Япония / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

Япония входит в число наиболее развитых государств, по абсолютному размеру ВВП занимая второе место в мире после США.

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2007 года, Япония названа государством-членом ОЭСР с экономикой «высокого дохода» (high income: OECD). В классификации Всемирного банка статус Японии как страны-заёмщика не определяется (это свидетельствует об отсутствии долга перед Всемирным банком).

В Рейтинге конкурентоспособности экономик мира, подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, в 2007–2008 годах Япония занимает 8-е место с показателем 5,43 балла (в 2006–2007 годах Япония занимала 5-е место).

Несмотря на значительный ущерб, нанесённый Японии поражением во Второй мировой войне, экономика страны была быстро восстановлена (в довоенный период Япония была самым развитым государством в Азии). Факторами, позволившими Японии на протяжении первых двух послевоенных десятилетий демонстрировать высокие темпы роста, стали благоприятные внешние и внутренние условия. Активная помощь США в деле послевоенного восстановления японской экономики, либерализация международной торговли и доступ японских производителей к рынкам развитых стран, твёрдое желание японских элит восстановить экономическую мощь страны — всё это позволило Японии стать одним из ведущих государств мира по уровню экономического развития.

В послевоенные годы в Японии сложилась модель функционирования хозяйственной системы, в центре которой находились крупные финансово-промышленные группы — кэйрэцу, ставшие преемниками образованных ещё в XIX веке и расформированных под давлением США в послевоенные годы финансово-монополитические группы дзайбацу. Многие специалисты именно в кэйрецу видят главный фактор экономического развития. Концентрация контроля над предприятиями деловой группы в руках одной семьи, система пожизненного найма работников (позволяла без риска потери кадров осуществлять инвестиции в своих работников), отсутствие давления со стороны внешних финансовых институтов (каждая группа обладала своим банком), тесные связи с правительственными кругами позволили кэйрецу ставить перед собой долгосрочные цели, эффективно использовать трудовой капитал. Вторым фактором успеха были высокие сбережения японского населения, которые японское правительство аккумулировало через систему почтовых сбережений, а затем по льготным ставкам предоставляло средства банкам кэйрецу или инвестировало их в проекты развития экономики и стимулирования экспорта.

В середине 1980-х годов американские власти для защиты своих национальных производителей от чрезмерной конкуренции со стороны Японии потребовали от японских властей повысить курс йены, что и стало предметом Соглашения Плаза. Пытаясь смягчить эффект от повышения курса йены для японских экспортёров, правительство начало проводить мягкую бюджетную политику больших государственных расходов и низких процентных ставок по кредитам. Подобные действия правительства привели к тому, что уже в начале 1990-х годов экономика начала ощущать последствия масштабных инвестиций. Японские предприятия не могли получить отдачу от своих вложений, банки накапливали «плохие долги» (кредиты, которые не возвращаются уже на протяжении долгого времени и вряд ли будут погашены), правительство накапливало задолженность, увеличивая ещё больше нагрузку на бюджет. В этот же период японская модель развития начинает создавать преграды для дальнейшего развития: механизм работы хозяйственной системы и принципы управления предприятиями подходили для этапа догоняющего развития экономики, а в 1980–1990-е годы. Япония в экономическом и технологическом плане достигла уровня высокоразвитых стран и должна была вступить в прямую конкуренцию с США и Европой. Помимо этого, сложившаяся модель хорошо соответствовала задачам индустриализации, но не постиндустриализации, и столкнулась с целым рядом ограничивающих факторов при развитии сферы услуг.

Финансовый кризис 1997 года в странах Азии оказал ещё более губительное влияние на японскую экономику, спровоцировав крах рынка недвижимости. 1990-е годы в Японии часто называли «десятилетием потерянных возможностей», однако уже в начале нового тысячелетия этот период получил название «пятнадцать лет потерянных возможностей». В 2007 году Япония занимала лишь 18-е место по уровню душевого ВВП среди стран ОЭСР.

Как и в других странах догоняющего развития, государство в Японии играет значительную роль, преимущественно в сфере управления экономическим развитием. Руководящая роль в определении направлений развития, в регулировании внешней торговли принадлежит Министерству внешней торговли и промышленности. Государство также играет важную роль в обеспечении систем здравоохранения, образования, регулирования трудовой сферы.

Денежная единица Японии — йена, одна из резервных мировых валют, обладает высокой ликвидностью. Поеле Второй мировой войны она была привязана фиксированным курсом к американскому доллару вплоть до краха Бреттон-Вудской валютной системы. Из-за хронического положительного торгового сальдо правительству было трудно удерживать курс на низком уровне, и поэтому с введением плавающего курса йены он стал повышаться. Нефтяные кризисы 1970-х годов и разница в ставках с США, однако, произвели на него обратный эффект, так что уже в 1985 году, для защиты национальных производителей от японской конкуренции правительство США было вынуждено пойти на крайние меры и заставить Японию подписать Соглашение Плаза о повышении курса йены. После схлопывания фондового пузыря в Японии курс йены резко понизился и оставался на относительно низком уровне в течение длительного времени — вплоть до резкого ослабления доллара США в 2007–2008 годов. Последняя даже стала причиной возникновения так называемой carry trade, когда инвесторы берут кредиты в Японии, обменивают йену на другие валюты (чаще всего доллар) и инвестируют в другие страны, по получении прибыли проводится обратная операция.

Внешний долг Японии на второй квартал 2007 года составлял 1,5 триллиона долларов США. На второй квартал 2007 года 43,6 % долга приходилось на банковский сектор, 27,7 % — на правительство. Если традиционно высокая задолженность банков может быть объяснена участием банков в международном движении капитала, судя по цифрам, не очень активном, то высокая доля государственного долга (опять же невысокая в абсолютном выражении) свидетельствует о высокой долговой нагрузке на государство (в совокупности с домашними займами).

В Японии наблюдается хронический положительный платёжный баланс по текущим операциям, который перекрывает хронически отрицательный баланс по капитальным операциям. Причина последнего кроется в плохом состоянии конъюнктуры на японском рынке — инвесторы в поисках высокой доходности вкладывают деньги не в Японию, а в др. страны.

Образовательная система Японии построена на принципах обязательности и бесплатности 9-летнего среднего образования, всеобщей доступности и платности высшей ступени среднего образования и высшего образования.

Основой здравоохранительной системы Японии является обязательное страхование. Расходы на страховое покрытие совместно несут гражданин, работодатель и правительство.

Японская концепция пенсионного строительства зиждется на постулатах универсальности (охвата всех граждан страны), социальной защиты (двухступенчатый характер), учёта личного вклада каждого (принцип виртуального накопления средств на индивидуальном счёте, выплата при определённых условиях пенсии членам семьи умершего бенефициара и так далее). Общественная пенсионная система включает в себя три основные схемы: «пенсионная система обществ взаимопомощи» (кёсай нэнкин), «пенсионная система социального благосостояния» (косэй нэнкин) и «национальная пенсионная система» (кокумин нэнкин). Эти системы отличаются между собой условиями страхования и получения медицинских пособий и пенсий, уровнем выплат, ставками страховых выплат, уровнем участия государства в финансовом обеспечении, автономностью финансирования, степенью участия рядовых членов системы в её управлении и так далее.

Особенности рынка труда стали для Японии одним из факторов, способствовавших быстрому росту экономики после разрушительной Второй мировой войны. Отношения работник—работодатель основывались на принципе пожизненного найма, что обеспечивало взаимную лояльность, возможность осуществлять инвестиции в образование работника без риска потери последнего. Однако в годы кризиса, когда Япония начала терять конкурентные преимущества перед производителями из стран с дешёвой рабочей силой, в стране получила практику норма найма по временным контрактам. Такие работники не только не были защищены от увольнения, но и обычно получали меньшую зарплату. На сегодняшний день их доля составляет порядка 35 %, хотя ещё в 1990 году всего 20 %. Это является одной из причин того, что правительству не удаётся активизировать домашний спрос как фактор развития экономики. Современная экономика требует изменения системы пожизненного найма и оплаты труда в зависимости от стажа, а не квалификации. Однако в сегодняшней Японии сложилась дискриминационная структура занятости из хорошо защищённых работников с пожизненными контрактами и слабо защищённых с краткосрочными, не способствующая ни раскрытию потенциала работников, ни изменению стимулов работодателя. Структура занятости в 2006 году выглядит следующим образом: 66,4 % занято в отраслях сферы услуг, 27,9 % — в промышленности (включая строительство), 4,4 % — в сельском, рыбном и лесном хозяйствах. Уровень безработицы составил около 4 %.

Реформирование рынка труда, в результате которого значительная часть занятого населения оказалась в категории временно занятых и испытала понижение заработной платы, не позволяет активизировать внутренний спрос. Перенос производств в страны с более дешёвой рабочей силой отрицательно сказывается на развитии промышленного сектора внутри страны. Слабость институтов, поддерживающих инновационное развитие, не позволяет капитализировать преимущество Японии в наличии высококвалифицированных научных кадров. Недостаточная конкурентоспособность предприятий сферы услуг сдерживает рост и в этом секторе. По-прежнему незначительный рост экономики обеспечивается предприятиями-экспортёрами, однако замедление темпов роста мировой экономики в 2007 году может стать причиной затухания экономического оживления, наблюдаемого в Японии с 2005 года.

Отраслевая структура Японии на 2006 год выглядит следующим образом: в сфере услуг создаётся 69,4 % добавленной стоимости, в промышленном секторе (включая строительство) — 30 %, в сельском хозяйстве — 1,6 %.

Свойственная любой стране, достигшей стадии постиндустриального развития, доминирующая роль сферы услуг находит выражение и в японской экономике.

Самым большим сектором сферы услуг Японии является сектор финансовых и прочих коммерческих услуг. Это характерно для любой постиндустриальной экономики и не является свидетельством высокого уровня развития финансового сектора Японии. В послевоенные годы он стал развиваться вокруг управляемого правительством механизма инвестирования больших накоплений населения в реальный сектор экономики. В последние годы происходит его реструктуризация: коммерческие банки выделяются из финансово-промышленных групп, проводятся слияния и поглощения. Фондовый рынок Японии, возникший ещё во второй половине XIX века, в годы мягкой бюджетной политики правительства занимал лидирующие позиции в мире, в 1990 году капитализация торгуемых на Токийской бирже предприятий составляла 60 % от аналогичного суммарного показателя для всех бирж мира. Однако фондовый рынок Японии был площадкой для спекуляций и не выполнял своих основных функций. В годы кризиса объёмы торгов и общая капитализация прошедших листинг предприятий снизилась в несколько раз. Хотя и сегодня Токийская биржа является одной из крупнейших в мире, она не выдерживает конкуренцию бирж Сингапура и Гонконга по привлечению иностранных предприятий для размещения; вяло торгуются и акции японских предприятий из-за принципов корпоративного управления, в соответствии с которыми акционер не признается полноправным владельцем компании. Помимо этого, проводимая правительством либерализация финансового сектора выгодна иностранным конкурентам, обладающим конкурентными преимуществами в этом секторе.

Вторым по значимости сектором сферы услуг является сектор общественных услуг (услуги в образовании и здравоохранении, различные виды социальной помощи), большая часть которого находится в ведении государства. Это тоже характерно для стран постиндустриального развития, в которых правительство принимает непосредственное участие в хозяйственной деятельности.

Транспортная система Японии является одной из самых развитых в мире. Благодаря примерно 20 тысяч км железнодорожного полотна железнодорожный транспорт является одним из ключевых, что подтверждается и популярностью услуг скоростных поездов, и планами по расширению подобных линий. Плотная сеть маршрутов авиатранспорта и сеть автомобильных дорог (6 851 км скоростных шоссе) протяжённые линии морского транспорта (1 771 км — общая длина морских маршрутов внутри страны) также отображают развитость транспортной системы.

Сектор торговли Японии гораздо менее развит, чем в других странах с аналогичным уровнем доходов. Это объясняется слабым внутренним спросом и вялотекущей реорганизацией мелкотоварного характера большинства розничных продавцов.

Несмотря на предполагаемый уровнем развития Японии постиндустриальный характер экономики, в стране велик и сектор промышленности, в котором создаётся 30 % ВВП. Главными отраслями сферы промышленности являются тяжёлое машиностроение (энергетическое оборудование), общее машиностроение (судостроение, железнодорожное машиностроение и другое производство технологического оборудования), среднее машиностроение (автомобилестроение), точное машиностроение (производство электроники, полупроводников), производство стали и химическая промышленность.

Точное машиностроение, одна из крупнейших отраслей промышленного сектора, получило мощный толчок к развитию благодаря первоначальному импорту технологий из развитых стран, внутреннему рынку, квалифицированным кадрам. Сегодня Япония является одним из крупнейших и наиболее конкурентоспособных производителей электроники в мире.

Автомобилестроение Японии также является одним из лидеров мирового автопрома. Выпуск компания «Тойота» в 2007 году был почти равен выпуску мирового лидера — американской компании «Дженерал Моторе». На начальной стадии развития производство автомобилей в Японии базировалось на иностранных технологиях, однако сейчас уже японские производители выступают главными инноваторами. В частности, внедряемая ими технология гибридных двигателей может стать основной технологией для всего мирового автомобилестроения, в этом случае их лидерство над производителями из США и Германии будет очевидно. Производство транспортного оборудования представлено также железнодорожным машиностроением и судостроением, однако первая отрасль не смогла завоевать прочных лидирующих позиций на мировом рынке и постепенно теряет внутренний рынок из-за конкуренции со стороны других видов транспорта, а вторая отрасль уступает позиции новым производителям из Кореи и Китая. Тем не менее все вышеназванные отрасли транспортного машиностроения являются развитыми в технологическом плане, что добавляет прочности их позициям на рынке.

Химическая отрасль Японии опирается на нефтепереработку и фармацевтику. Являясь вторым крупнейшим в мире рынком фармацевтических товаров и обладая развитой исследовательской базой в этой области, японские производители обладают конкурентными преимуществами перед предприятиями из других стран. Сектор нефтепереработки обеспечивает снабжение национальной экономики нефтепродуктами.

Главными конкурентными преимуществами японской промышленности являются образованная и производительная рабочая сила, сложившиеся кластеры производств, в некоторых случаях — местные рынки сбыта. Однако сегодня они испытывают сильную конкуренцию со стороны предприятий, имеющих производственную базу в странах с относительно дешёвой рабочей силой. Некоторые предприятия сами стали переносить производственные единицы в соседние страны, некоторые ещё этого не сделали. Их дальнейшая судьба будет зависеть от способности контролировать цепочки добавленной стоимости, а это напрямую связано с обладанием технологии. Таким образом, Японии для дальнейшего развития необходимо стимулировать инновации. И хотя сегодня Япония является одним из лидеров по количеству ежегодно регистрируемых патентов, местным предприятиям до сих пор не удаётся капитализировать имеющийся потенциал.

Доля сельского хозяйства в создаваемой в экономике добавленной стоимости ежегодно сокращается; в 2006 году она упала до уровня ниже 1,6 %. Этот показатель гораздо выше показателя стран с аналогичным доходом, однако, в отличие от них, Япония лишь на 50 % обеспечивает себя продукцией сельского хозяйства. Вместе с тем правительство практикует жёсткую защиту производителей риса, пошлины на импорт которого превышают 500 %.

Если рассматривать структуру ВВП Японии в 2005 году по расходам, то, как и в любой стране с высоким доходом, большая часть расходов приходится на личное потребление домохозяйств (57 %), немалую долю составляет и вклад государственных расходов (18 %), на инвестиции в основные средства приходится 23 %, остаток покрывается чистым экспортом (1,5 %) и материально-производственными запасами.

Япония в 2006 году занимала 4-е место в мире по экспорту и 5-е по импорту товаров. В этом же году доля Японии в мировом экспорте составила 5,38 %, доля в мировом импорте — 4,67 %. Показатель экспортной квоты, который в 2006 году повысился до 17,8 %, всё ещё ниже аналогичного показателя стран со схожим уровнем развития.

Несмотря на участие в процессе либерализации международной торговли в рамках ЕС, таможенные пошлины в Японии остаются на довольно высоком уровне. По данным ВТО, в 2006 году средний уровень тарифных ограничений составил 6,1 % (для с/х товаров — 28,4 %, для остальных товаров — 2,7 %), что является высоким показателем для развитых стран.

Основными экспортными товарами Японии являются (2005 год) — транспортное оборудование (24,2 %), электротехника (21,4 %), др. продукция машиностроения (19,7 %), продукция сельского хозяйства (1 %).

К основным статьям импорта относятся минеральное топливо и сырьё (35,6 %), электротехника (35,6 %), другая продукция машиностроения (9,2 %), продукция сельского хозяйства (11,3 %).

Основными торговыми партнёрами Японии являются США, Китай, ЕС, Республика Корея, Тайвань, Саудовская Аравия, ОАЭ.


←   Назад  |   Национальное хозяйство в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

Новая Зеландия. Трудные годы / В книге рассказывается о далёкой тихоокеанской стране, которая не побоялась бросить вызов США, запретив заход в свои порты кораблям с атомным оружием на борту. Многое изменилось здесь за последние 10–15 лет: обострились социальные противоречия, усилилось забастовочное движение, активизировалась борьНовая Зеландия. Трудные годы
В книге рассказывается о далёкой тихоокеанской стране, которая не побоялась ...
Пучины океана / Наше время — эпоха коренных изменений основ многих наук, в том числе геологии и географии. Упорным трудом учёных, вооружённых современными знаниями и новой техникой, создаются новые геология и география. На наших глазах в связи с потребностями человеческого общества, бурным ростом техники, меняются Пучины океана
Наше время — эпоха коренных изменений основ многих наук, в том числе геологии и ...
В погоне за Мексикой / Повесть о древних индейцах майя и современной Мексике.В погоне за Мексикой
Повесть о древних индейцах майя и современной Мексике.