачными попытками демократизации. Этим можно объяснить большое число принятых в Венесуэле в разное время конституций (некоторые исследователи насчитывают 27 конституций, включая конституцию 1999 года), а также попыток военных переворотов.
В первой половине XX века Венесуэлой правили авторитарные режимы. В результате, оставаясь номинально федеративной республикой, Венесуэла фактически была унитарным государством. Одним из результатов демократизации политической жизни страны в середине XX века стало принятие в 1961 году новой конституции. Согласно ей, президент, являвшийся главой государства и правительства и избиравшийся прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок, обладал широкими полномочиями (право назначать и смещать министров, руководить конгрессом, объявлять с согласия совета министров чрезвычайное положение с отменой конституционных гарантий и тому подобного), способствовавшими сохранению тенденций централизации. Конституция устанавливала, что законодательная власть принадлежит федеральному конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты депутатов и Сената, а штаты имеют собственные конституции и законодательные ассамблеи и управляются губернаторами.
Избранный в 1998 году президент Уго Чавес объявил целью своей деятельности создание Пятой Республики, а в качестве одного из инструментов для её достижения — пересмотр конституции. В этих целях специально учреждённая Конституционная ассамблея (её члены избирались всеобщим голосованием, и сторонники Чавеса составили абсолютное большинство — 125 из 131) разработала новую конституцию (является одним из самых больших документов такого рода в мире), одобренную на референдуме 15 декабря 1999 года.
В соответствии с конституцией 1999 года президент избирается на шесть лет с правом переизбрания на новый срок (на референдуме в феврале 2009 года избиратели проголосовали за отмену ограничения по количеству сроков занятия поста президента); существенно расширены полномочия исполнительной власти, особенно в области экономики; расширены полномочия центрального правительства по вмешательству во внутренние дела штатов; ограничиваются права предпринимателей и их профессиональных общественных организаций. Кроме того, упразднён Федеральный конгресс. Федеральная законодательная власть представлена однопалатным парламентом — Национальной ассамблеей.
Порядок внесения изменений в конституцию следующий: инициатива внесения поправок может исходить от 15 % избирателей, либо от 39 % депутатов Национальной ассамблеи (в этом случае поправка выносится на голосование, в котором должна набрать большинство голосов депутатов), либо от президента, возглавляющего правительство. После этого в течение 30 дней проходит референдум, который и определяет, вносится ли эта поправка в конституцию или нет. Следует отметить, что поправка не должна противоречить духу конституции, а только дополняет её положения.
В качестве основополагающих ценностей конституция выдвигает основные права и свободы человека, равенство всех перед законом, невзирая на социальный статус, расу, религию, пол и так далее (ст. 19–135). Подчёркивается важность свободы слова, отсутствие цензуры, но при этом вводится запрет на пропаганду войны и ненависти, а также перечисляются различные социальные, культурные и экономические права граждан (например, право на здравоохранение).
Гражданам страны принадлежит право участвовать в политической жизни в активной и пассивной формах (кроме осуждённых). Только венесуэльцы от рождения имеют право занимать должности президента, вице-президента, председателя парламента. Граждане Венесуэлы имеют право созыва Учредительного собрания для изменения политической системы страны или принятия новой конституции. Для этого необходимо решение президента и правительства, а также большинства в 2/3 депутатов Национальной ассамблеи, 2/3 депутатов местных советов и 15 % избирателей. Помимо этого конституция упоминает обязанность народа Венесуэлы смещать любую власть, теряющую демократическую легитимность.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Испанская колонизация и борьба за независимость
- Период каудильизма
- Попытки перехода к демократии
- Демократическое правление
- Венесуэла в условиях двухпартийности
- Эрозия двухпартийной демократии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1969–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальной ассамблее по итогам выборов 2010 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Венесуэлы в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Венесуэлы в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Острова, затерянные во льдах Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
Сияющее Эльдорадо Книга английской писательницы Э. Хаксли даёт яркую картину жизни Австралии как в ...
Черногория в ее прошлом и настоящем Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года ...