Грузия / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

Экономическое положение Грузии на протяжении всего постсоветского периода остаётся тяжёлым или крайне тяжёлым. Ведущие мировые финансовые институты до прихода М. Саакашвили к власти характеризовали Грузию как страну, «имеющую нулевую или даже отрицательную стоимость» (некоторые от этой характеристики по-прежнему не отказываются). В год «революции роз» внутренние доходы бюджета страны составили около 400 миллионов долларов США, а прямая помощь стран Запада в различных формах — около 280 миллионов долларов США в год без учёта крайне низких (в среднем в 3, 5 раза) в тот период времени экспортных цен на поставляемые из России энергоносители и денежные переводы примерно 300–400 тысяч грузин, временно работавших в России (по другим данным, 700 тысяч).

На протяжении 1990-х годов экономика Грузии была неоднократно близка к краху. В 1993 году из-за задержки в выделении средств Грузии со стороны Центрального банка России страну охватил острый финансовый и экономический кризис (в городах отмечались перебои с хлебом). Западные страны начали поставки гуманитарной помощи. В 1994 году ситуация усугубилась энергетическим кризисом. Десятки тысяч граждан Грузии отправились на заработки за пределы страны (главным образом в Россию).

Правительству Саакашвили удалось в 2004 году почти в три раза увеличить доходную часть бюджета. Приток капитала в экономику и пополнение доходной части бюджета в 2004–2005 годах произошли благодаря продаже Тбилисского авиационного завода за 67 миллионов долларов США и марганцевого ГОК в Западной Грузии российской компании за 132 миллиона долларов США, а также благодаря доходам от строительства грузинской части нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан». Хорошие показатели пополнения бюджета были также достигнуты благодаря давлению (как в судебном, так и во внесудебном порядке) на ту часть делового сообщества, которая поддерживала режим Шеварднадзе, и легализации (выходу из тени) деятельности некоторых экономических агентов. В целом значительный рост экономики был вызван не столько развитием промышленности или сельскохозяйственного производства, сколько легализацией теневой экономики.

Грузинские власти сумели наладить своевременные выплаты бюджетникам и пенсионерам, повысить пенсионный минимум вдвое — с 14 до 28 лари (15 долларов США), однако не смогли сдержать тотальный рост цен, поэтому увеличение пенсий в лучшем случае позволило слабо защищённым слоям хоть как-то выживать, но не более того. Ещё сложнее была ситуация с некоторыми категориями работников бюджетной сферы: их зарплата в среднем увеличилась до 115 лари (около 70 долларов США), однако повышение зарплат стало возможно во многом благодаря массовым сокращениям. Число безработных после «революции роз» увеличилось. Согласно данным Государственного департамента статистики, уровень безработицы в Грузии в 2004–2005 годов достиг почти 20 % (скорее всего, этот показатель является заниженным).

Для всех постсоветских стран, совершающих переход от плановой экономики к рыночной, государство является важнейшим фактором создания необходимой институциональной среды для нового хозяйственного уклада, и Грузия в этом отношении не является исключением. Однако вплоть до «революции роз» разрушительная внутриполитическая борьба, общая политическая нестабильность и слабость государственных институтов Грузии не позволяли правительству страны активно влиять на экономическую сферу, что привело к преобладанию крайне негативных тенденций, имевших результатом макроэкономическую нестабильность и резкое обнищание населения. В Грузии с запозданием были приняты базовые законы в области приватизации, налогообложения, социальной защиты населения, поддержки малого бизнеса и предпринимательства. Вследствие чрезмерного администрирования (точнее — административного давления на бизнес и высоких барьеров для предпринимательской деятельности), всепроникающей коррупции, системы льгот близким к властям предпринимателям и тому подобных доля теневого сектора в экономике достигла порогового уровня — 40 % (2003 год), что свидетельствовало о полной неспособности государства эффективно регулировать экономические процессы.

Консолидация политического режима Саакашвили позволила усилить и роль государственных институтов в экономике. Конкретные мероприятия грузинского правительства сводятся к следующему: борьба с коррупцией (в том числе сомнительными с точки зрения законности средствами); управление инфляционными процессами; учреждение единого порядка лицензирования; активизация антимонопольной деятельности; поддержка предпринимательства и малого бизнеса; продуманное и быстрое завершение процесса приватизации (имеет целью увеличение доходов государства от приватизации); уменьшение государственного аппарата и расходов на его содержание; личный контроль со стороны президента за инвестициями в экономику; либерализация банковского законодательства и страховой деятельности с допуском на грузинский рынок иностранных банков и страховых компаний; освобождение по новому Налоговому кодексу от налога на землю хозяйств площадью до 5 га (на долю мелких хозяйств в Грузии приходится, по некоторым оценкам, свыше 90 % валового объёма сельхозпродукции). Важным стимулом активизации инвестиционной деятельности считается введённый правительством Саакашвили принцип 100 %-ной амортизации, означающий отнесение всех капиталовложений во всех без исключения отраслях сразу на расходы предприятий без уплаты налога на прибыль. В середине 2005 года Европейский институт налоговых реформ и Европейский институт предпринимательства наградили грузинское правительство за максимальную либерализацию экономики, введение системы «плоского налогообложения» (система действует примерно в 10 странах мира).

Показатели экономического роста в случае Грузии не являются достаточными индикаторами экономической мощи (в силу небольшого размера экономики и её отнесения к группе экономик с «низким средним доходом»), а лишь демонстрируют общую тенденцию. Значительные темпы роста ВВП в 2003–2007 годах (около 9,67 % в год) объяснялись как результатами экономических и политических реформ, так и строительством нефтепровода через территорию Грузии (отсюда всплеск в строительной отрасли). Реальные объёмы ВВП не достигли уровня 1989 года (в тот период республика получала значительные — до 4 миллиарда рублей — дотации из бюджета СССР).

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2008 года, Грузия названа страной с экономикой «низкого среднего дохода» (lower middle income). Также в классификации Всемирного банка категория Грузии как страны-заёмщика определяется как смешанная (blend), что позволяет ей получать не только связанные (с жёсткими условиями), но и несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений. Налицо определённый прогресс: в классификации 2007 года Грузия была определена как страна-заёмщик Международной ассоциации развития, что не позволяло ей получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений, включая МБРР.

В рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2008–2009 годах Грузия занимает 90-е место (из 134) с показателем 3,86 балла.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2006 год): сталь и чугун (16,62 %); напитки, включая алкогольные (12,06 %); руды, шлаки, зола (8,24 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (7,38 %); энергосиловое оборудование (6,3 %); фрукты (6,22 %); драгоценные камни, металлы и другое (5,19 %); удобрения (4,7 %); медь и изделия из неё (3,04 %) и другое.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2006 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и другое (19,41 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт, (10,94 %); энергосиловое оборудование (9,14 %); электрическое и электронное оборудование (7,8 %); фармацевтическая продукция (3,38 %); зерно (2,98 %); пластмассы и изделия из них (2,8 %); изделия из стали и чугуна (2,68 %) и другое.

Основными внешнеторговыми партнёрами Грузии являются: Украина, Турция, Азербайджан, Германия, США, Туркменистан, Болгария, Армения.

После введения Россией в 2005–2006 годов ограничений на импорт грузинских товаров Россия стала третьим по значимости — после Украины и Турции — внешнеторговым партнёром Грузии (основа российского экспорта — природный газ, продовольствие).


←   Назад  |   Национальное хозяйство в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

Физическая география материков (с прилегающими частями океанов) (комплект из 2 книг) / Учебник составлен в соответствии с новой программой по курсу физической географии для студентов географических специальностей педагогических институтов. Характеристики материков содержат общий и региональный обзоры. Все компоненты природы — рельеф, полезные ископаемые, климат, гидрография, почвы, раФизическая география материков (с прилегающими частями океанов) (комплект из 2 книг)
Учебник составлен в соответствии с новой программой по курсу физической ...
Мировой океан и человечество / В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых проблем хозяйственного освоения природных ресурсов Мирового океана. Это новая книга как в отечественной, так и в зарубежной литературе, дающая всестороннее освещение проблемы использования богатств океана и его будущего. ВМировой океан и человечество
В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых ...
Русские кругосветные путешествия / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1872 года (издательство «Типография Морского Министерства»).Русские кругосветные путешествия
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1872 года ...