Афганистан / Религия и государство, роль религии в политике

Согласно основному закону, государственной религией Афганистана является ислам, однако конституция также предусматривает равенство религий. Проживающие на территории Афганистана узбеки, туркмены, белуджи, чараймаки, арабы, аймаки, пашаизы, нуристанцы, а также большая часть пуштунов исповедуют суннизм ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы). Численность суннитов составляет до 84 % населения.

Сегодня шариат реально действует практически во всех горных селениях, а до падения режима талибов был официально введён на контролируемой ими территории. Афганская правовая система принадлежит к мусульманской правовой семье, и шариат так или иначе оказывает влияние на все отрасли права. Это связано с тем, что ислам регламентирует все стороны жизни своего последователя, и разделение на «светскую» и, собственно, «религиозную» составляющие фактически отсутствует.

Кроме того, в жизни афганцев, несмотря на социальные реформы второй половины XX века, заметную роль продолжают играть родоплеменные обычаи (адаты), зачастую противоречащие требованиям шариата.

Важное место в структуре афганского общества занимает мусульманское духовенство. Духовные лидеры обладают среди населения аграрной страны огромным авторитетом.

Многие муллы связаны с тем или иным тарикатом (эзотерическим и политическим орденом). Наиболее крупные из них — Накшбандийя, Кадырийя и Чиштийя, традиционно названные по имени основателей или крупных религиозных деятелей прошлого. Суфийские ордены ставят перед собой цель духовного и этического совершенствования своих адептов, а также осуществляют просветительские и пропагандистские проекты, стараются оказывать влияние на светских правителей.

Влиятельное афганское движение талибов (араб, «ученики», «последователи») организационно оформилось в 1994 году в Кандагаре в среде выпускников религиозных училищ движения Деобанди. Радикальная интерпретация доктрин Деобанди, дополненная патриархальными традициями пуштунов и антизападной риторикой, стала идеологической основой движения «Талибан». Связи с консервативными пакистанскими религиозными школами и косвенные контакты с пакистанской разведкой талибы поддерживают до сих пор. Кроме того, в разное время талибы сотрудничали с принцами Саудовской Аравии и представителями Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) (эти две страны вместе с Пакистаном были единственными государствами, поддерживавшими дипломатические отношения с режимом талибов).

В эпоху владычества талибов представители мирового «террористического интернационала» часто находили прибежище в Афганистане, где скрывался и лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен. В движении талибов силен этнический компонент: среди руководства организацией преобладают пуштуны.

После прихода к власти талибы отменили конституцию 1987 года, запретили телевидение, видео, Интернет и западную музыку и начали широкомасштабную кампанию по искоренению всех неисламских элементов жизненного уклада народов Афганистана. В результате действий США и их союзников, а также новых афганских властей фундаменталисты оказались вытеснены в южные области страны.

Шиизма придерживается примерно 15 % населения Афганистана, причём, как правило, шииты-иснаашариты проживают компактными общинами в районах Кабула, Герата, Газни и Хазараджата и стараются сохранять связь своей этнической группы (персы, хазарейцы, кызылбаши, частично таджики и пуштуны) с шиитским направлением в исламе. Политические партии, выражающие интересы шиитского меньшинства, как правило, имеют связи с Ираном. Идеологические разногласия между политическими партиями шиитов Афганистана незначительны. Многие лидеры афганских шиитов проходят обучение в духовных центрах Кум и Неджеф (Иран). На территории Афганистана располагается крупная шиитская святыня — гробница Мазари-Шариф, предполагаемое место упокоения зятя Мухаммеда, имама шиитов Али ибн Абу Талиба.

Кроме шиитов-двунадесятников, в Афганистане также есть небольшие общины исмаилитов (0,02 % населения). В то же время, поданным, которые сообщил духовный и светский лидер исмаилитов (имам) Ага Хан IV, до начала гражданской войны численность исмаилитского населения Афганистана, в основном памирцев и кайанцев, превышала 750 000 человек. Исмаилитский центр существует в Пули-Хумри. Две основные группы исмаилитов в Афганистане проживают в в Хазараджате, в районе Доши провинции Баглан и в регионах афганского Бадахшана (Дарваза, Шутнана, Ишкашима, Вахана, Мунджана).

Западная часть современного Афганистана считается местом, где, по одной из версий, мог зародиться зороастризм (в настоящее время в стране проживает небольшое количество парсов). В восточных и юго-восточных областях страны долгое время сохранялось влияние индуизма и буддизма.

Исламское завоевание в Афганистане достигло успеха далеко не сразу — войны продолжались почти триста лет с момента возникновения новой религии. С начала 7 века нашей эры и до сих пор в стране проживает индуистское меньшинство (0,6 % населения) и небольшая община сикхов, которые начали переселяться в Афганистан из Индии после прихода англичан. Основной культовый центр древних религий находится в Кабуле, где сегодня осталось около 350 семей сикхов и индуистов (всего, по данным на 2005 год, их в Афганистане проживает 3,7 тысячи человек).

Правительство Индии обещает в ближайшем будущем восстановить храмы в Кабуле, Джелалабаде и Газни. Несмотря на религиозные различия между индуистами и сикхами, в Афганистане эти две общины стараются сотрудничать, чтобы вместе противостоять дискриминации со стороны мусульманского большинства. Своего пика дискриминационная политика достигла в период пребывания у власти движения «Талибан», когда индуисты и сикхи должны были носить жёлтые повязки, свидетельствовавшие об их немусульманском вероисповедании.

В политической жизни страны руководители индуистов и сикхов принимают ограниченное участие, хотя регулярно обращаются с просьбами к главе государства защитить их конституционное право на свободу вероисповедания.

Христианство появилось на территории западного Афганистана в III века, но не получило большого распространения. Первый христианский епископ был рукоположен в V веке, и вплоть до появления ислама существовали общины несториан и монофизитов. После прихода в Афганистан европейцы построили несколько храмов, однако прозелитизмом среди местного населения почти не занимались. В настоящее время численность христиан колеблется от 1 000 до 2 000 человек.

Поскольку, с точки зрения исламского права, переход в другую веру является уголовно наказуемым деянием, положение афганских христиан продолжает оставаться сложным. В Кабуле существует всего один молитвенный дом для христиан всех конфессий, сами христиане регулярно подвергаются репрессиям (обыски, аресты, судебное преследование). Особенно тяжёлым положение афганских христиан стало при талибах, которые запретили публичную демонстрацию креста и привлекали граждан страны к ответственности за распространение христианской литературы. После начала контртеррористической операции во главе с США (2001 год) в Афганистане появились военнослужащие-христиане. Международный резонанс вызвало дело афганца Абд эль-Рахмана, который перешёл в католицизм (в стране действует католическая миссия) и едва избежал казни за это. В настоящее время он экстрадирован в Италию.

Среди других примеров религиозной нетерпимости талибов — подрыв в 2001 году гигантских статуй Будды в провинции Бамиан, возраст которых насчитывал более 1 600 лет. ЮНЕСКО принимает меры для того, чтобы воссоздать этот выдающийся памятник культуры. Представители движения «Талибан» в период пребывания у власти также выступали против шиитов, оправдывали насильственные акции против шиитского меньшинства.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Геологические проблемы современных и древних океанов / В работе рассматриваются проблемы возраста океанов, а также материального состава и общей структуры земной коры. На основе обобщения новых данных автор вновь приходит к заключению, что подразделение земной коры на континентальную и океаническую не имеет под собой ни историко-геологической, ни количеГеологические проблемы современных и древних океанов
В работе рассматриваются проблемы возраста океанов, а также материального ...
На краю земли / В книге даётся описание природы, городов и посёлков Огненной Земли и Патагонии, жизни овцеводов, лесорубов, рыбаков и моряков, рассказывается об истории индейских племён, приводятся различные гипотезы и теории их происхождения, говорится о сырьевых богатствах этой далёкой территории и о их использовНа краю земли
В книге даётся описание природы, городов и посёлков Огненной Земли и Патагонии, ...
Землеизмерительные инструменты и работа с ними в средней школе / Книга представляет собой методическое пособие по геодезии. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «Учпедгиз»).Землеизмерительные инструменты и работа с ними в средней школе
Книга представляет собой методическое пособие по геодезии. Воспроизведено в ...