Япония / Особенности исполнительной власти
Высшим органом исполнительной власти Японии является кабинет министров (правительство), полномочия и порядок работы которого определены конституцией (глава V) и Законом от 16 января 1947 года.
Главой правительства является премьер-министр. Министры возглавляют соответствующие министерства и ведомства, а также могут входить в правительство на правах министра «без портфеля». Особое место занимают генеральный секретарь кабинета министров (в ранге государственного министра) и глава законодательного бюро (органа, проводящего окончательную экспертизу законопроектов перед их представлением в парламент). В конституции специально оговаривается, что «Премьер-министр и другие государственные министра должны быть гражданскими лицами» (ст. 66).
Кандидатура премьер-министра предлагается парламентом из числа его членов. «Если палата представителей и палата советников приняли различные резолюции о выдвижении, и если соглашение не достигнуто и с помощью предусмотренного законом согласительного совещания обеих палат или если палата советников не приняла решения о выдвижении в течение десяти дней, за исключением времени перерыва в работе парламента, после того как палата представителей произвела такое выдвижение, то решение палаты представителей становится решением парламента» (ст. 67).
Премьер-министр назначает государственных министров и обладает правом отстранения их от должности. Большинство членов кабинета должно быть выбрано из числа членов парламента.
Премьер-министр, как представитель кабинета, обладает правом законодательной инициативы, осуществляет руководство и контроль над различными отраслями управления, а также отчитывается перед парламентом об общем состоянии государственных дел и внешних сношений. Все законы и правительственные указы должны подписываться соответствующими государственными министрами и получать контрасигнацию премьер-министра и обнародоваться императором.
К другим функциям премьер-министра и кабинета относятся: руководство внешней и внутренней политикой; организация и руководство государственной службой; разработка бюджета и представление его на рассмотрение парламента; принятие решений об амнистиях, помилованиях, смягчениях наказаний, освобождениях от исполнения приговоров и восстановления в правах.
Премьер-министр и государственные министры обладают правом неприкосновенности. Однако государственные министры могут быть привлечены к судебной ответственности с согласия премьер-министра.
Премьер-министр и кабинет несут ответственность перед парламентом, нижняя палата которого может поставить вопрос о недоверии, и «кабинет должен уйти в отставку в полном составе, если в течение десяти дней палата представителей не будет распущена» (ст. 69). Также кабинет министров должен уйти в отставку, если «должность премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия парламента после всеобщих выборов членов палаты представителей» (ст. 70).
Для работы в министерствах и специализированных управлениях чиновники обязаны пройти специальные конкурсные экзамены, подтверждающие их компетентность.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Доисторический период
- Период Кофун (курганный) (III–VI века)
- Период Асука (592–710 годы)
- Период Нара (710–794 годы)
- Период Хэйан (794–1185 годы)
- Период Камакура (сёгунат Минамото) (1192–1333 годы)
- Период Муромати (сёгунат Асикага) (1333–1573 годы)
- Период объединения страны (1568–1603 годы)
- Период Эдо (сёгунат Токугава) (1603–1867 годы)
- Период Мэйдзи (1868–1912 годы)
- Период Тайсё (1912–1926 годы)
- Период Сёва (1926–1989 годы)
- Период Хэйсэй (1989 годы — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы правительства (премьер-министры) в 1946–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Японии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Фауна Мордовского Государственного Заповедника им. П. Г. Смидовича Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
От южных гор до Северных морей. За страницами учебника географии Предлагаемая читателю книга содержит описания уникальных уголков природы России ...
Очерки по истории географических открытий (комплект из 5 книг) Цель издания — показать, как сложилось в результате многих сотен путешествий, ...