Япония / Положение и роль СМИ

В Японии насчитывается около 1 500 газет и периодических изданий, в том числе 400 ежедневных и 20 выходящих в Токио. Имеется 200 газет национального уровня, самыми известными из них являются: Ёмиури симбун, Майнити симбун, Асахи симбун, Санкэй симбун, Нихон Кэйдзай симбун.

Современная японская газетная индустрия отражает характер японского бизнеса в целом: колоссальные общенациональные газетные организации являются медиакорпорациями. В дополнение к продукции ведущих медиакорпораций, ориентированных на ознакомление публики с новостями так называемого «общего интереса», в стране имеется множество локальных и специализированных газет и журналов. По характеру читательской аудитории японские ежемесячные журналы, суммарный тираж которых превышает 2 миллиарда экз., подразделяются на: детские (27 %), популярные (17 %), для семьи (9,1 %), женские журналы общего назначения (7,2 %) и так далее, а еженедельники с суммарным тиражом почти 2 миллиарда экз. на: журналы общего назначения (31 %), популярные (28 %), детские (25 %), женские (15 %). По данным на 2000 год, в Японии тираж ежедневных газет на 1 000 человек населения составляет 569,69 газеты (наиболее высокий показатель в мире).

В стране существует развитая сеть государственных радиостанций, слушателями которой является большинство населения страны.

Система японского телерадиовещания состоит из корпорации NHK («Ниппон хосо кёкай») и коммерческих компаний. NHK принадлежат 2 телевизионных канала (один из них образовательный), 2 канала спутниковой связи, 2 средневолновых радиоканала (один из них также образовательный), один УКВ (FM) канал. Кроме того, NHK обслуживает разветвлённую сеть зарубежного телерадиовещания.

По данным за 2000 год, в Японии насчитывалось 132 коммерческие телекомпании. В пятёрку ведущих коммерческих каналов входят: NTV (первая коммерческая студия, основной владелец акций — концерн «Ёмиури»); TBS (в её сеть входят 28 телевещательных компаний); TV Tokyo (объединяет 5 телестанций); FT (является крупнейшей коммерческой телерадиовещательной компанией Японии; в системе её вещания — 37 радиостанций с ежедневной аудиторией, превышающей 96 миллионов человек, 27 телевизионных каналов в Японии и 20 за границей); TVAsahi (в её сеть входят 22 телестанции местного и 20 станций зарубежного вещания).

Во Всемирном рейтинге свободы прессы — 2004 Япония занимает 42-е место (10,0 баллов). Для сравнения: в 2003 году Япония находилась в рейтинге на 45-м месте (8,0 баллов), в 2002 — на 28-м месте (7,50 балла).

В рейтинге «Свобода прессы 2005», подготовленном Freedom House, Япония занимает 40-е место (свободные СМИ).

Таким образом, средства массовой информации в Японии представлены довольно широким спектром печатных изданий, радиостанций и телевизионных каналов, которые имеют значительное политическое влияние. Особо отмечается, что доступ на информационное пространство Японии затруднён для иностранцев (как журналистов, так и телерадиовещательных корпораций) и для небольших японских СМИ, не участвующих в деятельности пресс-клубов (кися курабу), а само это пространство довольно монополизированное.


←   Назад  |   Положение и роль СМИ   |   Вперёд   →



 

Географический фактор в развитии общества / В новой книге известного географа В. А. Анучина рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия общества и природы. Синтезировав огромный фактический материал по страноведению, истории, философии, этнографии, археологии, экономике, автор показывает, как по мере развития общества возрастает его заГеографический фактор в развитии общества
В новой книге известного географа В. А. Анучина рассматриваются актуальные ...
Острова, затерянные во льдах / Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько зимовок на полярных станциях, летал в экипажах самолётов полярной авиации был участником высокоширотных экспедиций «Север». Книга даёт читателю возможность увидеть жизнь современной Арктики, узнать, как прочно обосновалсОстрова, затерянные во льдах
Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
Морская карта рассказывает / Краткий справочник по отечественной морской топо­нимии. В нем приводится более двух тысяч русских именных географических названий, нанесённых на карте Мирового океана. Многие из них расшифрованы авто­ром впервые. Большое внимание уделено русским гео­графическим названиям на зарубежных территориях, аМорская карта рассказывает
Краткий справочник по отечественной морской топо­нимии. В нем приводится более ...